Под знаком Oil & Gas

29 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 29 октября-5 ноября 2004г.
Отправить
Отправить

Если бы не всевозможные политические акции и контракции, землетрясения в прямом и переносном смысле, то можно было бы сказать, что по событийности эта неделя, безусловно, проходит под знаком нефти и газа...

Председатели правлений «Газпрома» А.Миллер и «Нафтогазу України» Ю.Бойко уверяют, что политика газовых компаний взаимовыгодна
Председатели правлений «Газпрома» А.Миллер и «Нафтогазу України» Ю.Бойко уверяют, что политика газовых компаний взаимовыгодна
Председатели правлений «Газпрома» А.Миллер и «Нафтогазу України» Ю.Бойко уверяют, что политика газовых компаний взаимовыгодна

Если бы не всевозможные политические акции и контракции, землетрясения в прямом и переносном смысле, то можно было бы сказать, что по событийности эта неделя, безусловно, проходит под знаком нефти и газа. И как ни странно (а возможно, симптоматично), с минимальным привкусом политики. Во-первых, с 25 по 28 октября состоялась ставшая уже традиционной 8-я международная выставка «Нефть и газ-2004». В рамках конференции НАК «Нафтогаз України» организовала также ставшую уже традиционной международную конференцию «Нефтяная и газовая промышленность: инновационный путь развития». Во-вторых, НАК «Нафтогаз» и польская компания Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. (PGNiG) заключили контракт о строительстве газопровода и о ежегодных поставках газа из Украины в Польшу. В-третьих, подписано соглашение между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України» и контракт между «Газпромом» и ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Итак, обо всех этих событиях — кратко и в хронологическом порядке.

Ruhrgas всегда рад гостям и партнерам
Ruhrgas всегда рад гостям и партнерам
Ruhrgas всегда рад гостям и партнерам

Заметки с выставки и конференции

Специализированные или тематические выставки тем и хороши, что дают возможность как пообщаться со старыми партнерами и познакомиться с их новинками, так и установить деловые отношения с новыми партнерами. Словом, способствуют тому, чтобы деловые контакты трансформировались в контракты. Сколько таковых трансформаций произойдет в результате и после 8-й международной выставки «Нефть и газ — 2004», пока сказать трудно. Но хочется верить, что все же немало. А то с чего бы 120 компаниям тратить время и деньги на участие в этом нефтегазовом форуме?

Заинтересованные лица и компании могли познакомиться с экологически безопасными технологиями производства, переработки и реализации газо- и нефтепродуктов, системами управления различными процессами в этих отраслях, приборами учета расхода газа и тепла и приборами контроля за качеством нефтепродуктов. Словом, было на что обратить внимание.

А пока практики присматривались к технологическим новинкам, 26 октября началась международная конференция «Нефтяная и газовая промышленность: инновационный путь развития». В работе конференции участвовали представители «Нафтогазу України» и ее дочерних компаний, представители Shell, АО «Газпром», НК «Грузнефть», АО «КазТрансГаз», Iris Power Engineering (Канада), West LB AG, ABN AMRO Bank N.V., а также различных научных организаций и учреждений. Кроме того, в рамках выставки состоялись презентации компании Schlumberger Italiana S.p.A. на темы: «Методика и технологии, применяемые для увеличения добычи на эксплуатируемых месторождениях» и «Технологии увеличения добычи: горизонтальное бурение скважин и бурение вторых стволов, гидроразрыв пластов, передовые технологии перфорации».

Но, по большому счету, это был бенефис «Нафтогазу». Представителям этой компании, безусловно, есть о чем рассказать. Так что в основном на конференции их и слушали, тогда как представители российского «Газпрома» почему-то отказались выступать. Возможно, не захотели «лізти поперед батька у пекло» — председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер прилетел в Киев с Владимиром Путиным.

Разве что посол США в Украине Джон Хербст внес некоторое разнообразие — в контексте нефтетранзитного потенциала Украины. Он заявил на конференции, что Украина в условиях реверсного использования нефтепровода может лишиться возможности диверсифицировать транспортировку нефти, в частности использовать трубопровод Одесса—Броды для транспортировки каспийской нефти. «Мы бы советовали Украине не перекрывать потенциальные возможности направлений нефтепоставок и продолжать изучение предложений о транспортировке каспийской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды в Польшу и Германию», — подчеркнул Дж.Хербст. Риск лишиться возможности диверсификации поставок нефти, по его словам, возможен в результате появления новых маршрутов транспортировки нефти в обход пролива Босфор и, в частности, ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан.

