Все мы хорошо помним времена, когда российское сырье — от газа и нефти до металла и электричества — поставлялось в Украину по внутрисоюзным, низким расценкам. Продукцию украинского машиностроения тогда собирали из комплектующих, произведенных в четырнадцати республиках СССР, а товары на полках киевских магазинов делились исключительно на советские или импортные. Причем две наиболее индустриально развитые республики союза — Украина и Россия — казалось, навеки были тесно связаны экономическими узами.
Десять лет независимого шествия экономик cоседних стран прошли по сценарию «развода по принуждению» со всеми вытекающими последствиями: склоками, обидами, разбирательствами, правда, пока не доходящими до драки. Главный итог ушедшего десятилетия «экономической независимости» состоит в том, что родственные взаимоотношения между Украиной и Россией перешли в соседские, фактически уничтожив все искусственные и напускные связи между государствами. Новое тысячелетие, по мнению большинства экспертов, несет новые испытания «дружбе навеки», которые в ближайшие годы не позволят двум экономикам глубоко интегрироваться. Хотя все находится в руках госпожи «экономической целесообразности».
Десять лет — мгновение для
истории, но эпоха для экономики. Особенно для экономики Украины и России, которые находятся в стадии реформирования. За время с 1991-го по 2001 год сильно изменилась не только ситуация внутри государств, но и экономические взаимоотношения между ними. До 1991-го взаимоотношения создавались командной системой в приказном порядке. Ко времени распада СССР Украине досталось множество узкоспециализированных предприятий, которые производили один вид продукции на весь Союз, в то же время остро нуждались в поставках комплектующих из других республик и в первую очередь из России. Гигантов, работающих по такой схеме, таких, как Луганский тепловозостроительный завод или тот же Харьковский завод тяжелого машиностроения им. Малышева, с зависимостью на 78—85% от российских комплектующих, в Украине насчитывалось сотни, а предприятий помельче — тысячи.
Независимой Украине досталась искусственная экономика, состоящая из заводов, производящих неконкурентоспособную продукцию при сильной зависимости от комплектующих со всего бывшего Союза. Справедливости ради следует сказать, что не только Украина, но и Россия не сразу после обретения независимости стала чистить авгиевы конюшни плановой экономики. Хотя последней было чуть легче ввиду наличия большого количества, да и «расчистку» она вела напористей. Упущенное время, безусловно, сказалось не только на украинских макроэкономических показателях, но и на общем уровне жизни населения.
Макроэкономика
В развитии экономики двух государств за годы независимости различий гораздо больше, чем сходства. Но схожие показатели демонстрируют удручающую картину — макроэкономические показатели катастрофически упали. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным Национального института украинско-российских отношений, за десять лет в Украине и России не только произошел спад промышленного производства, но и деградация структуры национальных экономик, «вымывание» высокотехнологических, наукоемких современных производств.
Например, доля машиностроения и металлообработки в общей структуре украинской продукции снизилась за десять лет с 30,7 до 13,8%, а удельный вес продукции топливно-энергетического комплекса и металлургии вырос с 19,9 до 51,6%. В России эти показатели очень близки к украинским при том, что в развитых странах доля ТЭК и металлургии не превышает 25%, а до 58% продукции приходится на готовые товары.
Сравнение макроэкономических показателей Украины и России в 1991 и 2000 годах свидетельствует о стремительном падении показателей в обоих государствах, но украинская экономика все же пережила более сильный удар. Так, снижение внутреннего валового продукта в Украине за десять лет составило 40,4%, в России — 35%.
Этот показатель считается важнейшим, определяющим показателем экономического развития страны, поэтому сравним ВВП на душу населения в абсолютных цифрах. В 1999 году в России он составлял $1149, в Украине — $488. В прошлом году украинский показатель вырос до $635, что все равно почти в два раза ниже, чем в России «годичной давности».
Производство промышленной продукции в Украине сократилось на 36%, в России — на 34%, валовая продукция сельского хозяйства соответственно снизилась на 31% и 29%, а розничный товарооборот — на 42% и 18%.
