Украинские топ-менеджеры — люди не робкого десятка. Что, в общем, неудивительно. Отечественная экономическая ситуация весьма часто требует неординарных решений. Проблема в том, что выгоду от этих мероприятий получают, как правило, именно топ-менеджеры или их приближенные, но отнюдь не акционеры.
Это достаточно терпимо, пока речь идет о небольших предприятиях. Но когда речь идет о компаниях с тысячами акционеров, акценты сильно смещаются. По крайней мере, должны были бы смещаться. На практике же очень немногие украинские ОАО могут похвастаться эффективным менеджментом, работающим в интересах акционеров. Чаще сталкиваемся со случаями, когда менеджмент воспринимает предприятия не как акционерную, а как личную собственность. Остальным владельцам акций часто приходится только наблюдать за этим процессом и подсчитывать убытки.
В Украине мало кто не знает АСК «Укрречфлот». Компания не без основания считается лидером украинского судоходства, обеспечивая более половины общего объема перевозок всем морским и речным транспортом страны. Располагая шестью десятками судов типа «река—море» и четырьмя крупными речными портами, она ежегодно оказывает услуг на 400—500 млн. гривен. По любым меркам, это — очень крупный бизнес с рыночной стоимостью в сотни миллионов долларов. Однако «Укрречфлот» остается сегодня фактически невостребованным на фондовом рынке. Рынок акций компании едва дышит.
Впрочем, еще несколько лет назад ситуация была иной. «Укрречфлот» имел достаточно приличные, по украинским меркам, котировки ценных бумаг, которые активно обращались не только на рынке Украины, но даже первыми вышли на европейские рынки. Иностранным инвесторам принадлежало порядка 23% компании. Причем на основную массу этих бумаг — 17% — были выпущены депозитарные расписки, включенные в листинги Венской, Берлинской и Мюнхенской фондовых бирж.
Однако в конце 2000 года ситуация резко изменилась. Руководство явно испугалось, что в перспективе придется уступать акционерам часть контроля над предприятием. Делать этого не хотелось. Ссылаясь на то, что «ни один банк не предоставит кредитов компании, которую могут скупить сомнительные финансовые структуры, что в условиях переходной экономики, существующих сейчас в Украине, весьма вероятно», было решено создать ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот». Проще выражаясь, долю иностранцев стали размывать, и начался сброс активов на специально созданную структуру — ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот».
Повозмущавшись, «сомнительные» иностранные финансовые структуры не стали раздувать скандал и, заключив мировое соглашение, продали «Укрречфлоту» свои 17%. После этого о котировках в Европе пришлось забыть. Что, в общем, не слишком обеспокоило менеджмент — ему стало даже легче. И вскоре это начало ощущаться.
В феврале 2003-го нынешний президент компании П.Подлесный заключает несколько, мягко говоря, странных договоров. Несмотря на то, что прежде руководство АСК публично обещало, что хотя у него есть право раздавать активы налево и направо, оно им никогда не воспользуется.
Итак, согласно одному из договоров, г-н Подлесный меняет 1,9% акций «Укрречфлота» (рыночной стоимостью порядка 200 тыс. долл.) на пакет акций ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть». Бумаги «Автозапчасти» были оценены аж в 8,5 гривни за штуку. Интересно, что двумя годами раньше ту же штуку покупали... за 3 коп. Предположить, что за это время цена акций выросла в 270 раз, трудно.
Однако АСК явная неравноценность обмена как-то не взволновала. Возможно, потому, что акции меняло ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», вице-президентом которого и являлся сам г-н Подлесный. Происходящее напоминало банальнейший вывод активов из судоходной компании: всего через год собрание акционеров ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть» принимает решение о ликвидации предприятия.
В тот же день АСК меняет еще 2,1% своих акций на акции все того же житомирского завода. На этот раз контрагентом выступает ООО «Речфлотсервис», получившее взамен ликвидные акции ведущего пароходства страны. А так как уставный фонд житомирян гораздо больше, в итоге получился веселый размен. За один день судоходная компания то ли потеряла, то ли подарила 2,2 млн. гривен, став владельцем всего 1,5% никому не нужных акций предприятия-банкрота.