Кроме того, по словам посла, риск для Украины также представляет подписание дополнительных соглашений об объемах прокачки нефти. «Мы опасаемся, что дополнительные соглашения перекроют существующие маршруты в южном направлении, не гарантируя при этом адекватных поступлений из России. Таким образом, они определят судьбу нефтепровода Одесса—Броды на годы вперед, лишая Украину возможности диверсифицировать свои поставки и источники нефти с одновременным расширением сотрудничества с Европой», — сказал он.

«Независимо от окончательного утверждения объемов поставок по Одесса—Броды общий их объем в Украину в следующем году существенно не увеличится», — отметил Д.Хербст. При этом он сообщил, что, по имеющейся у него информации, поставки нефти по трубопроводу Одесса—Броды в 2005 году снизятся с запланированных 9 млн. тонн до 4,8 млн.

Ю.Бойко, со своей стороны, выразил несогласие с мнением Дж.Хербста по поводу риска снижения объемов прокачки нефти из Брод в Одессу в 2005 году. «Я об этом не знаю. Мы подписывали соглашение на 7—9 млн. тонн», — сказал он. Говоря о возможном изменении направления использования нефтепровода Одесса—Броды на прямое, глава НАКа заявил: «Если нефть будет — повернем».

Остается напомнить, что начало эксплуатации нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан ожидается в первой половине 2005 года, во второй половине года состоится первая прокачка нефти. Стоимость проекта протяженностью в 1762 км (443 км по территории Азербайджана, 249 км — Грузии, 1070 км — Турции) составляет 2,95 млрд. долл., его пропускная способность рассчитана на перевалку 50 млн. тонн нефти в год.

Утешает информация с «газового фронта». По словам Ю.Бойко, добыча газа предприятиями, входящими в структуру национальной акционерной компании «Нафтогаз України», к 2007 году может составить 24 млрд. кубометров. Нарастить добычу предполагается в основном за счет разработки месторождений на Черном море, в частности, на площади Субботино. Глава НАКа также сообщил, что в настоящее время компания оценивает рынок буровых установок, а также оборудования для нефтедобычи с перспективой расширения работ на глубине более 3 тыс. м. Для справки: в 2003 году «Нафтогаз України» увеличил добычу газа на полмиллиарда кубометров — до 18,221 млрд. кубометров, в 2004-м планирует обеспечить такой же прирост добычи газа.

Курица, несущая золотые яйца для НАКа, — ДК «Укртрансгаз» — эксплуатирует газотранспортную систему (ГТС) Украины и намерена в следующем году увеличить транзит природного газа в страны Европы до 123 млрд. кубометров, сообщил генеральный директор «Укртрансгаза» Анатолий Рудник. По его словам, в текущем году транзит природного газа в страны Европы через украинскую ГТС может возрасти на 13% — до 121 млрд. кубометров. Он также сообщил, что по итогам текущего года инвестиции в развитие ГТС Украины составят около 600 млн. грн. и приблизительно столько же — в 2005-м. В прошлом году «Укртрансгаз» транспортировал в европейские государства 107,2 млрд. кубометров газа. И стоит отметить, что даже во времена так называемых несанкционированных отборов газа украинские газотранспортники всегда выполняли свои контрактные обязательства перед европейскими партнерами. Сегодня же в надежности украинской ГТС практически никто не сомневается. И упоминание о ней вовсе не случайно, ибо и контракт с польской нефтегазовой компанией, и соглашение с российским «Газпромом» имеют отношение именно к отечественной ГТС и «Укртрансгазу».

Для справки: пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 287,7 млрд. кубометров газа, на выходе — 177,1 млрд. кубометров газа, в том числе в страны Европы — 141,1 млрд. кубометров. «Укртрансгаз» эксплуатирует 36,4 тыс. км газопроводов, в том числе 22,2 тыс. км магистральных газопроводов и 14,2 тыс. км газопроводов-отводов, а также 71 компрессорную станцию общей мощностью 5380 МВт, 12 подземных хранилищ газа общей активной мощностью 32,3 млрд. кубометров, 1392 газораспределительные станции.

Примечательным было и выступление на конференции Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова — «Нефтегазовый комплекс и энергетическая безопасность Украины: новые вызовы и новые возможности». В частности В.Сапрыкин отметил, что, независимо от результатов выборов, кардинальных изменений в политике страны по ключевым вопросам топливно-энергетического комплекса Украины не произойдет. По его словам, «кто бы ни стал президентом Украины, он будет действовать в крайне узком диапазоне возможностей, обусловленных долгосрочной зависимостью энергосекторов стран-экспортеров, транзитеров и импортеров и обязательствами по международным договорам».