Но больше всего настораживает стремительное старение основных производственных фондов из-за снижения капиталовложений. В частности, прирост инвестиций в основной капитал за десять лет сократился на 68% в обеих странах. Поэтому, если степень износа основных производственных фондов в развитых экономиках составляет 25%, а пороговый индикатор экономической безопасности государства допускает степень износа не выше 50%, в Украине она составляет 80%, в России доходит до 75%.
Общее в показателях двух стран еще и то, что мировая экономическая практика прежде не знала подобных темпов деградации хозяйственных комплексов. Например, в годы Великой депрессии 1929—1931 годов в США объемы производства снизились на 30%, в «перестроечной» Польше — лишь на 14%.
Единственный макроэкономический показатель, который двум странам удалось нарастить — это объемы экспорта. В Украине к 2000 году экспорт вырос в 1,91 раза (против российского показателя 1,8 раза), но при этом импорт продукции в нашу страну вырос в 1,95 раза, в то время как в России он снизился почти на половину.
По уровню международного товарообмена, то есть по показателям торговых операций на душу населения, как Россия, так и Украина значительно уступают странам ЕС. Например, в России этот показатель составляет $788, в Украине — $469, а в Великобритании, Франции, Германии — от $4000 до $6000.
Очевидно, что несравненно большие возможности России торговать сырьевыми ресурсами, в частности энергоносителями, при благоприятной конъюнктуре международного рынка ставит северного соседа в заведомо более выгодное положение. Эта же товарная группа обуславливает преимущество объемов импорта российских товаров в Украину над экспортом в эту страну. Так, в 1993 году импорт из России составлял $5379 млн., экспорт в Россию — $3814 млн., в 2000-м импорт —$5824,9 млн., экспорт — $3515,6 млн. Таким образом, отрицательное сальдо торгового баланса для Украины выросло за эти годы с $1565 до $2309,3, или на 47,6%.
Промышленность
и кооперация
Начиная с 1993 года украинские поставки в Россию уменьшались значительными темпами, причем наиболее существенным это сокращение коснулось продукции производственного назначения. Так, с 1991 по 1993 год втрое сократились поставки черного проката, сортовой стали и тракторов, вдвое — стальных труб и грузовых автомобилей, в 21 раз — минеральных удобрений, на порядок меньше мы стали экспортировать оборудования для металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности. Собственно, на производстве этой продукции специализировались в основном предприятия Донецкой, Днепропетровской, Полтавской, Сумской и Черниговской областей. Но кризис в торговых отношениях коснулся не только крупных, но и уникальных производителей. Например, в Чернигове был единственный в СССР завод по производству пожарных машин, 60% которых поставлялось в Россию. В 1993-м закупки техники были полностью прекращены. В Сумской области расположено мощное производство насосов, поставки которых в Россию в том же году сократились втрое.
После 1994 года снижение поставок украинских товаров в Россию продолжалось, но уже более медленными темпами. Более того, российские предприятия стали размещать заказы в Украине. Например, в 1995-м, «Россельмаш», выпускающий комбайны «Дон» и «Нива», заказал производство 42% комплектующих к ним на харьковском заводе «Серп и молот», кировоградской «Гидросиле» и других заводах. Товарами отечественного производства Украина также рассчитывалась за потребленный природный газ.
Со времени обретения независимости неуклонно сокращалось сотрудничество в военно-экономической области. Если в энергетике хронические долги зависали за Украиной, то в военной — за Россией. Задолженность украинским предприятиям со стороны российского ВПК за десять лет перевалила за $140 млн. Поэтому уровень кооперации в военно-технической области снизился по сравнению с 1990 годом на 80%.
Сегодня Россия и Украина на наиболее перспективных направлениях уже наладили полный цикл производства оружия, и кооперация в военно-технической области, которую переживают на Западе Европы, гипертрофировалась в конкуренцию на ее Востоке. Такая тенденция — образование замкнутых циклов производства внутри государства — кстати, наблюдается во всех основных отраслях конечного производства как в Украине, так и в России. «Россия, без участия других республик, могла в 1990 году производить только 45% всей продукции. С распадом СССР она начала целенаправленно замыкать технологические циклы на себя, создавая новые собственные производства комплектующих. В Украине к этой задаче подошли гораздо менее расторопно, но все же удалось начать производство отдельных видов продукции, например мини-тракторов и комбайнов, самостоятельно», — говорит Лидия Кузнецова, государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности.
