В свое время один из апостолов американской демократии Авраам Линкольн доходчиво растолковал необходимость введения ограничительных пошлин: «Я не много знаю о тарифах. Знаю только, что когда я покупаю пальто из Англии, я получаю пальто, а Англия — деньги. А когда я покупаю американское пальто, я получаю пальто, а Америка — деньги». С тех пор экономисты-рыночники много потрудились, чтобы придумать оправдательные теории для производителей. Чтобы вписать ручной механизм защиты местного промышленника в концепцию честной конкуренции, являющуюся стержнем развития свободного рынка. Тем не менее, по признанию тех же экономистов, ни один из существующих инструментов — антидемпинговые тарифы, компенсирующие пошлины, ограничивающие квоты — не является идеальным с точки зрения свободного предпринимательства, равной конкуренции, а зачастую и антимонопольных норм. Но прецедент действует, а в торговых отношениях Украины и России — процветает.
Экономисты называют соглашения о свободной торговле панацеей от торговых ограничений, а мировая экономика двигалась от введения первых тарифов до создания механизма свободной торговли более полусотни лет. Правда, так и не определив, какая степень свободы нужна торговле…
Украина и Россия имеют шанс пройти этот путь за два года — десятого апреля премьер-министр Украины Анатолий Кинах и российский премьер Михаил Касьянов планируют обсудить подписание нового соглашения о свободной торговле между Украиной и Россией. Прежнее же соглашение (действующее с 1994 года) после проведенных антидемпинговых и специальных расследований, введенных квот и пошлин имеет все шансы стать соглашением «свободным от торговли». Хотя в российском Министерстве экономического развития считают, что даже принятие нового документа мало что изменит и, по крайней мере, уж точно не помешает действию заградительных пошлин и квот.
Искать причину и зачинщика начала антидемпинговых разбирательств — дело неблагодарное, потому что большая часть российских и украинских производителей комментируют происходящее по принципу отца Федора — «сам дурак». Государственные чиновники относятся к торговым ограничениям более прагматично — российские с осторожностью, украинские — с надеждой. Такого рода оценке способствует объем потерь от санкций, которые, по данным украинского Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, для России составляют порядка 2,5 млн. долл., а для Украины — более 130 млн. долл. в год. К счастью, еще не все возбуждаемые россиянами «расследования» доводились до «логического» (или «нелогического» — для украинцев) конца…
Сначала были российские лампочки, а затем украинские трубы, но потери «трубные» исчислялись десятками миллионов, а «ламповые» — десятками тысяч долларов. Тем не менее, лампочки стали первым «ярким» примером защиты украинского рынка от российского импорта. Жалоба львовского электролампового завода «Искра» в 1999 году завершилась антидемпинговым расследованием в отношении импорта в Украину электроламп, в результате которого на импорт ламп накаливания из ряда стран (не только из России) была установлена квота. При общей квоте в 3,9 млн. штук лампочек в год российская квота составила 2,886 млн. штук.
Российский ответ последовал не сразу, но оказался очень убедительным, — в марте 2000 года было инициировано антидемпинговое расследование против украинских поставщиков труб.
Целый год российские и украинские трубники вели борьбу, подключив все возможные лоббистские механизмы, и наконец в апреле 2001 года было подписано межправительственное соглашение, которое квотировало поставки украинской продукции, — с 1 мая по 31 декабря в Россию можно было ввезти не более 413,33 тыс. тонн труб. Вдогонку российское правительство издает постановление, согласно которому в случае нарушения режима квотирования или в случае, если стороны не смогут договориться о размере квот на следующий год, незамедлительно вступает в действие специальная пошлина на импорт украинских труб в размере 40% (на трубы большого диаметра — в размере 20%).
В ответ украинские металлурги, в частности «Укррудпром», потребовали провести антидемпинговое расследование в отношении российских производителей железорудного сырья. Основания для этого действительно были, так как в 2000 году российский экспорт железорудного сырья в Украину увеличился на 7,6% — до 7,42 млн. тонн, и в результате только на этот год была введена квота на импорт 4,75 млн. тонн железной руды.
Остальные ограничения, принятые Украиной в отношении российских товаров, касаются продукции легкой и химической промышленности. Так, при ограничении импорта искусственного меха в объеме до 279,3 тонны в год доля России составляет не более 18,27 тонны; ворсового полотна, при общей квоте не более 798 тонн в год, российская доля составляет не более 52,08 тонны; поролона — 315,36 тонны, российская продукция не должна превышать 22,15 тонны в год соответственно.