В.Сапрыкин отметил невозможность нивелировать роль России в обеспечении Украины энергоносителями как для внутреннего использования, так и в случае транзита. Незначительная степень свободы, связанная с поставками туркменского газа, будет утеряна, поскольку с 2007 года Россия перекупила практически весь туркменский газ. А Украине пока еще не удалось пролонгировать долгосрочное соглашение с Туркменистаном.

Если победит прозападный кандидат на пост президента, он не сможет отойти от кардинальной зависимости украинской экономики от российских энергоносителей — Россия останется главным поставщиком энергоносителей в страну. Задачей же пророссийского кандидата в вопросах ТЭК станет отстаивание национальных интересов Украины в отношениях с Россией, отметил Сапрыкин. И в этом с экспертом трудно не согласиться.

«Нафтогаз України» — PGNiG

Накануне подписания «Нафтогазом України» и PGNiG контракта о ежегодных поставках в Польшу 70 млн. кубометров украинского природного газа для обеспечения юго-восточных районов страны председатель правления польской компании Марек Коссовски рассказал на приеме в посольстве Республики Польша в Украине о том, что поставки газа будут осуществляться по газопроводу среднего давления Устилуг (Украина)—Грубешув (Польша), строительство которого предусмотрено контрактом.

Строительство газопровода Устилуг—Госграница протяженностью 1,7 км будет осуществлять компания «Укртрансгаз» (дочерняя «Нафтогазу України»), в ведении которой находится вся газотранспортная система Украины.

Поставки природного газа по газопроводу в Грубешув планируется начать со второго полугодия 2005 года.

Согласно контракту, по словам М.Коссовского, до 2007 года в Польшу будет поставляться 70 млн. кубометров газа ежегодно, а затем объем поставок будет увеличен до 200 млн. кубометров в год.

Разумеется, по сравнению с объемами газопотребления в Украине это выглядит очень скромно. Но по масштабам газопотребления Польши это весьма существенно. И, как уже после подписания контракта заметил заместитель председателя правления «Нафтогазу України» Игорь Воронин, очень важна перспективность этого проекта, который предполагает экспорт газа в другие страны не по магистральным газопроводам, а по газопроводам среднего давления. По его словам, «Нафтогаз України», в частности, планирует заключить подобное соглашение о газификации приграничных районов Румынии. И это может стать весьма существенным прорывом НАКа на европейский рынок газа, где, как известно, в основном погоду делает «Газпром».

Кроме того, у НАКа появляется возможность поучаствовать в приватизации польской нефтегазовой компании. По словам М.Коссовского, согласно недавно утвержденному плану реструктуризации нефтегазовой отрасли акции PGNiG вскоре будут выставлены на продажу. Пакет для продажи иностранному инвестору планируется сформировать из акций дополнительной эмиссии, которые будут реализованы через биржу, и акций, которые сможет выставить на биржевые торги Госказначейство Польши (собственник 100% акций PGNiG). М.Коссовский уточнил, что согласно польскому законодательству 15% акций смогут приобрести работники PGNiG.

Правительство Польши намерено сохранить в государственной собственности свыше половины акций PGNiG.

И.Воронин отметил, что НАК «Нафтогаз» намерена принять участие в приватизации польского нефтегазового концерна Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. «Как только будет объявлен конкурс, мы примем в нем участие», — сказал он.

«Нафтогаз» — «Газпром»

27 октября председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписал с НАК «Нафтогаз України» соглашение о взаимодействии на инвестиционной фазе деятельности ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», а также контракт с газотранспортным консорциумом на транспортировку дополнительных объемов газа в управляемый ООО газопровод. В тот же день главы «Нафтогазу» и «Газпрома» рассказали о подписанных документах настолько подробно, насколько могли и хотели.

Итак, по словам Алексея Миллера, подписанные документы «определяют условия нашей совместной деятельности на инвестиционной стадии работы Международного консорциума по развитию ГТС Украины и гарантируют загрузку созданных мощностей. Это реальный пример эффективного партнерства в интересах всех заинтересованных сторон — и России, и Украины»; и «Газпрома», и «Нефтегаза».