И все же украинским промышленникам удалось нащупать самые слабые звенья на российском рынке и закрепиться на них. Причем так мощно, что россияне вынуждены были перейти к тактике антидемпинговых расследований — последнему и полулегитимному аргументу рынка.
Традиционно в структуре торговли Украины с РФ наибольшую долю в 90-е годы занимали неблагородные металлы и изделия из них — 22—25%. Сокращение поставок в Россию украинского чугуна более чем в 300 раз связано с переориентацией его поставок в дальнее зарубежье. По отдельным позициям украинские металлурги просто не в состоянии удовлетворить российских потребителей. Так, спрос на украинский ферросилиций, ферромарганец, марганцевую руду и огнеупоры значительно превышает предложение. Несмотря на это, российское Минэкономразвития продолжает настаивать на антидемпинговых расследованиях против наших металлургов.
Несмотря на то, что с 1991-го по 2000 год украинские трубники частично утратили свои позиции по сварным трубам большого диаметра, им удалось так прочно закрепиться на этом рынке, что их поставки в 2001 году были урезаны квотами в объеме 413 тыс. тонн на год.
Успехи
Удачная интеграция имеет место лишь тогда, когда существует реальная заинтересованность субъектов хозяйствования. И только на ней сегодня зиждется хрупкий баланс экономических взаимоотношений. «Между прочим, некоторые договоренности между Л.Кучмой и В.Путиным не имеют успешного развития в жизни потому, что они договариваются о вещах, не способных жить в рыночных условиях. Так, успешное сотрудничество в аэрокосмической сфере имело место не благодаря вмешательству президентов Украины и России, а вследствие постоянного взаимодействия, которое все эти году не прекращалось. Президенты лишь помогли этим процессам своими решениями. Поэтому то взаимодействие, которое существует между предприятиями двух стран, при всей его скудности (по сути, только аэрокосмическая отрасль и нефтепереработка) — это действительно эффективное сотрудничество, а все, что умерло, значит, было искусственным», — считают в Минэкономразвития России.
В последнее время на российский рынок поставляется не только украинская металлургическая продукция, но и готовая сельскохозяйственная, продовольственная. Если заградительные пошлины на украинский сахар стали в конце 90-х притчей во языцех, то в 2001-м на первый план выходит пиво. Так, по данным российской статистики, за первое полугодие импорт пива из Украины увеличился в 2,2 раза. Основные «виновники» торжества — пивзавод «Оболонь» и черниговское предприятие компании Sun-Interbrew, поставляющее в Россию пиво Stella Artois. При этом доля торговой марки «Оболонь» в крупных городах России достигла 1,7%.
Наглядным примером сотрудничества предприятий в рамках межрегиональных договоров являются поставки продукции Харьковского тракторного завода в Тульскую область под выполнение лизинговой программы.
В то же время кооперирование по производственному признаку носит пока несколько односторонний характер: российские компании приходят на украинские заводы через их приватизацию. «Из положительных примеров можно назвать факт приобретения «ЛиНОСа» Тюменской нефтяной компанией и Одесского НПЗ «ЛУКойлом». Это позволило снизить цену горючего на внутреннем рынке. Кстати, прошлогодний кризис на рынке ГСМ был вызван именно нефтяной блокадой со стороны России, и проблемы НПЗ казались неразрешимыми на государственном уровне», — говорит Александр Свердлов, директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Украины.
Не менее удачным является сотрудничество в цветной металлургии — работа «Сибирского алюминия» на Николаевском глиноземном заводе. Кроме ритмичной загрузки НГЗ и сбыта производимой продукции в основном в России, в Харьковской области россияне построят алюминиевый завод по производству готовой продукции.
