Президент Хорватии С.Месич (на снимке слева) в ходе встречи с представителями государств–участниц проекта «Дружба–Адрия» подчеркнул важность украинской нефтетранспортной составляющей этого международного проекта. А кроме того, приветствуя Специального уполномоченного по вопросам ЕАНТК А.Тодийчука (на снимке справа), отметил позитивную роль украинских нефтетранспортников в процессах евроинтеграции |
16 декабря в Загребе было подписано Соглашение правительствами шести государств (Российская Федерация, Украина, Беларусь, Венгрия, Словакия, Хорватия) о сотрудничестве в реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». По поручению Кабинета министров Украины Соглашение от имени украинской стороны подписал заместитель государственного секретаря Министерства топлива и энергетики Украины, председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко.
За день до подписания Соглашения состоялась встреча представителей стран-участниц проекта «Дружба-Адрия» с президентом Республики Хорватия С.Месичем. Украину на этой встрече представлял Специальный уполномоченный по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук. Президент Хорватии, в частности, подчеркнул важность данного Соглашения, охарактеризовав его как беспрецедентный шаг на пути европейской интеграции. Кроме того, С.Месич отметил позитивные изменения в подходах украинских нефтетранспортников к интеграционным процессам, а также важность украинской нефтетранспортной составляющей в этом международном проекте.
Как определено в Соглашении, уполномоченной организацией со стороны Украины для реализации нефтетранспортного проекта «Дружба-Адрия» является ОАО «Укртранснафта». В апреле 2002 года ОАО «Укртранснафта» присоединилось к вышеназванному соглашению в качестве одного из хозяйствующих субъектов, уполномоченных реализовать проект интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Это позволит обеспечить дополнительный объем транзита нефти по территории Украины (поэтапно — 5, 10, 15 млн. тонн нефти в год).
В ходе встречи уполномоченных представителей нефтетранспортных компаний государств-участниц Соглашения достигнута предварительная договоренность о встрече рабочих групп в киевском офисе компании «Укртранснафта» в конце января 2003 года для подготовки плана совместных мероприятий по реализации следующих этапов проекта (речь идет о достижении уровня нефтетранзита в объеме 10—15 млн. тонн нефти в год).
Таким образом, дополнительный объем транспортировки нефти (до 15 млн. тонн в год) на мировой рынок обеспечат трубопроводные системы Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии через нефтеперевалочный комплекс Омишаль (Хорватия), который способен принимать танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн (в перспективе — до 500 тыс. тонн).
Стоит отметить, что существующая нефтетранспортная система Украины располагает резервными мощностями, позволяющими значительно увеличить объемы нефтетранзита. Кроме того, проект «Дружба—Адрия» с выходом на Омишаль практически создает первый байпас вокруг Босфора по маршруту «Південний»—Броды—Ужгород и далее — по территориям государств-транзиторов, который можно использовать для транспортировки нефти из Черного моря в Средиземное.
Примечательно, что проект «Дружба—Адрия» вполне отвечает интересам Украины и соответствует национальной стратегии максимально эффективного использования транзитного потенциала государства. То есть, используя возможности существующей нефтетранспортной системы Европы, можно параллельно с российской нефтью подавать каспийскую нефть в Омишаль и на ряд нефтеперерабатывающих заводов, замещая объемы легких сортов нефти, которые, по прогнозам экспертов, в течение ближайших лет будут потеряны из-за снижения добычи нефти в Северном море и в других источниках.
С целью повышения надежности нефтетранспортной системы Украины и с учетом перспектив проектов «Дружба—Адрия» и ЕАНТК компанией «Укртранснафта» осуществляются мероприятия по повышению надежности закарпатского участка нефтепровода «Дружба» в Украине.
Кроме того, реализуя свою политику рыночных подходов и открытости бизнеса, «Укртранснафта» завершила конкурсный отбор компании-организатора (Project Developer) проекта «Одесса—Броды». Квалификационный комитет при участии международных экспертов и консультантов определил лучшими предложения компании PriceWaterhouseCoopers. В настоящее время, как сообщает «Укртранснафта» завершается подготовка контракта к подписанию. К слову, участники этого конкурса отметили высокий профессионализм отбора, объективность и открытость его проведения. Контракт с победителем конкурса, скорее всего, будет подписан еще в нынешнем году, и сразу же начнется совместная работа ОАО «Укртранснафта» и PriceWaterhouseCoopers над разработкой комплексного бизнес-плана и его реализацией.
Сегодня проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, благодаря общим усилиям Украины и Польши, стал намного понятнее и ближе членам ЕС, и это вселяет оптимизм. Этому, безусловно, способствовало совместное обращение премьер-министров Украины и Польши к вице-президенту Европейской комиссии по энергетике и транспорту Лойоле де Паласио с предложением о сотрудничестве по реализации проекта «Одесса—Броды».
О возникшей заинтересованности ЕС в данном проекте говорит недавнее приглашение вице-президента Еврокомиссии премьер-министров Украины и Польши на форум в Брюсселе, посвященный вопросам ЕАНТК. Проведение этого форума запланировано на конец января — начало февраля 2003 года. Но уже сегодня ряд правительств и компаний серьезно готовятся к этому форуму и возлагают на него большие надежды.