ПАРЛАМЕНТСКО-ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОАЛИЦИЯ В ДЕЙСТВИИ, ИЛИ «ТЫ МНЕ — Я ТЕБЕ»

Поделиться
На недавнем общем собрании акционеров НАСК «Оранта» было принято решение о проведении дополнительной эмиссии акций, в результате которой государство может утратить контроль над крупнейшим украинским страховщиком...

На недавнем общем собрании акционеров НАСК «Оранта» было принято решение о проведении дополнительной эмиссии акций, в результате которой государство может утратить контроль над крупнейшим украинским страховщиком. Пока еще главный акционер — Фонд госимущества в лице заместителя главы фонда В.Васильева, вопреки запрету специальной комиссии по вопросам приватизации, проголосовал своими 50%+1 акцией за решение, которое экономическими мотивами оправдать очень сложно.

Несколько лет назад Васильеву уже приходилось голосовать за отставку тогдашнего главы правления компании, бывшего заместителя Ющенко в НБУ Владимира Бондаря. И это при том, что благодаря усилиям команды В.Бондаря компания впервые за много лет начинала становиться на ноги. Тогда Васильев оправдывался: «Ну, вы же понимаете, что это чисто политическое решение» и многозначительно смотрел вверх. Конечно, не его вина, что в нашей стране политические интересы превалируют над экономическими. А точнее, экономические интересы некоторых политических деятелей стоят выше интересов граждан и государства.

Именно с такой подменой приоритетов столкнулось в 2000 году руководство «Оранты», пытаясь осуществить проект «оживления» медленно тонущего советского финансового гиганта, исходя исключительно из экономических соображений. Поддержанный тогдашним премьером Ющенко проект привлечения дополнительных инвестиций с сохранением контрольного пакета за государством (предлагалось провести дополнительную эмиссию акций, в результате которой госпакет пропорционально уменьшался с 78% до 50%+1 акция) неожиданно вызвал бурю возмущения на Банковой.

Сам Леонид Данилович, «подогретый» просто-таки классическими анонимками, объяснил всем в крепких выражениях, что не допустит «размывания» государственного пакета — и точка. Никакие аргументы об очевидной экономической выгоде такого проекта не помогли. В ответ гарант указывал на долг в 7,8 млрд. гривен вкладчикам «Укргосстраха», выплачивать которые предстоит именно через «Оранту» как компанию-правопреемницу. В конце концов, руководство компании (заметим — единственное, при котором компания имела положительные финансовые результаты) вынуждено было под давлением власти уйти в отставку.

Удивительно, но буквально сразу же после этого события новое руководство организовало так называемый конкурс под заранее определенного победителя. Этому победителю (которым, как ни странно, оказался «Укрсоцбанк») достались фактически по номинальной стоимости 28% акций НАСК «Оранта». В результате такой операции государство осталось все с теми же 50%+1 акция, но при этом в проигрыше оказалась и сама компания, не получившая никаких дополнительных вливаний, и Фонд госимущества, продавший акции по явно заниженной стоимости.

Банковая, с которой еще недавно неслись клятвенные заверения «не допустить размывания», теперь почему-то молчала. В этом молчании начала проявляться истинная причина ее недавнего возмущения. Кому-то было просто невыгодно «оживление» компании и, соответственно, увеличение ее рыночной стоимости. Этот самый «кто-то» логично рассудил, что «Оранту» можно получить гораздо раньше и дешевле, и, пользуясь своим положением, активно осуществлял свой план.

Конечно же, довольствоваться 28% акций не входило в планы днепропетровской группы. Но получению полного контроля над «Орантой» мешал Кабинет министров, а точнее, действие изданных Кабмином распоряжений, вполне обоснованно закреплявших за государством пакет в 50%+1 акция. Последнее такое распоряжение было подписано Януковичем в августе 2003-го (№478-р), и, согласно ему, контрольный пакет оставался в госсобственности еще на три года. Аргументы такой позиции премьера были вполне понятны и экономически обоснованы. Во-первых, до сих пор не сдвинулось с места решение проблемы с компенсацией вкладов страхователям «Госстраха». А во-вторых, продавать компанию в ее нынешнем состоянии абсолютно невыгодно.

