19 июня в Брюсселе состоялась Международная конференция ЕС—Украина «Развитие нефтегазового сектора Украины и возможности привлечения иностранных инвестиций». Конференция организована в рамках программы Европейского Союза «INOGATE» совместно с Национальной акционерной компанией «Нефтегаз Украины». В ходе конференции международной деловой аудитории свои инвестиционные проекты представило дочернее предприятие «Нефтегаза Украины». В частности, ОАО «Укрнефть» предложило потенциальным инвесторам проект строительства газоперерабатывающей установки на Глинско-Розбышевском и Анастасьевском производствах Качановского газоперерабатывающего завода. «Черноморнефтегаз», ведущий разработку углеводородных месторождений в Крыму, в частности на черноморском шельфе Украины, в лице главы этой компании Игоря Франчука презентовал проект разработки Одесского газового месторождения. Еще в самом начале конференции, выступая с приветственным словом к ее участникам от имени Европейской комиссии, Д.Ристори, директор генерального директората по вопросам транзита и энергетики, отметил, что участники Европейского Союза приветствуют оглашенное президентами Украины и России намерение создать международный консорциум для управления и развития газотранспортной системы Украины.
Правда, в ходе разговоров с иностранными участниками конференции, в частности, таких имеющих вес в газовом бизнесе компаний, как Rurhgas и Gаs dе Franc, выяснилось, что вплоть до последнего момента, а точнее, буквально за два дня до подписания в Санкт-Петербурге президентского заявления о создании международного консорциума по управлению украинской ГТС, иностранные заинтересованные компании в этом проекте ничего конкретного о нем не знали. Поэтому теперь они с нетерпением ожидают конкретной информации об условиях создания такого международного консорциума.
К слову сказать, несмотря на нынешнюю неопределенность с созданием международного консорциума, среди представителей газотранспортной отрасли Украины есть немало сторонников этой идеи. Однако на сегодняшний день для них, как и для большинства интересующихся этим проектом, остается масса вопросов: кто от имени Украины войдет в состав консорциума, будет ли эта компания оператором, что конкретно из состава инфраструктуры украинской газотранспортной системы будет передано в консорциум и на каких условиях. Ведь если из ГТС будет буквально физически выделено три ветки магистрального газопровода (то есть шесть из 36 тысяч километров газомагистралей), то оставшаяся большая часть ГТС очень много потеряет. По крайней мере этого боятся украинские газотранспортники, отмечая образно в связи с возможностью создания международного консорциума: «Дверь-то открыли, но не сказали определенно куда, в каком направлении и зачем идти?».
Тем не менее в ходе международной конференции в Брюсселе генеральный директор дочерней компании «Укртрансгаз» А.Рудник рассказал о потенциальных транзитных возможностях газотранспортной системы Украины и презентовал пять вполне конкретных проектов, направленных на повышение эффективности и мобильности использования отечественной газотранспортной системы.
Еще два проекта потенциальным инвесторам были представлены П.Демченко, председателем правления ОАО «Укрнафта».
Кроме того председатель правления ОАО «Укртранснафта» А.Тодийчук презентовал участникам конференции украинскую часть Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Читателям «ЗН» уже известно об этом проекте, в частности, о намерении Украины создать международную операционную компанию, которая будет заниматься организацией грузопотоков от месторождений Каспия к европейским нефтеперерабатывающим заводам через нефтетранспортную систему Украины, с последующим включением в этот проект польской части нового нефтетранспортного маршрута. Как сообщил А.Тодийчук, 20 июня в Жешуве (Польша) открылся пятый энергетический форум, на котором также будет идти речь о продолжении украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора к Гданьску.
Приветствуя политику открытости НАК «Нефтегаз Украины» и Украины в целом как важную составляющую курса европейской интеграции Украины в ЕС, ведущий банкир ЕБРР П.Шапиро подчеркнул, что ЕБРР, в частности в Украине, уже профинансировал проект создания СП «Газтранзит», в котором участниками являются НАК, российский «Газпром» и турецкая компания. ЕБРР, по словам П.Шапиро, будет и впредь способствовать финансовой поддержке международной интеграции газотранспортной системы Европы.
Подробнее об это деловой встрече читайте в следующих номерах «ЗН».