Грешна — сочувствую газотрейдерам в Украине. Особенно тем, кто, хлебнув и даже нахлебавшись досыта газотрейдерских щей, даже в самом своем романтическом сне и представить себя не мыслит не то что «автором правил игры», но даже «завалявшимся» министром, а тем более вице-премьером или уж совсем невероятно — премьером. Увы, не каждому из вас везет — так… Хотя чуть ли не всякий первокурсник мединститута или философского факультета подскажет вам, что зачастую вы просто завидуете; иногда — давитесь от зависти: потому что не вы — сильные, мужественные и уже состоятельные — диктуете остальным смертным, как себя вести. Сегодня это — ее прерогатива. Ее право. И, простите, ее обязанность… И, возможно, всем вам предстоит, как говорится, снять цилиндр перед нею. (Так что на всякий случай позаботьтесь о его наличии в своем гардеробе, если до сих пор у вас не было повода его приобрести.) Словом, если вам не светит стать премьер-министром и затем президентом хотя бы Украины (и если вы себе даже об этом не мечтали!) — остается следовать правилам чужой игры… Разумеется, при этом никто не запретит вам призвать «в ружье» работников «пера и топора». Но рассчитывать при этом на внеочередной международный аудит в отношении основных «игроков» особо не стоит…
Впрочем, вернемся в сектор газа. Умные люди говорят, что прежде чем отрезать, стоит семь раз отмерить. Попробуем последовать сему разумному совету в контексте перманентного реформирования топливно-энергетического комплекса Украины.
«Тому, что сложилось в Украине, трудно подобрать приличное слово»
Сию уместную характеристику ситуации в топливно-энергетическом комплексе страны на днях огласил Президент Л.Кучма, выступая перед руководителями предприятий Донецкой области. И это повод, чтобы еще раз посмотреть на современные лекала украинского рынка газа, представленные в схеме 1. Разумеется, это не карта и тем более не инструкция. Но в общих чертах она, надеюсь, отображает нынешнее (и прошлогоднее) состояние взаимоотношений в секторе газа. Во всяком случае, основные направления газопоставок и основные операторы рынка газа, надеюсь, в схеме учтены. Как и основные группы покупателей газа (которых в общем-то правомерно называют, в лучшем случае, просто газопотребителями: газ берут, потребляют, но не платят за него или платят далеко не вовремя).
>
Как по мне, даже если все эти нюансы в основном будут урегулированы, все равно останется проблема взаимоотношений новых управляющих (если таковые появятся, согласно схеме от Ю.Тимошенко) и газотрейдеров, работающих в конкретном регионе не один год. Нет, речь не о десятках новоявленных «трейдеров чистой воды», а о компаниях, которые поставляют в конкретный регион много лет сравнительно большие объемы газа. По большому счету, они неформально задействованы в тех производственных программах, о которых говорит и «энергетический» вице- премьер, используя термин системный банк и «системная операция».
Представьте себе, что какая-то компания, например ИСД («Индустриальный союз Донбасса»), которая является оптовым поставщиком газа и других энергоносителей в регион Донецкой области уже несколько лет, будет поставлена перед фактом того, что с завтрашнего дня здесь будет другой управляющий... До «поножовщины», может, дело и не дойдет, но лучше будет для всех, если с ИСД новый управляющий сможет оговорить, скажем так, стиль взаимоотношений… В противном случае всякая регионально значимая компания может при желании и необходимости задавить любого пришельца, как говорится, экономическими методами… (Надеюсь, ИСД не обидится за упоминание в таком контексте, тем более что эта компания — не типичный пример, и при любом раскладе на рынке газа с нею, думаю, изначально станут считаться.)
Затем в умы газотрейдеров была заброшена идея создания СП «Укргазсбыт». Основным украинским соучредителей этого СП предполагался НАК «Нефтегаз Украины», который, как известно, на все 100% — госсобственность. В практике украинского рынка газа это значит, что в результате деятельности предприятия с такой формой собственности в конце года все долги так или иначе «зависают» на таком предприятии и, например, «Газпром» все норовит придать им статус государственного долга. И это тоже была интересная история. Впрочем, старожилы рынка газа тут же вспомнили, что нечто подобное уже было и с «Укргазпромом» (до 1998 года), и с «Украинским газоресурсным консорциумом» (в 1998-м), да и с НАКом — в прошлом еще году.