Проблемы
Новейшие взаимоотношения двух государств несут ряд проблем, которые временами угрожают экономической безопасности Украины. Так, в сфере торговли товарами и предоставления услуг для нас небезопасно введение российской стороной лицензирования, квотирования, дополнительных таможенных пошлин и других подобных ограничений. «Наиболее острые проблемы, существующие между двумя странами, — это антидемпинговые расследования против наших трубопроизводителей, а также обложение НДС и экспортной пошлиной нефти и газа, поставляемых в нашу страну. Последнее значительно повышает стоимость поступающих в Украину энергоносителей», — считают в Совете национальной безопасности и обороны Украины.
Переход взаимовыгодных двусторонних экономических отношений в сферу торговых войн с использованием заградительных пошлин и антидемпинговых расследований сегодня уже осложняет жизнь не только украинским производителям, но и российским потребителям и владельцам украинских предприятий. «Конечно, если бы два соседних государства не вели бы друг против друга торговые войны и не закрывали свои рынки заградительными акцизами, НДС, многие предприятия работали успешнее, чем сегодня», — считают эксперты консалтинговой компании PWC.
В то же время в России придерживаются несколько иного мнения. По словам замминистра экономического развития и торговли Максима Медведкова, «заключение соглашения о свободной торговле между Россией и Украиной было обусловлено необходимостью спешно оформить торговые отношения двух стран после распада Советского Союза. Но качество документа теперь не удовлетворяет нас, соглашение не соответствует современным условиям и иногда наносит прямой убыток стране. Потому Минэкономразвития и торговли предложит правительству пересмотреть этот документ».
По словам г-на Медведкова, соглашение о свободной торговле не содержит достаточного количества положений, которые позволяют применять ограничительные меры в отношении импорта. Текст документа якобы содержит лишь общее положение о том, что страна имеет право вводить количественные ограничения на поставки импортной продукции, если они наносят ущерб внутренним производителям или просто грозят его нанести. «Но это не позволяет нам в полной мере защищать свой собственный рынок», — говорит М.Медведков.
Тактика антидемпингового выживания украинских конкурентов с рынка стала применяться сравнительно недавно, но она уже коснулась порядка 70 наименований товаров, начиная от карамели и соли и заканчивая трубами и металлопрокатом, по которым вынесены ограничительные решения или планируются разбирательства.
Отрицательно сказывается на экономической безопасности промедление России с реализацией режима свободной торговли, переориентация импорта (до 75%) на страны дальнего зарубежья. Критическим для нас остается вопрос снятия зависимости от российских энергоносителей, в связи с чем по-прежнему актуальна проблема диверсификации их поставок. В сфере энергоносителей памятна попытка России дискредитировать проект поставки каспийской нефти по маршруту Одесса—Броды и наладить собственные поставки нефти и газа в обход Украины.
До сих пор из-за недостаточного финансирования со стороны двух государств тормозится совместное производство самолетов марки Ан. Так и не налажен серийный выпуск Ан-70, не говоря уже о других перспективных проектах.
Хотя на украинско-российском невидимом фронте есть и еще более острые проблемы, связанные с энергетическим сотрудничеством.
Энергетика
Основные точки соприкосновения двух стран в области электроэнергетики обусловлены тем, что в 1990 году 87% всего экспорта советской электроэнергии производилось через Украину. За минувшее десятилетие, после нескольких отключений своей энергосистемы от украинской, россияне потеряли этот экспортный маршрут. В 2000 году РАО «Единые энергетические системы России» предложили воссоединить энергосистемы, что позволило бы РФ открыть экспортный шлюз, направив российское электричество платежеспособным европейским потребителям.
Как объяснили корреспонденту «ЗН» в Минтопэнерго Украины, главная причина того, что это не происходило (до 20 августа с.г. — прим.Ред.), — нерешенный вопрос о поставках ресурса в Молдавию. Дело в том, что ОАО «ЕЭС России» желает поставлять ресурс в страну, в которую Украина уже поставляет свою электроэнергию в счет долгов перед «Итерой». «Пока Украина не поставит эти объемы электроэнергии, страна не согласится транспортировать туда электричество, генерируемое АО «ЕЭС России», — сказал представитель компании «Укрэнерго».
