С приходом к власти новой команды всегда возникает вопрос «Каким будет новый курс?» Особенно после такой бурной кампании, как нынешняя.
С одной стороны, неоднократно заявлялось, что не будет массового передела собственности. Об этом не раз говорил и Виктор Ющенко. С другой — то и дело рисуются сценарии, до изумления этот самый передел напоминающие.
Председатель Специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Валентина Семенюк (и один из основных кандидатов на пост нового главы ФГИ) вообще предлагает проводить реприватизацию в том случае, «если городской, областной советы видят необходимость реприватизации». Дословно: «Они это обосновывают и направляют представление в Кабинет министров. Тот открыто проводит экономические оценки. Потом происходит утверждение этих объектов в сессионном зале».
Откровенно говоря, по такому пути можно зайти очень далеко. Недостатка в желающих разрулить финансовые потоки в свою пользу не будет. Ведь все живые люди — и мэры, и чиновники, и даже депутаты. На худой конец, у всех есть родственники... Так что шквал «экономически обоснованных обращений» просто гарантирован. Фактически это и есть сценарий замены одних олигархов другими.
Однако это будет означать конец рыночной экономики: тему «забрать и поделить» мы уже проходили с вполне известным результатом. Во всяком случае, желание развивать собственный бизнес, зная, что в любой момент его владельца могут «экономически обоснованно выставить», — занятие глубоко на любителя. Особенно в отраслях, требующих вложения долгосрочных инвестиционных ресурсов.
С этим уже столкнулась горно-металлургическая отрасль. Вспомните декабрьскую дискуссию по поводу экспорта руды, когда звучали неоднократные призывы к пересмотру приватизации «Укррудпрома».
При этом экономическим обоснованием являлось то, что нескольким меткомбинатам не хватало несколько миллионов тонн руды, а покупать ее дороже не хотелось. В итоге развернулась кампания с призывами «запретить» и «переделить».
И что особенно интересно: все это касалось отрасли, приватизация которой специально проводилась по отдельному закону именно с целью избежать угрозы корпоративных конфликтов. Причем закон был поддержан основными политическими силами страны — за него голосовали и «Наша Украина», и «Регионы Украины».
Правда, нет худа без добра. Было привлечено внимание к реальным проблемам отрасли, от ритмичной работы которой зависит экономика страны. А проблем в ней предостаточно.
Сначала о хорошем. В 2005 году горнорудные предприятия Украины должны выдать 56,95 млн. тонн товарной продукции.
Согласован баланс поставок железорудного сырья, достаточный для производства 32,8 млн. тонн чугуна. Напомним: поставки на внутренний рынок в прошлом году планировались из расчета производства 31 млн. тонн чугуна.
Всего же в текущем году предполагается поставить металлургам 40,3 млн. тонн железорудной продукции против 36,0 млн. тонн в 2004-м.
На экспорт предусматривается поставить 16 млн. тонн железорудного сырья, что на 1,9 млн. тонн меньше, чем в 2004 году. При этом удельный вес экспорта составит 30,4%.
Вывозиться в основном будет то сырье, предложения которого на внутреннем рынке превышают спрос. К примеру, предложения аглоруды превышают спрос внутри страны на 7,1 млн. тонн, окатышей — на 6,9 млн. тонн.
Однако совсем радужная картина не получится. Износ основных фондов всех ГОКов носит критический характер. На начало 2004 года средний износ активной части фондов составлял 76,5% (общий — 69,2%). При этом на КЖРК он вообще превысил более 82,0%.
При таких темпах, если не удастся привлечь соответствующие инвестиции, уже к 2010 году, т. е. через пять-шесть лет, износ активной части фондов достигнет 100%.
Только на простое восстановление основных производственных фондов для достижения общепринятого в мировой практике уровня износа 50% необходимо на протяжении десяти лет инвестировать в отрасль дополнительно 2,3 млрд. грн.
Согласно проекту Национальной программы развития горно-металлургического комплекса Украины на период до 2010 года, только на поддержку действующих мощностей железорудных предприятий Кривбассу необходимы инвестиции в размере 7,3 млрд. грн.
Ухудшаются и условия добычи руды. Добыча железных руд в открытых горных выработках происходит на глубинах до 350 м, с ежегодным углублением на 5—7 м. Железорудные шахты уже достигли отметки 1300 м, ежегодно углубляясь на 14—16 метров. В итоге себестоимость работ только за счет этого фактора растет на 2,5—3,5% в год.
Вдобавок в ряде случаев горные роботы ведутся по рабочим проектам 15—20-летней давности без учета фактического состояния предприятий.
Экология Кривбасса — это вообще отвальная тема. За почти 125 лет добычи в той или иной степени были затронуты 17—20 кубических километров горной породы общей массой 510 млрд. тонн. В мире просто нет подобных примеров, когда на участке площадью несколько сотен квадратных километров так сильно воздействовали бы на природу.
Существует и проблема качества руды. За последние 11 лет качество концентратов практически не изменилось: содержание железа остается на уровне 64,8%.
Эта проблема носит межотраслевой характер и должна решаться в масштабах всего горно-металлургического комплекса страны. Из-за низкого качества железорудного сырья на меткомбинатах ежегодно перерасходуется только кокса на 17—18 млн. долл. и недодается чугуна на 100—110 млн. долл.
Для повышения качества железорудного сырья в ближайшие три года необходимо вложить 100—120 млн. долл. С другой стороны, инвестиции с целью повышения качества сырья горнодобывающие предприятия осуществляют на свой страх и риск. Ведь металлургические комбинаты сильно не доплачивают за повышение содержания железа в руде до мировых стандартов.
В общем, необходим качественный рывок — переход от политики «латания дыр» к модернизации производства. Именно это и планируется в 2005 году. Так, согласно производственным программам только горнорудных предприятий Кривбасса, в текущем году планируются инвестиции в основной капитал в размере около 1,5 млрд. грн., что больше, чем за четыре предыдущих года. Однако все это станет реальностью только в условиях стабильности и при возможности планировать производство на пять-десять лет вперед.
При этом необходимо четко понимать: у государства таких средств нет и не предвидится. Без частного капитала отрасль функционировать уже не может. А как показал и украинский, и российский опыт, в условиях корпоративных войн говорить о масштабных инвестициях не приходится. Кстати, совершенно не обязательно отбирать все. Вполне достаточно начать передел на одном ГОКе, чтобы создать состояние неопределенности на всех остальных. Означать это может одно: оборудование будет только гробиться…
Основная задача государства — создать неизменные правила игры, исключающие резкие пересмотры. И новое правительство должно в кратчайшие сроки декларировать свою программу, гарантировав отсутствие угрозы передела собственности. Без этого невозможны ни внутренние, ни внешние инвестиции…
Причем пострадать могут все. Сейчас в мире достаточно привлекательные цены на металл и сырье, но вечно это длиться не может. Рано или поздно, но произойдет их снижение, как бы нам ни хотелось обратного. И если сейчас не провести масштабную модернизацию в ГМК, то перспективы украинской экономики трудно назвать блестящими.
Конкуренция в мире постоянно обостряется, и делать скидку для нас никто не будет. Потребителю украинского металла и сырья наши проблемы, по большому счету, безразличны. Не купит у нас, приобретет в Бразилии или Австралии. Значит, они выиграют, а мы проиграем. А по какой причине — это уже будет десятое дело.
С учетом нынешнего положения на рынке у нас есть всего два-три года, чтобы сделать рывок. Если мы их потеряем на шараханья из стороны в сторону, то наверстать их будет уже невозможно. Не хотелось бы, чтобы этот год когда-то назвали годом упущенных возможностей.