Через два года, в мае 2005-го, ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» решил обменять 4,5% акций «Укрречфлота» на 0,8% ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования». Пакет был выменян у ЗАО «Инвест-Транс». За две недели до этого собственником «Инвест-Транса» стала компания «БрокТрансИнвест». Каховские акции, правда, были оценены почти в 12 раз дороже номинала. Очевидно, учли тот факт, что этот завод вполне жив и здоров.
В свое время официальной целью создания ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» объявлялись «защита акций мелких акционеров от скупки» и решение социальных задач. Каким образом поможет в этом наличие менее 1% акций Каховского завода — непонятно. Как защита мелких акционеров соотносится с тем, что только по двум этим операциям (вряд ли единственным) акции «Укрречфлота» номинальной стоимостью свыше 4,5 млн. гривен сменили хозяев?
На самом деле во всей этой цепочке внешне непонятных и нерациональных сделок по обмену акциями есть своя логическая составляющая: всюду (ЗАО ТК АСК «Укрречфлот», ООО «Инвест-Транс», ООО «Речфлотсервис», ООО «БрокТрансИнвест») фигурирует одно имя — Павел Подлесный, президент АСК, имеющий явный интерес ко всем вышеперечисленным компаниям.
Павел Подлесный является одним из учредителей ООО «Речфлотсервис», также присутствует в руководстве ЗАО «ТК АСК «Укрречфлот». ООО «БрокТрансИнвест», которое в конце концов и стало контролировать акции «Укрречфлота», создано чуть более года назад (20 декабря 2004 года) физическими лицами, среди которых снова встречаем Павла Ивановича.
Игры с собственностью продолжались и дальше. Прокуратура Днепропетровской области 25 января с.г. обязала Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) проверить, насколько законной была в 2003—2006 гг. деятельность «Укрречфлота» и ряда предприятий, имеющих к нему отношение.
Поводом стал вывод следствия, что в результате незаконных действий должностных лиц ОАО «АСК «Укрречфлот» и ОАО «Днепропетровский речной порт» акционерам общества был нанесен ущерб на общую сумму более чем 2,3 млн. грн.
В частности, должностные лица ОАО «Днепропетровский речной порт» по предварительной договоренности с руководством ОАО «АСК «Укрречфлот» обменяли акции ОАО «АСК «Укрречфлот» на неликвидные акции других предприятий (ОАО «Энергопромторгресурсы», ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования» и уже упоминавшийся ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть»). При этом стоимость одной акции ОАО «АСК «Укрречфлот» была умышленно занижена, а стоимость акций трех вышеупомянутых обществ — умышленно завышена. Теперь Госкомиссии предстоит разобраться в законности этих сделок.
Результатом вывода активов стало снижение капитализации «Укрречфлота», что затрудняет привлечение ресурсов на рынке. По ныне действующей схеме «кредиты — только под залог валютной выручки» компания обновила менее четверти крупных судов. Между тем конкуренция будет усиливаться, и кто не успеет, может опоздать вообще…
Сейчас капитализация украинской судоходной компании как минимум на порядок меньше по сравнению не только с европейскими, но даже российскими аналогами. Об интересах десятков тысяч владельцев акций, похоже, никто и не вспоминает.
Это уже увесистый булыжник в огород государства. У нас достаточно чиновников, которые по долгу службы обязаны отслеживать ситуацию. Однако реально на факты размывания капитала и ущемления прав акционеров годами никто не реагирует. Во многом это — следствие отсутствия четкой государственной системы регулирования и защиты прав собственности. Иногда к этому добавляется и явное «крышевание» чиновниками одной из сторон.
В случае с «Укрречфлотом» эксперты отмечали интерес к происходящему со стороны секретаря СНБОУ Анатолия Кинаха. Однако, возможно, это связано с тем, что ситуация в компании напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности страны?
Если же говорить о перспективах самой АСК, то с такой акционерной практикой в Европе нам мало что светит. Кстати говоря, и ЕБРР, сотрудничеством с которым так любит козырять руководство «Укрречфлота», мог бы проконсультировать киевских менеджеров относительно выплывших деталей «высоких стандартов корпоративного управления» компании и их соответствия мировой практике.
Все равно, рано или поздно придется возвращаться на публичные рынки, а значит, и соблюдать принятые там стандарты. Может быть, даже уже пора?