Таким образом многолетние споры о том, нужен ли Украине газотранспортный консорциум, похоже, теряют смыл. Для Украины в этой ситуации принципиально важно следующее: еще до начала непосредственной работы консорциума его участники договорились о том, что этот трубопровод не будет простаивать. А «Газпром», несмотря на все свои стратегические планы обхода территории Украины, как транзитера, обязался все-таки не уводить из украинской ГТС газоэкспортные потоки. Газ для нового газопровода протяженностью 214 км будет поступать по газопроводам Торжок—Долина и Иванцевичи—Долина, которые до сих пор практически не используются.

Так что в этом смысле выгода для украинской стороны очевидна.

Первая очередь нового газопровода Богородчаны—Ужгород, который будет принадлежать ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», начнет работу в начале 2006 года. «Полтора года (срок строительства газопровода) — это, на самом деле, максимум, потому что мы уже говорим о том, что с начала 2006 года планируем загружать газопровод», — сказал А.Миллер.

Председатель правления НАК Юрий Бойко уточнил, что стоимость строительства первого этапа газопровода Богородчаны—Ужгород составит 54 млн. долл. Через неделю будет определен победитель тендера по выбору генерального подрядчика строительства. А через два-три месяца концессионеры надеются решить вопрос финансирования. Непосредственно же строительные работы планируют начать уже с нового года.

«Международный консорциум управляется на паритетных началах украинской и российской сторонами. Все финансовые документы подписываются двумя представителями. Безусловно, при отборе поставщика материалов будут учитываться интересы, в первую очередь, двух сторон также на паритетных началах», — сказал Ю.Бойко, отвечая на вопрос, какие трубы будет закупать консорциум.

Он также сообщил, что строительство будет финансироваться за счет заемных средств, однако не путем выпуска евробондов.

К слову, участники консорциума решили в этом году увеличить уставный капитал консорциума до 186,55 млн. грн., на что НАК «Нафтогаз» намерен направить часть заемных средств.

Напомню, что Россия и Украина создали ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» на паритетных началах. В начале ноября 2002 года «Нафтогаз України» и «Газпром» подписали учредительные документы о создании консорциума. Несколько позже для участия в переговорах по созданию консорциума были приглашены представители концерна Ruhrgas (Германия). Консорциум на взаимовыгодных условиях будет обеспечивать транспортировку газа, а также надежность, безопасность и стабильность функционирования газотранспортной системы Украины. Что же касается участия немецкого концерна в газотранспортном консорциуме, то А.Миллер и Ю.Бойко кратко констатировали: переговоры продолжаются…

О концессии украинской ГТС пока тоже все помалкивают — изучают.

Контракт между ОАО «Газпром» и ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» позволит увеличить на 5 млрд. кубометров газа существующие объемы транзита природного газа по территории Украины в страны Западной Европы. К 2010-му годовой объем поставки газа по этому маршруту, согласно сочинскому соглашению, должен увеличиться до 19 млрд. кубометров. Таким образом НАК «Нафтогаз» и «Газпром» планируют удовлетворять возрастающий спрос на газ в Европе. По словам А.Миллера, «Газпром» и «Нафтогаз» намерены оперативно реагировать на изменения конъюнктуры европейского рынка газа.

Украине удалось удержать российские газоэкспортные потоки весьма своевременно. Ведь «Газпром» уже построил первую ветку газопровода Ямал—Европа (мощность — 20,4 млрд. кубометров в год). Пока что российский газовый монополист не располагает достаточными средствами для продолжения реализации этого проекта. Но все может быть. Если бы «Газпром» так не поиздержался на строительстве «Голубого потока» и его эксплуатация была более эффективна, то еще 16 млрд. кубометров российского экспортного газа «ушли» бы из транзитных газопроводов Украины. Пока в силу массы обстоятельств потери транзитных объемов намного меньше.

Стоит отметить, что вывод на проектную мощность газопровода Иванцевичи—Долина позволил бы дополнительно подавать к украинско-словацкой границе 29 млрд. кубометров российского газа в год. При условии строительства и ввода в эксплуатацию предусмотренных проектом компрессорных станций на газопроводе Торжок—Долина общая мощность обеих систем достигнет 57 млрд. кубометров в год. Этого объема вполне достаточно для обеспечения растущих потребностей в природном газе европейских стран на ближайшие десять лет. При этом увеличение мощности газопроводов Иванцевичи—Долина и Торжок—Долина требует в два раза меньше средств, чем строительство новых газопроводов в обход Украины. Согласитесь, веский аргумент. Но только в случае взаимного доверия партнеров. А.Миллер и Ю.Бойко в ходе разговора с журналистами всячески подчеркивали, что они и возглавляемые ими компании работают на паритетных и взаимовыгодных условиях. Остается надеяться, что это будет выгодно и государству.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК