УКРАИНЕ ПРЕДСТОИТ НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ПОСТЧЕРНОБЫЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Поделиться
За десять дней до наступления времени «Ч» для ЧАЭС, 5 декабря, в сессионном зале ВР состоялись парламентские слушания о закрытии Чернобыльской АЭС...

За десять дней до наступления времени «Ч» для ЧАЭС, 5 декабря, в сессионном зале ВР состоялись парламентские слушания о закрытии Чернобыльской АЭС. И, хотя, наверное, еще много позже после практической остановки всех реакторов ЧАЭС, противники и инициаторы этого шага будут продолжать спор и дискуссию о том, следовало ли это делать (во всяком случае, в такой период), решение такое уже принято. И, возможно, правы те, кто утверждает, что после выполнения этого решения Украина и «чернобыльцы» останутся один на один со всеми проблемами.

Но, так или иначе, Украине все равно предстоит решать целый комплекс многосоставляющих задач, о чем весьма подробно готов был в ходе «чернобылепроблемных» парламентских слушаний рассказать министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов. Но в силу объективных причин министр едва ли успел даже перечислить составляющие комплекса «постчернобыльских» проблем. Посему «ЗН» решило попытаться восполнить, насколько это позволяют масштабы газетной площади, оставшуюся вне выступления информацию, а также попросить господина Ермилова ответить еще на несколько вопросов в этой связи.

Итак, еще в сентябре Президент Л.Кучма зафиксировал в своем указе 15 декабря как дату окончательного выведения Чернобыльской АЭС из эксплуатации. Станции, которая с начала своей работы в 1977 году и до декабря 2000-го выработала 305,3 млрд. кВт-часов электроэнергии. Уже после аварии в 1986 году ЧАЭС произвела 155,1 млрд. кВт-часов электроэнергии. Причем, среднегодовая стоимость продукции ЧАЭС в послеаварийный период в расчете на один блок станции составила 240 млн. грн. Доля чернобыльской электроэнергии за последние десять лет в общем объеме производства электроэнергии в Украине составляла от 1,9% до 6,1%, а коэффициент использования установленной мощности ЧАЭС колебался от 30 до более чем 80%. В 2000 году на ЧАЭС произведено около 7 млрд. кВт-часов электроэнергии.

Что сегодня представляет собой ЧАЭС? Это три энергоблока с реакторными установками РБМК-1000 электрической мощностью 1000 МВт каждая; объект «Укрытие», локализующий поврежденный аварией энергоблок №4; хранилище отработанного ядерного топлива; хранилища радиоактивных веществ (РАВ); пуско-резервная котельная; пруд-охладитель и целый ряд элементов инфраструктуры.

А еще ЧАЭС — это 5791 специалист (а также члены их семей, проживающие в основном в Славутиче, население которого составляет 25 225 человек), из которых, увы, уже в следующем году многие будут уволены, а к 2008-му персонал станции должен будет сократиться до 1885 человек (см. таблицу).

Хотя после аварии на ЧАЭС безопасность работы всех реакторов подобного типа была максимально повышена, многие отечественные и иностранные эксперты отмечают, что и после выполнения всех мер по повышению безопасности реакторов типа РБМК-1000 и модернизации, уровень безопасности даже модернизированной ЧАЭС не соответствует уровню безопасности «западных» АЭС того же возраста. Так или иначе, а позиция ряда ведущих стран и обеспокоенной проблемой ЧАЭС общественности отразилась в «Меморандуме о взаимопонимании между правительствами «большой семерки» и комиссией Европейского сообщества и правительством Украины относительно закрытия Чернобыльской АЭС», подписанном 20 декабря 1995 года. Меморандум предусматривал поддержку закрытия ЧАЭС и сотрудничество по таким основным направлениям, как структурная перестройка энергетического сектора Украины; программа инвестирования энергосектора; ядерная безопасность; смягчение социальных последствий закрытия ЧАЭС и финансовые ресурсы. Согласно положениям меморандума были подготовлены планы снятия с эксплуатации энергоблоков №№ 1, 2, 3 Чернобыльской АЭС и осуществления мер, необходимых для подготовки к снятию с эксплуатации всей ЧАЭС. И вот теперь станция должна быть остановлена…

Процесс снятия с эксплуатации каждого энергоблока состоит из нескольких этапов. В Минтопэнерго Украины считают, что наиболее приемлемым для ЧАЭС является вариант, при котором после реализации этапов прекращения эксплуатации и окончательного закрытия станции оборудование будет законсервировано в строительных конструкциях на период не менее 30 лет.