Но вот настал 2004-й — год, в котором благодаря намеченному на конец октября известному событию упомянутая подмена приоритетов наблюдается особенно сильно. В феврале из-под пера Виктора Федоровича неожиданно выходит новое распоряжение №49-р, в котором предписано «согласиться на пропозиции» и «разрешить дополнительную эмиссию акций НАСК «Оранта» с закреплением за государством пакета в 25%+1 голос». При этом предыдущее распоряжение, которым контрольный пакет закреплялся в госсобственности на три года, как-то было забыто, будто бы его и не было вовсе.

На какие именно «пропозиции» так внезапно согласился премьер и от кого они исходили, остается только догадываться. Хотя догадаться, в принципе, несложно. Что именно получил Янукович за свое «чудесное прозрение» по поводу необходимости увеличить уставной фонд «Оранты»? Ну, например, поддержку «Трудовой Украиной» провозглашенного недавно единого кандидата от власти.

А как же экономические интересы самого государства, которое, разрешая двукратную дополнительную эмиссию, теряет, по самым скромным подсчетам, около 30—40 млн. гривен? Ясно, что для Виктора Федоровича этот вопрос скорее риторический...

Проектом 2000 года предлагалось провести допэмиссию акций за счет привлечения негосударственных средств на сумму 12,9 млн. грн. За государством оставался контрольный пакет с номинальной стоимостью 17,612 млн. грн. Через несколько лет (возможно, именно в 2004-м), после реализации инвестиционного проекта и повышения рыночной стоимости компании, этот пакет можно было продать как минимум в 2,5—3 раза дороже номинала.

Вместо этого государство сначала отдает по номинальной стоимости 28,9% акций за 6,5 млн. гривен и остается с контрольным пакетом в 11 млн. номинала. А потом разрешает двукратную допэмиссию, по которой эти 11 млн. превращаются из 50%+1 в 25%+1 акция. Такой пакет, поскольку он уже не может оказать сколько-нибудь значительного влияния на управление компанией, государство вряд ли сможет выгодно продать.

Зачем днепропетровцам «Оранта», убытки которой в текущем году составили 880 тыс. гривен? Хотя бы по той простой причине, что со следующего года ожидается вступление в силу Закона «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств», регулирующего наиболее массовый вид страхования. И вот тут-то, с доставшейся в наследство от «Госстраха» крупнейшей всеукраинской сетью, «Оранта» будет вне конкуренции. По самым скромным подсчетам руководства компании, ожидается как минимум 300 млн. гривен страховых поступлений ежегодно. Такими темпами, с новыми владельцами и под чутким руководством свеженазначенного «днепропетровского» главы правления «Оранта» быстро восстановит свою былую мощь. Тогда и о продаже подумать можно — естественно, не за те гроши, за которые она была куплена.

В общем, в выигрыше остались практически все — и днепропетровцы, и «Оранта», и, конечно же, новоиспеченный кандидат от власти, продемонстрировавший всю силу своей принципиальности и безграничную заботу о гражданах страны. Только вот почему-то эти самые граждане, о которых премьер и Ко так заботятся, опять проиграли...

Впрочем, победу праздновать тоже еще рано. Судя по событиям последней недели, законодательный орган страны не станет останавливаться на решении специальной комиссии по вопросам приватизации. Так что потенциальным инвесторам, проигнорировавшим это решение, не стоит тешить себя мыслью, что им удастся по-быстрому провести в июне допэмиссию, и на этом все закончится. Вопрос о легитимности всей этой «операции» будет обязательно поднят рано или поздно, и, вероятнее всего, Фонду госимущества, Кабинету министров и руководству «Оранты» придется-таки пересматривать свои непоследовательные решения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме