За последние лет десять антидемпинговые дела хоть и стали для украинских СМИ вечно «нержавеющей» темой, отношение к ним, по большому счету, не изменилось ни у государства («это дело производителей»), ни у большинства производителей, кивающих на государство. А ведь от решения такого вопроса далеко не в последнюю очередь зависит реальное наполнение госбюджета-2001, а значит, и национальная безопасность страны. Между тем, уже в следующем году украинские металлурги могут ощутить все прелести закрытия внешних рынков сбыта. Начаться этот процесс может уже в эти рождественские праздники: США должны определиться по ряду новых антидемпинговых процессов против украинских металлопроизводителей.
Металлургический мазохизм
Не знаю, как это назвать — флегматизм, пессимизм или наша, украинская ментальность, но факт остается фактом: экономическая дискриминация Украины в части металлургического антидемпинга со стороны других стран сегодня достигла пика, после которого начинается упадок отрасли. В настоящее время антидемпинговые расследования в отношении украинских экспортеров проводят США, Канада, Мексика, Колумбия, Чили, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Венесуэла, Филиппины, Индия, Египет, ЮАР, Россия, страны ЕС. Первый вице-премьер Юрий Ехануров утверждает, что сегодня ведется около 100 антидемпинговых расследований. За последние семь лет ущерб экономике страны, принесенный антидемпинговыми санкциями, согласно экспертной оценке Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова, составил 1—1,5 млрд. долларов.
Проблема государственного значения
Эдуард ШИФРИН, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники:
— Металлургическая промышленность Украины является базовой отраслью национальной экономики, обеспечивающей львиную долю бюджетных поступлений и предоставляющей большое количество рабочих мест. Сегодня это экспортно-ориентированная отрасль (объем экспорта готовой продукции — более 70%). Кроме того, две трети плоского металлопроката, используемые на внутреннем рынке, идут на трубопрокатные предприятия, преимущественный объем продукции которых, в свою очередь, экспортируется.
В этих условиях критическим фактором является доступ отечественных металлургов к рынкам сбыта своей продукции. Сейчас процесс ограниченности доступа украинских производителей на внешние рынки приобретает угрожающий характер для металлургической отрасли в целом.
Беда и металлопроизводителей, и правительства в том, что за годы независимости мы не научились (да и сами попытки научиться делали крайне редко) защищаться на международных товарных рынках. Американцы, ЕС, турки понимают, что все их претензии по демпингу металлопродукции из Украины безосновательны — наши предприятия не продают свою продукцию ниже себестоимости.
Правительство никогда не задумывалось над вопросом объединения своих усилий с усилиями металлургических предприятий с целью полноценного лоббирования государственных экономических интересов. Объединение на уровне руководства министерств экономики, иностранных дел и крупных меткомбинатов, подключение к ведению антидемпинговых расследований ведущих юридических компаний с мировым именем ослабили бы антидемпинговую удавку. Нам пора понять: современные антидемпинговые процессы против наших предприятий — это не проблема отдельного завода, это проблема государственного значения.
Примером реальной защиты отечественного товаропроизводителя являются переговоры на самом высоком уровне между Президентом Украины Л.Кучмой и Президентом РФ В.Путиным. Хотя бы в вопросе поставок отечественных труб украинские трубопроизводители и металлурги могут не сомневаться, что проблем в этих отношениях с Россией не будет.
После решения первоочередной задачи — защиты украинского металлопроизводителя — можно приступать и к более глобальной задаче — вступлению Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). В этом случае мы сможем говорить на равных с самыми мощными, экономически развитыми государствами.
Сегодня во внешнеторговых отношениях четко прослеживается тенденция асимметричного подхода, заключающегося в требовании государств-партнеров неограниченного импорта украинского сырья (металлолома, железорудного концентрата и т.д.) при ограниченном импорте металлопродукции, вплоть до полного закрытия собственных рынков. Почему-то никто не задумывается над тем, что рынки развитых государств закрываются для украинской готовой продукции — листового и рулонного проката, арматуры. А тем временем те же Соединенные Штаты охотно импортируют украинские чугун и слябы, а Евросоюзу и Турции впору молиться на поставки украинского металлолома. Странам с более развитой экономикой выгодно держать Украину в статусе металлоломного придатка (своеобразная «банановая республика» с железным уклоном).
Преодоление украинским правительством такой асимметрии в экспортно-импортных отношениях — возможно, единственный выход из ситуации. Наша страна должна занять жесткую позицию и требовать увеличения квот или даже свободного доступа готовой продукции на рынки Европы, Америки и Азии. В противном случае — украинского сырья любители антидемпинговых расследований не получат. И США, и Европе, и Турции трудно будет найти контраргумент, если этот вопрос будет поставлен на правительственном уровне.
В данной ситуации правительству вместе с производителями необходимо безотлагательно предпринять следующие шаги:
1. Проведение переговоров с целью заключения нового договора между Украиной и ЕС, разрешающего неограниченный экспорт металлолома из Украины в ответ на снятие любых ограничений на экспорт металлопродукции украинского происхождения.
2. Проведение переговоров с правительством Турции о снятии ограничений на поставку украинского металлопроката, учитывая зависимость турецких предприятий от импорта металлолома из Украины, а также общий дефицит в листовом металлопрокате.
3. Оказание активной дипломатической поддержки с целью недопущения введения антидемпинговых пошлин или других ограничений на поставку металлопродукции происхождением из Украины на рынки США и РФ.
Если не сделать этого сейчас, то в новом тысячелетии мы не будем вспоминать ни о возможных урезаниях квот, ни об асимметрии в экспорте, ни об украинской металлургической промышленности вообще.
За всю историю независимости Украины никто не удосужился объединить усилия производителей и высших органов власти для отстаивания интересов страны в мире. Характерен для нашей ментальности подход к вышеуказанной проблеме, когда каждый кивает на другого, думая, что его на сей раз пронесет, а нет — так нет.
Для справки: доля экспорта, ставшая предметом антидемпинговых расследований, постоянно растет — по данным Гостаможенной службы Украины, в 1998 году она составила 31,3%, а в 1999-м — уже 35,1% общего объема экспортированной продукции.
Инна БОГОСЛОВСКАЯ, депутатская группа «Трудовая Украина», первый зампредседателя бюджетного комитета ВР:
— Антидемпинги против Украины, к большому сожалению, носят в основном политический характер. Если говорить о структуре антидемпинговых процессов, которые сегодня пытаются против Украины возбудить Россия, Европа, Америка, то нужно подчеркнуть, что если тщательно разобраться в структуре цены и себестоимости, то те страны, которые возбуждают антидемпинг, сами имеют такую же систему льгот и субсидий, как и Украина. Потому я считаю, что это прежде всего политическое решение, связанное с защитой собственного рынка тех государств, которые возбуждают антидемпинги в отношении нашей страны.
Украине же необходимо найти способы нормального, цивилизованного урегулирования подобных вопросов, которые не будут носить характер встречных военных действий: против нас антидемпинг — и мы будем возбуждать антидемпинги. Это неправильная политика. Необходимо доказывать, что антидемпинг, который против нас применяется, экономически незаконен и нецелесообразен. В ином случае ничего, кроме потери рынков, мы не будем иметь.
С другой стороны, проблема Украины в том, что мы, как правило, очень лояльно относимся ко всем претензиям, которые нам выставляют, и не умеем защищаться, не умеем аргументировать свою позицию. А этому нужно учиться срочно — мы теряем время.
Украине необходимо членство в Евросоюзе. Другое дело, что нас там не очень хотят видеть. Нужно честно сказать: Украина нужна как рынок для реализации собственной продукции.
Сергей ЧУКМАСОВ, народный депутат ВР, зампредседателя комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций:
— Мы должны действовать согласно принятому Антидемпинговому кодексу, в котором прописаны наши встречные антидемпинговые процедуры. Иными словами, находить те группы товаров, которые поступают из таких стран в Украину, и соответственно возбуждать встречные антидемпинговые процессы. Это в будущем позволит нашему правительству «работать» с такими странами по устранению выдвинутых ими торговых ограничений. Сегодня эта функция возложена на Минэкономики, но инициировать расследование должно само предприятие или же группа предприятий, которые, согласно нашему закону, владеют не менее 10% рынка. Другого метода нет…
Американцы выбирают президента и убирают Украину со своего рынка
Упомянутое «миллениумное» расследование, поднятое Комиссией США по международной торговле в самый разгар президентского марафона по жалобе профсоюза работников сталелитейной промышленности и компаний Bethlehem Steel, Gallantin Steel, IPSCO Steel, LTV Steel, National Steel Corp., Nucor Corp., Steel Dynamics, U.S. Steel Group и Weirton Steel против поставок украинского горячекатаного рулонного проката, — только отдельный штрих в общей безрадостной картине. Опуская все аналогичные неприятности со стороны ЕС, который уже квотирует импорт украинского листового, рулонного проката, все виды сортового проката, грядущее «обрубание» рынка металла в США (который, по данным Минэкономики Украины, занимает около 11% в общем экспорте украинского металлопроката) гарантирует, по мнению специалистов, как минимум 30-процентное сокращение производства на украинских метпредприятиях. Последствия процесса представить нетрудно — минимализация поступлений в бюджеты всех уровней, сокращение числа работников горно- металлургического комплекса, постепенный и неотвратимый коллапс стратегической для экономики государства отрасли.