Россияне более активно используют в качестве защитной меры заградительные пошлины и ввели их на украинскую оцинкованную сталь (31,8%), арматуру (21%) и карамели (21%). «Карамельную пошлину» россияне «подсластили» тем, что ее приняли только на полгода. За это время российское правительство окончательно определится с тем, какой ущерб был нанесен их «карамельщикам». Например, в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности России считают, что украинская продукция продавалась на 30% дешевле российской. Но, очевидно, что проблема в другом — при внутреннем производстве в 190 тыс. тонн карамели в год в прошлом году в Россию было поставлено порядка 98 тыс. тонн украинской продукции, или 34% всей потребленной. Как не вспомнить дедушку Линкольна?
Пока в Украине не приняты решения и ведутся специальные и антидемпинговые расследования относительно импорта соды, стрелочных переводов, цемента и легковых автомобилей, а в России — против подшипников и кристаллического кремния. Хотя, считают украинские эксперты, и с этим соглашаются в российском «СУАЛ-Холдинге», инициировавшем антидемпинговое расследование по кремнию, две последние «напасти», скорее всего, коснутся только Китая.
Последней новостью в области внешнеэкономических отношений двух государств стало принятие правительством Украины постановления, по которому в случае введения Россией 20% -ной таможенной пошлины на украинские трубы Украина немедленно обложит аналогичной пошлиной более 20 видов российских товаров. Постановление №388 предусматривает введение пошлин на следующие российские товары: руда и концентрат железные, гипохлорит кальция технический и другие гипохлориты кальция, хлор, удобрения минеральные или химические, азотные, краски и лаки, полимеры этилена в первичных формах, ткани хлопковые с содержанием хлопка 85% массы с плотностью поверхности не более 200 г/м кв., изделия из асфальта, ферросплавы, нелегированная сталь, полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, прокат плоский из железа или нелегированной стали, фитинги для труб из железа и стали, лампы электрические, вагоны пассажирские, железнодорожные и трамвайные, автомобили легковые и другие транспортные средства, предназначенные для перевозки людей.
Более подробно об отдельных аспектах торговых взаимоотношений двух стран рассказывает первый заместитель государственного секретариата Андрей Гончарук, курирующий вопросы внешнеэкономической деятельности.
«Расследования связаны с комплиментарностью наших экономик
и вытеснением наших товаров с рынков
третьих стран»
— В конце марта министр экономики Украины сообщил о договоренности с российским коллегой о моратории на проведение антидемпинговых расследований в отношении товаров двух стран. В чем заключается необходимость введения этого моратория и каковы его последствия?
— Договоренность о введении моратория была достигнута в Москве при встрече министров экономики двух стран Александра Шлапака и Германа Грефа. Предшествовали этому решению последние события, в ходе которых Российской Федерацией введены ограничения на импорт украинского оцинкованного листа и арматуры. Причем временная пошлина на импорт оцинкованной жести очень высокая и составляет 31%, что делает невозможным осуществление экспорта из Украины этого вида товаров.
От запрета экспорта данных товаров Украина теряет порядка 130 млн. долларов в год. Поэтому главное, что должно быть сделано на протяжении двух месяцев, — это проведение двустороннего анализа всех решений по антидемпинговым и специальным расследованиям, принятым до этого момента. После чего будут проведены консультации экспертов по поводу возможности либерализации экспортно-импортных операций по этим позициям.
— Но почти сразу же после объявления моратория было принято постановление Кабмина №388 «О введении специальной пошлины на импорт в Украину отдельных видов товаров происхождением из Российской Федерации». С какой целью оно введено и не является ли это нарушением моратория?
— 29 марта сего года правительство Украины приняло постановление «О введении специальной пошлины на импорт в Украину отдельных видов товаров происхождением из Российской Федерации», которое устанавливает ставку специальной пошлины в размере 20% на некоторые товары происхождением из Российской Федерации. Данная мера, согласно постановлению, будет применена в случае, если российская сторона введет специальную пошлину в размере 20 или 40 процентов при импорте труб из черных металлов в Россию.
Принятое постановление является вынужденной мерой по защите интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины. Устранение причин, послуживших основанием для принятия постановления, явилось бы наилучшим вариантом для нормальных торгово-экономических отношений между нашими странами.
— Насколько известно, на экспорт украинских труб в России введены квоты, а на переговорах комиссий будет рассматриваться вопрос снятия пошлин. Так о чем все же будет вестись речь — о снятии квот или об отмене пошлин?
— В данном случае речь идет о квотах, решение по которым было принято ровно год назад. В частности, в апреле российская сторона будет пересматривать принятые защитные меры. В какую сторону будут пересмотрены квоты на экспорт труб в Россию — это зависит исключительно от российского правительства.
Защитная же мера заключалась во введении пошлин на украинские трубы — для большого диаметра в размере 20%, а на остальные — 40%. Лишь подписание соглашения о квотировании экспорта украинских труб приостановило введение Россией пошлин. Но вместе с существующими квотами остается вероятность введения пошлин, то есть если не будут соглашения по квотированию, введутся пошлины. Поэтому речь будет идти о пошлинах.