Еще одна проблема заключается в том, что Россия не хочет учитывать потери при транспортировке электроэнергии, во-первых, и высокую стоимость украинской электроэнергии, во-вторых. И все же сегодня в Украине существуют две точки зрения на воссоединение систем. Минтопэнерго считает, что оно повысит надежность работы энергетиков обеих стран и, конечно же, необходимо. Противоположного мнения придерживаются в «Укрэнерго» и особенно в облэнерго. Если равняться на западный опыт, где все энергосистемы объединяются, то нам просто суждено рано или поздно слиться в энергетическом экстазе. Но объединение произойдет лишь в случае полного учета интересов всех сторон и во всех сферах.
Еще одна болезненная точка — транспортировка нефти по украинской территории. В течение последних пяти лет не удается согласовать тарифы на транзит по магистральному трубопроводу «Дружба». Украина за прокачку одной тонны нефти на участке длиной 770 км взимает $5,2, что ниже среднеевропейских тарифов на 5—15%. Россия требует снижения тарифа до $4,3, при этом российская «Транснефть» обещает увеличить прокачку нефти на 5 млн. тонн — до 22 —22,5 млн. тонн в год по этому маршруту.
«Но Россия просто не может дать нам гарантии того, что этот объем нефти не будет снят с Одесского или Новороссийского направления. А у нас есть печальный опыт сотрудничества с «Транснефтью», которая обещала, что если мы вложим в ремонт Приднепровских магистральных нефтепроводов $50 млн., она не будет строить обходной маршрут «Суходольная—Родионовка». Мы вложили эти средства, а они строят и в этом году закончат сооружение обходного нефтепровода. То есть россияне поступают просто несправедливо», — говорит А.Свердлов.
Что греха таить, наш северный сосед не изжил синдром старшего брата, а Украина за десять лет независимости не успела избавиться от комплекса «младшей сестры».
Перспективы
Оценивать перспективы экономического сотрудничества Украины и России следует с двух позиций — экономического прагматизма, который сегодня все больше демонстрирует каждое из государств, и политики плавной интеграции в международное экономическое сообщество. Эти векторы оставляют место для взаимовыгодного сотрудничества в экономической области. Причем интересы Украины в отношениях с Российской Федерацией заключаются в создании условий для долгосрочных экономических связей. Очевидно, что мы заинтересованы в более полной загрузке отечественных производственных мощностей. Это, по мнению специалистов Национального института украинско-российских отношений, позволит не только увеличить поставки сырья, нарастить объемы переработки, но и увеличить присутствие продукции украинских предприятий на рынке РФ.
Неплохим примером такого сотрудничества является приход в Украину «ЛУКойла» и Тюменской нефтяной компании. «Нефтехимический комплекс прежде всего интересен для экспансии таких компаний, как «ЛУКойл», Тюменская нефтяная и «Газпром». Но ни «ЛУКойл», ни «Газпром» пока не успели всерьез проявить себя в части реализации проектов в химической отрасли», — говорит Л.Кузнецова. «Конечно, нас интересует Украина, как объект капиталовложений, особенно предприятие «Росава» и «Валса» (г. Белая Церковь) — самые крупные производители легковых шин в Украине и поставщики шин на конвейер «АвтоВАЗа». Но пока мы не определились с покупкой этих заводов», — говорит вице-президент «СИБУРа» Сергей Зенкин.
Сегодня наиболее эффективные области сотрудничества двух стран — ракетно-космическая сфера и нефтепереработка. Кроме того, перспективными с точки зрения совместной работы остаются самолетостроение, нефтехимия, судостроение.
Одним из способов решения проблем специалисты считают развитие внутреннего рынка и на этой основе — привлечение инвесторов, в том числе из России. Но привлечение инвесторов невозможно без внятной законодательной базы...
Таким образом, как ни крути, весь спектр существующих проблем не позволяет двум странам глубоко интегрироваться экономически. А значит, и политически.