Для каждого энергоблока срок закрытия составит 5—7 лет. А с учетом различной готовности энергоблоков ЧАЭС к закрытию продолжительность этапов окончательного закрытия и консервации станции может составить 8—10 лет.

Но одной из главных проблем остается социальная защита работников ЧАЭС и жителей города Славутич, для чего разработаны специальные программы, которые должны смягчить последствия закрытия станции.

Проект генерального плана Славутича был утвержден 26 ноября 1986 года и в достаточно короткий срок в новый город переселилось большинство эксплуатационщиков, в том числе и из Припяти, бывшего города-спутника ЧАЭС. Все прекрасно понимают, что окончательная остановка ЧАЭС приведет к сокращению объемов работ и, соответственно, к значительному сокращению численности персонала станции. Расчеты свидетельствуют, что потребность ЧАЭС в специалистах на 2001 год (см. табл. 1) составит около 4200 человек (без учета работников объекта «Укрытие»). Впоследствии потребность в трудовых ресурсах для работы на трех энергоблоках будет постоянно сокращаться и составит к 2008 году около 2000 человек.

Кроме постоянно занятого персонала, потребуются трудовые ресурсы для решения временных задач на промышленной площадке ЧАЭС, которые на период строительства новых установок (2001— 2004 годы) могут составить еще 400—600 человек.

Для работы на объекте «Укрытие» необходимо 800—900 человек в год до 2010-го. Проект превращения этого объекта в экологически безопасную систему предусматривает привлечение в среднем 1200 сотрудников ежегодно вплоть до 2010 года.

Общая численность работников ЧАЭС, которые будут освобождаться в течение 2001—2008 годов, составит 5093 человека. Пик увольнений придется на 2001-й, когда должны будут освободиться свыше двух тысяч человек.

Прекращение работы ЧАЭС без компенсирующих мероприятий приведет к сокращению работников и других организаций Славутича в сфере торговли, культуры, образования, медицины, строительства, поскольку инфраструктура этого города развивалась и содержалась в значительной мере за счет ЧАЭС. Вследствие реструктуризации ЧАЭС и передачи объектов социально-культурной инфраструктуры в коммунальную собственность, в 2001 году планируется освобождение еще 1184 человек, не имеющих непосредственного отношения к работе на промышленных объектах станции. К тому же рынок труда Славутича ежегодно будут пополнять выпускники школ и учебных заведений. Так что уровень безработицы в Славутиче, по прогнозным оценкам, может увеличиться с нынешних 5% до 51% и выше после 2008 года (см. таблицу 2).

Чтобы в Славутиче каждый второй житель не оказался безработным, разработаны специальные программы социальной защиты населения и сотрудников ЧАЭС. Они предусматривают решение целого ряда задач: сохранение и развитие инфраструктуры города; управление человеческими ресурсами; создание компенсирующих рабочих мест; обеспечение социальных выплат и гарантий освобождающемуся персоналу станции. Минтопэнерго считает перспективными такие направления деятельности для создания новых рабочих мест: реструктуризация и диверсификация ЧАЭС; реализация международных проектов, связанных с закрытием ЧАЭС; организация рабочих мест на предприятиях Минтопэнерго и Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, которые расположены в зоне отчуждения; использование высококвалифицированного персонала в ядерно-энергетической отрасли; инвестиционные проекты, реализуемые в свободной экономической зоне «Славутич»; развитие малого и среднего бизнеса.

Для реализации права освободившихся сотрудников ЧАЭС на подготовку и переподготовку за счет эксплуатирующей организации и государства, Минтопэнерго Украины считает целесообразным создание в Славутиче инженерно-технического центра подготовки персонала для объектов атомной энергетики Украины на базе учебно-тренировочного центра Чернобыльской станции.

Общая стоимость мероприятий по социальной защите работников ЧАЭС и жителей Славутича на период до 2008 года оценена Минтопэнерго в сумму 1,8 млрд. грн. Причем уже в следующем году на эти цели должно быть израсходовано 333,4 млн. грн. Все это должно помочь людям адаптироваться после закрытия станции.