— Сегодня в России и Украине введены ограничительные меры или находятся в стадии рассмотрения дела по демпингу пятнадцати групп товаров. Давайте коснемся двух самых свежих примеров. После объявления моратория Россия начала специальное расследование против украинского кристаллического кремния, но перед этим Украина приняла решение об ограничении импорта железной руды. Это — «обмен ударами»?
— Запрета по импорту железной руды из России нет, хотя введена квота в размере 4,75 млн. тонн в год. Это как раз тот уровень, который был достигнут российскими экспортерами в прошлом году.
Что касается кристаллического кремния, то россияне только приступили к расследованию и решение по этому вопросу будет приниматься в апреле. Но Украина является наименьшим экспортером этого вида товара в Россию. По нашим данным, в российском импорте украинский кристаллический кремний занимает не более шести процентов. Основной экспортный поток идет из Китая.
— На какой стадии находится расследование по импорту из России автомобилей?
— Оно ведется. В конце марта проведены публичные слушания, где были представлены все заинтересованные стороны. Это говорит о том, что мы ведем расследование максимально открыто и в соответствии со стандартами, существующими в мире.
— Примеров введения торговых барьеров достаточно, а вы можете привести хотя бы один пример либерализации пошлины или квоты Украиной?
— Можно привести пример по лампочкам. Вначале было введено ограничение в виде квоты, затем квота была либерализована и из нее изъяли ряд позиций, которые в Украине не производятся. На сегодняшний день уже введена антидемпинговая пошлина, а квоты отменены. Кроме того, есть пример железнодорожных стрелок, по которым определенная номенклатура выведена из-под действия защитных мер.
— Не является ли искусственное ограничение импорта нарушением антимонопольного законодательства? Проходят ли в этой связи принимаемые ограничительные меры проверку в Антимонопольном комитете Украины?
— В соответствии с законом Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» решения о возбуждении антидемпинговых расследований, применении предварительных и окончательных мер принимаются межведомственной комиссией по международной торговле. Состав комиссии утверждается Кабинетом министров Украины. В состав комиссии входит представитель Антимонопольного комитета. Таким образом, законодательство Украины предусматривает участие представителей Антимонопольного комитета в принятии решений по вопросам антидемпинговых расследований и проведения ими экспертизы на предмет соответствия проектов решений межведомственной комиссии антимонопольному законодательству. Пока что нам удавалось находить общий язык с представителями АМК.
— В прошлом году товарооборот между Россией и Украиной сократился. Является ли это результатом протекционизма местных производителей?
— В первой половине прошлого года динамика торговых отношений между Россией и Украиной была потрясающей. В отдельные месяцы ее рост достигал 20%. Но с введением Россией новых правил взимания НДС в соответствии с новым Налоговым кодексом значительно ухудшились показатели товарооборота. То есть с введением НДС и переходом России на новую схему взимания налогов, с моей точки зрения, экспорт товаров из Украины стал затухать.
— Если, на ваш взгляд, фактор протекционизма во внешнеэкономических взаимоотношениях России и Украины отсутствует, то чем вызван поток антидемпинговых расследований, который проводят оба государства в отношении друг друга?
— Мне кажется, что стороны просто пытаются отработать механизмы и приемы ограничительных действий, чтобы «вступать в диспуты» с более серьезными экспортерами из стран с развитой экономикой. А если говорить более объективно, то антидемпинговые и специальные расследования прежде всего связаны с комплиментарностью наших экономик и вытеснением наших товаров с рынков третьих стран.
— Парадоксально, но жертвами введения новых схем взимания НДС, о которых вы говорили, стали именно российские нефтяники, работающие в Украине, в частности «ЛУКойл», «Тюменская нефтяная компания», «Татнефть». На какой стадии находится вопрос снятия НДС с российской нефти, поставляемой в Украину?
— Действительно, в российском законодательстве нефть, газ и газовый конденсат облагаются НДС по стране происхождения, а не по стране назначения. И как раз первым шагом отмены этого механизма взимания НДС является предложение украинской стороны, которое поддерживается российскими нефтяными компаниями, о введении квоты на поставку нефти. Квота сегодня проговаривается в размере 15 млн. тонн в год, и механизм налогообложения по этой квоте планируется изменить зеркально.
— То есть на этот объем нефти НДС взиматься не будет?
— Нет, будет. Но будет взиматься в Украине. Причем на уровне руководителей правительств двух стран и министерств экономик уже достигнуто взаимопонимание.
— Удалось ли Украине договориться с другим стратегическим партнером — США о снятии квот на экспорт металлопроката?
— Переговоры пока ведутся, и очередной раунд консультаций пройдет на этой неделе. Речь о снятии квот по всему объему вестись не будет, но мы будем говорить об уменьшении или отмене квот по отдельным позициям металла. В частности, будем настаивать на нераспространении пошлины на обрезной углеродистый лист, по экспорту которого у нас существует двустороннее соглашение с 1997 года.