Кроме того, ободренные примером США и детально копируя американскую практику, подобные мероприятия по отношению к украинскому металлопрокату сейчас осуществляют правительства Канады, Мексики, Египта, Турции.
Вряд ли подсластит пилюлю то, что за океаном понимают бессмысленность всего происходящего и инициированного американскими сталепроизводителями. «Металлургическое плаканье в жилетку» родного правительства подверглось жесткой критике Американским институтом стали, который обвинил сталелитейную промышленность США в беспомощности и неумении конкурировать на рынке. Президент института Девид Фелз заявил, что промышленники пытаются использовать правительство и политический ресурс: «Даже после десятилетия сильного роста, спроса на сталь, огромных федеральных кредитов и протекционистской торговой политики в мире, местная сталелитейная промышленность продолжает жаловаться и обвинять импортеров, как только на рынке наступает небольшой спад».
То, что понимают в США, до сих пор не ясно украинцам. Правительство страны опять слегка «не в теме» происходящего, и конкретных шагов по защите отечественного производителя ожидать не приходится. В то же время от антидемпинговых металлургических «наездов» американцев весьма успешно защищаются не только признанные гранды промышленности — Япония или Южная Корея, но и еще недавние парии международного рынка — Китай и Индия.
Украина на их фоне выглядит запуганным мальчиком для битья.
Беспрекословная аксиома «Бог помогает тому, кто помогает себе сам» забыта у нас давно. В государстве до сих пор нет соответствующего современного антидемпингового законодательства (кстати, подобный закон в США, по которому украинцам грозят крупные неприятности, тоже не слишком модерный — в этом году «отпраздновал» свое 84-летие, но интересы американцев защищает отлично), которое бы содействовало защите интересов украинских металлопроизводителей. Тем более что преимущественно Украина страдает от явно дискриминационного отношения со стороны развитых стран (мол, знайте свое место и номер на карте).
Алексей КОСТУСЕВ, депутатская группа «Трудовая Украина», председатель комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций:
— Конечно, вопросы противостояния антидемпингам, направленным против украинского экспорта, недостаточно разработаны. У нас есть один способ оказывать соответствующее влияние — принимать необходимые законы.
С другой стороны, в каких-то случаях продать металл ниже его себестоимости оказывается выгодно. Металл хоть и не апельсин, который полежит-полежит и сгниет, но если его хранить дольше какого-то срока — он вообще будет никому не нужен. Такая ситуация уже была около года назад — если бы не продали его ниже себестоимости, страна понесла бы колоссальные убытки. Это очень специфичный вопрос, и обвинять Украину в демпинге — несправедливо.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Владимир СТЕЦЕНКО, начальник департамента торговых ограничений и контроля за внешнеэкономической деятельностью Минэкономики Украины:
— Чтобы успешно выступить в антидемпинговых процессах, нашим предприятиям необходимо доказать, что они работают в рыночных условиях, поскольку это один из главных моментов в расследованиях. Им необходимо самим защищать свои интересы, поскольку если держава будет защищать их интересы, то там сразу скажут, что это нерыночная экономика, нас приравняют к какому- то Гондурасу и насчитают такую маржу, что мало не будет ни заводу, ни державе в целом. Сначала нужно почитать наши предложения и разъяснения, перед тем как шуметь и говорить об этом, поскольку это очень тонкий и деликатный момент.
Сами украинские производители считают, что более активную роль в защите их интересов должно играть Минэкономики. Делается это, как видно из всего вышесказанного, далеко не самым лучшим образом. Госчиновники объясняют свою пассивность страхом навредить делу: мол, если мы начнем вмешиваться в антидемпинговые конфликты, для истцов это станет лишним аргументом «нерыночности» украинской экономики, утверждают они (хотя за рубежом такой протекционизм повсеместен и грехом не считается). Поэтому реальный выход металлопроизводители видят в корпоративном объединении для защиты своих интересов.
Виталий САЦКИЙ, генеральный директор ОАО «Запорожсталь»:
— Если рынок США окажется для нас закрыт полностью, то можно говорить об убытках комбината в сумме около 2,7 млн. долл. в год. Правильнее было бы говорить об упущенной выгоде или недополученной выручке, поскольку производство проката у нас не уменьшится, а соответствующая часть экспорта будет переориентирована на другие, менее рентабельные рынки.