Так или иначе, но как только обсуждение этих вариантов устройства энергорынка, в частности рынка газа, вышло, так сказать, в массы газотрейдеров, проект, похоже, откатился назад. И весьма симптоматичным может оказаться произнесенная Леонидом Кучмой на минувшей неделе (опять же, в Донецкой области) фраза (цитирую по версии «Интерфакса Украины»): «Схемы мы научились рисовать… Часто невооруженным глазом видно, что схемы направлены на то, как снова обдурить государство»…
(А может, это и не плохо, что «видно» — сразу?..)
«ИУ» при этом пишет, что Л.Кучма отметил, что в контексте критики ситуации на энергорынке Президент не хотел бы, чтобы его высказывание поняли таким образом, будто во всем виноват министр топлива и энергетики Сергей Тулуб: «Министр делает все возможное, чтобы поправить ситуацию в энергетике».
В связи с этим возникает вопрос: а кто же тогда этого «возможного» не делает? Впрочем, не исключено, что президентское замечание о главе Минтопэнерго связано просто с тем, что он выходец из Донецкого региона… Если же нет, то вполне возможно, что Ю.Тимошенко придется прекратить свои настоятельные объяснения в КМ с участниками энергорынка и отказаться от составления иллюстрирующих ее идеи схем. Хотя бы для того, чтобы не попадать под весьма прозрачные «ориентировки» главы государства.
Очень даже может быть…
Но пока команда Ю.Тимошенко, скажем так, адаптировала вышеописанную схему (№2) к госинтересам и все же требованиям «газовых баронов», основные операторы рынка газа попытались перехватить инициативу. Причем, как минимум, один участник сей затеи, похоже, сознательно подыгрывал вице-премьеру.
Скорее бы, конечно, следовало «заподозрить» в этом второго «подыгрывателя-перехватчика» — НАК «Нефтегаз Украины». Возможно, на самом деле так оно и было. Пару недель назад — до «добровольно-вынужденной» отставки главы правления НАКа Игоря Бакая.
Но еще до публичного объявления И.Бакая об отставке, его зам — Игорь Диденко, который (как уже неоднократно подчеркивало «ЗН») давно уже неформально руководил НАКом, подписал по доверенности, правда, от имени «Нефтегаза Украины» протокол «намерений создать СП по реализации природного газа на территории Украины».
Однако, намерения — всего лишь повод. Скорее всего, на самом деле 17 марта оба возможных партнера будущего СП (название которого в рабочем варианте созвучно с именем основы газосхемы от Ю.Тимошенко — АО «Оптовый рынок природного газа») — Itera и НАК — попытались добиться для себя максимума. НАК уже тогда вряд ли можно было назвать хозяином положения, однако антиНАКовские настроения не помешали представителям этой компании в самом начале обсуждения идеи СП с Itera, фигурально выражаясь, в качестве своего взноса в будущее СП предложить еще и… долги НАКа. Возможно, среди этого «капитала» НАКа и были ликвидные долги, но вряд ли о них стоило говорить в контексте взноса в уставный фонд любого СП. Словом, похоже, что компанию Itera пытались «взять на испуг». Но «итеровцы» — ветераны в газовом бизнесе, если не пионеры, и, вполне вероятно, пуще других разбираются в нюансах газотрейдерства в Украине… Так что с долгами НАК явно тогда промахнулся.
Для Украины (и, в частности, НАКа, на который традиционно «вешали» все несанкционированные переборы газа) создание СП с группой компаний Itera, безусловно, очень выгодная сделка, как и весьма удобный способ обеспечить регулярное поступление в Украину импорт- ного газа. Причем не зависимо от того, соответствует ли отобранный для потребности Украины объем газа законтрактованному либо нет. А это значит, что таким образом из лексикона украинско- российских «газовых» взаимопретензий может исчезнуть фраза о несанкционированных отборах и переборах газа в Украине.