Но вернемся к комплексу технических задач по закрытию ЧАЭС. Собственно это закрытие продолжается уже несколько лет. Ведь энергоблок №2 был остановлен еще 11 октября 1991 года в результате пожара в машинном зале. Ядерное топливо полностью выгружено из реактора в приреакторный бассейн, и теперь идет подготовка к проведению комплексного инженерного и радиационного обследования оборудования и помещений.

Энергоблок №1 был окончательно остановлен 30 ноября 1996 года и находится на этапе прекращения эксплуатации. Энергоблок №3 был в последние годы единственным действующим. Буквально перед официальным закрытием ЧАЭС реактор третьего энергоблока был снова запущен, но электроэнергию этот энергоблок уже не производил. Работы по закрытию третьего энергоблока, как и всех остальных, начнутся после получения лицензии на снятие блока с эксплуатации. Однако реализация всех мероприятий по закрытию ЧАЭС потребует еще массу времени, финансовых и трудовых ресурсов. Каких и сколько — смотрите в таблице 3.

Необходимыми элементами инфраструктуры для закрытия ЧАЭС являются также хранилище отработанного ядерного топлива и комплексы по переработке и хранению радиоактивных отходов. Проект строительства хранилища отработанного ядерного топлива с бюджетом в сумме 66,1 млн. евро финансируется из средств Счета ядерной безопасности, распорядителем которого является ЕБРР.

Относительно строительства второго хранилища для отработанного ядерного топлива стоит уточнить, что первое хранилище «мокрого» типа, эксплуатируемое в настоящее время на ЧАЭС, недостаточно вместительное и имеет ограниченный срок службы. Новое же хранилище строится как «сухое» и должно будет обеспечить хранение всего накопившегося отработанного ядерного топлива ЧАЭС сроком до 100 лет. Ожидаемый срок ввода его в эксплуатацию — 2003 год.

Кроме хранилищ отработанного ядерного топлива, в процессе снятия ЧАЭС с эксплуатации возникает необходимость создания завода по переработке жидких радиоактивных отходов. Такой завод уже строится и должен быть введен в эксплуатацию уже в 2002 году. Стоимость этого проекта — 19,7 млн. евро, и он также финансируется ЕБРР и Украиной, доля которой составила около 60 млн. грн.

К 2003 году на ЧАЭС также должен быть введен в эксплуатацию промышленный комплекс по переработке твердых радиоактивных отходов. Этот проект финансируется Комиссией ЕС в рамках программы TACIS, его бюджет составляет 40,8 млн. евро. Украинская доля — около 1,95 млн. долл.

Эксплуатация установок для переработки радиоактивных отходов в свою очередь требует соответствующих сертифицированных контейнеров для транспортировки, временного хранения и захоронения разных видов отходов. Минтопэнерго Украины считает, что намного выгоднее наладить их собственное производство, нежели использовать импортные. К тому же создание завода по производству таких контейнеров параллельно поможет разрешить и проблему занятости населения. Инвестиционная стоимость такого проекта оценивается в 14—16 млн. евро.

Сырьем для производства контейнеров может служить металл, полученный в процессе переплавки радиационно загрязненного металла, которого немало в зоне отчуждения, а также в оборудовании ЧАЭС. Сегодня уже выполнено ТЭО строительства такого завода производительностью около 10 тыс. тонн в год. Инвестиционная стоимость строительства этого завода «под ключ» оценена в 137,2 млн. дойчмарок. Минэкологии положительно оценило этот проект.

После окончательной остановки всех энергоблоков ЧАЭС уже со следующего года будет необходима промышленно-отопительная котельная для теплообеспечения объектов станции. Ее уже начали было строить в 1992 году, но из-за недостатка средств работы были остановлены. С 1997 года этот проект финансируется за счет международной помощи (министерства энергетики США) и взноса Украины. Его общая стоимость составляет 30 млн. долл., взнос Украины запланирован в сумме 7,5 млн. долл. Ввод этой котельной в эксплуатацию запланирован на апрель 2001 года.

Еще один инвестиционный проект — комплекс хранилищ «Вектор» для переработки и захоронения низко- и среднерадиоактивных отходов, первая очередь которого должна быть введена в эксплуатацию в 2002 году. Стоимость этой очереди, по оценке украинских и германских специалистов, составляла 452 млн. грн. (в ценах 1995 года), а инвестиционная стоимость «пускового комплекса» — 55,5 млн. грн.