Практически в каждой стране существуют законодательные лазейки для ограничения импорта, поэтому в перечень ответчиков с нашими небольшими объемами экспорта мы попадаем незаслуженно. Тем не менее, комбинат считает необходимым защищать свои интересы, хотя это «удовольствие» не из дешевых — расходы на участие в процессе привлекаемых юристов составляют от 3 до 20 долларов в расчете на одну тонну отгруженной продукции.
Важный момент: в любом антидемпинговом расследовании Украина не является единственным ответчиком, одновременно задействовано до двадцати стран. А это лишний раз доказывает, что дело вовсе не в наших объемах экспорта, а в ухудшении экономической ситуации в странах-импортерах. Для защиты собственных производителей правительства принимают все возможные меры, чтобы оградить местные рынки от сколько-нибудь заметных импортных потоков.
Сейчас правительство Украины должно воспользоваться теми положениями, которые зафиксированы в соглашении о торговых отношениях между Украиной и США еще в 1992 году, а также в совместном заявлении о создании украино-американской комиссии содействия развитию торговли и инвестициям в 1994 году. Этими документами, в частности, предусмотрена возможность создания специальных рабочих групп, возникающих в важных сферах торговых отношений, включая доступ к рынкам. Выработанные решения должны, в конце концов, служить неизменной цели подписанных соглашений — созданию режимов наибольшего благоприятствования и недискриминации в отношении количественных ограничений.
Хотелось бы, чтобы было налажено тесное сотрудничество между торгово-экономическими миссиями и украинскими предприятиями, прежде всего для получения свежей информации напрямую и сокращения времени пересылки материалов — ведь зачастую задержка в получении материалов равносильна проигрышу.
И конечно, наиболее важны скоординированные действия украинских металлургов на той стадии, когда существует угроза начала расследования или когда есть информация о предстоящих действиях в стране импорта.
Владимир БОЙКО, генеральный директор Мариупольского металлургического комбината им.Ильича:
— За год мы отгрузили в США всего 15 тысяч тонн горячекатаных рулонов. Хотя мы рассчитываем, проводя реконструкцию, выходить на этот рынок. Позиция американцев относительно Украины мне непонятна. Специальным соглашением нас «прижали» уже и по толстому листу, установлены непроходные для рынка США цены. При этом американцы не упускают случая напомнить о своей экономической помощи.
Мы будем заниматься этим процессом, хотя возможные санкции со стороны США не имеют законных оснований. В Штатах сильное металлургическое лобби, а мы, к сожалению, до сих пор не научились защищать самих себя, свои корпоративные интересы. Тем временем ЕС, США и Канада делают все для собственной защиты. Они декларируют свой гуманизм, а на деле диктуют условия и давят конкурентов всеми возможными способами.
Мы не вправе заставлять правительство отстаивать интересы украинских производителей на международных рынках. Оно должно само это понять. Решения по антидемпингу принимает правительство, а не фирмы, подававшие иск. Поэтому и наше правительство должно сыграть свою роль — встретиться с американцами, сесть за стол переговоров и доказать, что украинские металлопроизводители ничего не нарушили, никаких цен не занижали и обвинения в демпинге — безосновательны. У нас есть проблемы — дорогостоящие ресурсы, но ведь у нас и рабочая сила дешевле, чем в США. За счет этого у нас получается ниже цена продукции.
Для решения проблемы необходимо объединить усилия украинских меткомбинатов: помогать друг другу, нанимать адвокатов и защищаться. В первую очередь в этом должно быть заинтересовано правительство, ведь мы можем потерять рынки сбыта, а значит, и деньги, которые необходимы государству.
Исторический экскурс
Государство, постоянно декларирующее свою готовность жить по мировым законам, забывает, что член мирового сообщества — не обязательно страна, которая ратифицирует какие-то международные соглашения и мирит военными контингентами межплеменные конфликты где-то в Эритрее. В первую очередь это государство, которое всеми возможными (и невозможными) средствами защищает «своих» — и в экономике, и в политике.
Примечателен в этом плане пример из отечественной истории, который претендует на звание первого международного конфликта, связанного с антидемпингом. Приснопамятный князь Олег хаживал в Царьград ведь не ради банального прибивания щита на ворота столицы соседнего государства. Главная проблема была экономическая — перебили зловредные ромеи славянских купцов (в то время антидемпинговые санкции были несколько более агрессивны), которые привезли стратегически важное сырье (меха) и продавали его по демпинговым ценам. Князь объяснил соседям безосновательность претензий, а несколько тысяч дикого вида «экономических советников» под стенами Константинополя стали главным аргументом в том споре. До международных судов и ВТО цивилизация в ту пору еще не доросла, но решать подобные животрепещущие экономические вопросы руководство самой большой центральноевропейской страны тогда умело гораздо эффективнее, чем тысячу лет спустя.