Сегодня при несанкционированных отборах газа НАК вынужден задним числом подписывать дополнительные соглашения и контракты с владельцем газа — «Газпромом» и расплачиваться по 80 долл. за каждую перебранную 1000 кубометров газа. Это при том, что за услуги по транзиту НАК получает от россиян газ из расчета 50 долл. за 1000 кубометров, а газотрейдеры поставляют газ по ценам чуть ли не вдвое дешевле. Продать по цене 80 долл. за 1000 кубометров в Украине «коммерческий» газ практически невозможно, в результате чего возникают схемы, позволяющие демпинговать. Но НАКу-то все равно фиксируют цену в 80 долл. Вероятно, по таким схемам за первый квартал этого года НАК и накопил до 500 млн. долл. долгов. (Так что будет Ю.Тимошенко оглашать схемы или нет, — они реально существуют и, как говорят, работают.)
Для Itera в этом деле тоже есть своя выгода: группа этих компаний получает гарантированный рынок сбыта газа и может хотя бы рассчитывать, что «взятый» у нее газ не будут продавать намного дешевле. Посему их политика в отношении возможного СП с «Нефтегазом Украины» была изначально отличной от НАКовской. Впрочем, пока идут переговоры, в компании Itera комментировать этот сюжет не хотят. Тем не менее, в связи с тем, что этот вариант на рынке газа вполне реален, позволю себе несколько слов на эту тему из других источников.
Изначально Itera предлагала паритетные (50х50) условия формирования уставного фонда СП. Настаивает на этом и сейчас. Но даже если Itera формально поддерживает эту идею, я бы весьма осторожно отнеслась к последним заявлениям И.Бакая (сделанным им на его последней пресс- конференции в качестве главы НАКа), о том, что создание СП снимет проблему взаимоотношений с российским «Газпромом». Впрочем, «Нефтегаз Украины» и Itera станут нести «солидарную ответственность» за расчеты. Тем более, что НАК, насколько известно, остается пока еще должным своему, возможно, будущему партнеру по СП несколько десятков миллионов долларов.
Тем не менее, насколько удалось выяснить «ЗН», стороны уже почти согласились с тем, что будущее СП практически должно иметь возможность контролировать уровень розничных и оптовых цен на газ любого происхождения. Один из механизмов — скупка более дешевого газа (в том числе на аукционе), который может появиться на рынке, так как СП будет обеспечивать газом дотируемый бюджетом сектор — население, комбыт, бюджетные предприятия и организации. В противном случае СП обойдут конкуренты. Что же касается распределения и реализации газа по регионам, то вместо предлагаемых Ю.Тимошенко региональных управляющих идеологи этого СП предлагают создать региональные подразделения создаваемого СП, а также оставить на рынке газа дилеров. Но не всех 230, которым к началу марта НКРЭ успела выдать «газовые» лицензии, а 15—20 компаний, которые оперируют не менее, чем 500 млн. кубометров газа.
Вышесказанное — далеко не полное описание последней идеи СП. И я вполне допускаю, что все еще может измениться если не с точностью до наоборот, то намного. Если этого еще не произошло, пока верстался этот выпуск «ЗН».
P.S. А пока продолжаются переговоры и согласование позиций НАКа и группы Itera, наблюдательный совет НАК «Нефтегаз Украины» 4 апреля обсуждал хоздеятельность этого крупнейшего предприятия нефтегазовой отрасли Украины. Публично агентствам участники этих «разборов полетов» сообщили, что о назначении нового председателя правления НАКа во вторник на заседании наблюдательного совета речь не шла. Не знаю, что заставило людей делать такие заявления, но неформально «торги» за кресло главы «Нефтегаза Украины» ведутся постоянно и с отставкой Игоря Бакая только активизировались. Не помогли их пригасить даже слухи о возможном роспуске самого НАКа — «торг» продолжается. Правда, к пятнице фаворитом среди претендентов на «голову» НАКа большинством считался экс-премьер Валерий Пустовойтенко…
От автора: Была бы дважды грешна в этом контексте, если бы не сочувствовала миллионам сограждан и себе самой. Увы, на «газоносной трубе» слишком тесно, чтобы «сидящие на ней» думали о тех, кто за все это платит — о нас...