Вышеперечисленные проекты и мероприятия — это только основная часть работ, связанных с закрытием ЧАЭС. Однако после этого есть смысл проанализировать и ситуацию во всей энергетике Украины, и то, как она изменится в связи и после закрытия ЧАЭС. Об этом мы и спросили главу Минтопэнерго Украины Сергея ЕРМИЛОВА.

— Вы знаете, что около 45% производства электроэнергии в Украине приходится на ядерную энергетику. Поэтому закрытие ЧАЭС, без опережающего ввода в эксплуатацию компенсирующих мощностей, приведет в необходимости дополнительной нагрузки на тепловые электростанции Украины. И хотя это временное решение, оно требует разрешения таких проблем, как обеспечение дополнительных поставок органического топлива, детального планирования нагрузок для поддержания и без того напряженного графика работы электростанций в зимний период; безусловного соблюдения графика введения в эксплуатацию компенсирующих мощностей — блока №4 Ривненской и блока №2 Хмельницкой АЭС.

— Но все это — дополнительные расходы. Как решается эта проблема?

— Еще в июле этого года состоялись переговоры украинской делегации и ЕБРР по вопросу получения кредита для достройки названных энергоблоков, отработаны и парафированы тексты кредитного и гарантийного соглашений.

6 октября текущего года было подписано кредитное соглашение между Украиной и ЕБРР на закупку органического топлива. Кредит в 100 млн. долларов будет предоставлен Украине под госгарантии на стандартных условиях ЕБРР. Продолжительность его 15 месяцев, а возвращаться кредит будет в течение трех месяцев, начиная с 6 ноября 2001 года.

Основными источниками финансирования всех программ, связанных с закрытием ЧАЭС, служат государственный бюджет и международная техническая помощь. Минтопэнерго обосновало необходимость запланировать на эти мероприятия в бюджете-2001 415,694 млн. грн.

— Но ЧАЭС — не единственная атомная станция в Украине, и все другие также требуют повышения уровня безопасности их работы.

— В этом направлении важнейшим программным документом правительства Украины и Министерства топлива и энергетики является постановление Кабинета министров от 12 октября 2000 года «О неотложных мероприятиях по повышению безопасности и надежности функционирования ядерной энергетики». В этом постановлении подчеркнуто, что гарантирование безопасности, надежности функционирования ядерной энергетики, продление проектного срока эксплуатации действующих энергоблоков атомных электростанций, выполнение соответствующих международных обязательств Украины являются приоритетными в деятельности органов исполнительной власти.

Основные мероприятия по повышению безопасности действующих в Украине АЭС учтены в доработанной Национальной энергетической программе Украины. Ориентировочная стоимость затрат на эти мероприятия на период до 2010 года (в ценах начала 2000 года) составит 7,2 млрд. грн., в том числе только на период до 2004 года — 2,7 млрд. грн. Источником таких средств, в соответствии с законом Украины об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности должен быть тариф на электроэнергию, точнее составляющая как себестоимость. Однако требования этого закона противоречат закону о налогообложении. В этой связи в настоящее время готовятся соответствующие поправки к законам, что позволит создать законодательную базу для финансового обеспечения безопасности атомной энергетики.

— Закрытие ЧАЭС волею судеб произошло накануне профессионального праздника энергетиков…

— И поэтому я хочу не только поздравить всех работников отрасли с профессиональным праздником, но заверить прежде всего персонал ЧАЭС и обслуживающих станцию подразделений в том, что мы все хорошо помним, какие испытания прошел этот коллектив. В первые часы и дни чернобыльской катастрофы работники ЧАЭС составили тот костяк ликвидаторов аварии, который и смог выстоять перед лицом надвигающихся испытаний и, возможно, спас человечество от еще большей беды. Огромная вам за это благодарность! Впереди нас ожидают сложные задачи по снятию с эксплуатации трех энергоблоков ЧАЭС, превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, в решении которых непосредственно участвует персонал ЧАЭС. Министерство топлива и энергетики в свою очередь сделает все возможное для дальнейшего вашего трудоустройства и обеспечения социальной защиты.

Алла ЕРЕМЕНКО
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме