На севере столицы Украины развернулась очередная война за крупное предприятие. Две группы акционеров ОАО «Транс-Оболонь» обвиняют друг друга в попытках рейдерского захвата фирмы. Рабочие предприятия время от времени устраивают акции протеста. Деятельность компании фактически заблокирована перекрестными судебными решениями, люди увольняются, автопарк распродается, и вскоре от когда-то крупнейшего киевского автопредприятия останется разве что земельный участок. Что, судя по всему, кое-кому и нужно: восемь гектаров земли в перспективном с точки зрения жилой застройки районе, по самым скромным оценкам, стоят не менее 20 млн. долл...
В далекие советские (и постсоветские) времена каждый, кто выезжал из Киева в сторону Вышгорода, мог наблюдать слева горящие на крыше высокого здания буквы — АТП-13070. Автопарк компании насчитывал тогда 500 автомобилей, а работало в ней более тысячи. АТП обслуживало пивзавод «Оболонь» и находящийся рядом с ним столичный хлебзавод №10, а позже успешно занялось международными перевозками. В настоящее время в компании осталось не более ста машин, и руководство вообще намеревается отказаться от автотранспортного бизнеса. Продать участок под застройку сегодня гораздо выгоднее.
Началась эта история еще шесть лет назад. На тот момент 99% акций предприятия принадлежало трудовому коллективу в количестве 861 человека. На состоявшихся 17 января и 16 мая 2002 года собраниях акционеров ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13070» («Транс-Оболонью» оно стало лишь в 2004 году) были приняты решения привлечь инвестиции в форме продажи акций дополнительных эмиссий. Акционерам — простым водителям, механикам, учетчикам — рассказали о радужных перспективах, которые откроются перед предприятием после прихода новых инвесторов. О том, что увеличится количество рабочих мест и повысится зарплата. Рабочие, не искушенные в тонкостях технологий корпоративного управления, согласились. Слова «рейдерский захват» с экранов телевизоров еще не звучали, и допэмиссия тревоги не вызывала.
22 августа Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) выдала ОАО «КАТП-13070» свидетельство №418/1/02 о регистрации выпуска 5,765 млн. акций на сумму 1,441 млн. грн. в документарной форме. Однако новых инвесторов и притока капитала на предприятии не увидели. Акции были отчуждены в пользу нескольких топ-менеджеров предприятия, большая часть из которых носила фамилию Сависько. Так,
1,8 млн. акций оказалось у руководителя предприятия, ныне председателя наблюдательного совета Василия Сависько, еще 790 тыс. — у его сына Валерия Сависько, ныне генерального директора. Еще по 28 тыс. акций оказалось у их родственников Сергея и Марины Сависько и других — всего девять человек с этой фамилией.
Сегодня акционеры, так или иначе связанные с руководством «Транс-Оболони», контролируют около 70% акций. Все эти акции были выкуплены ими по номиналу — 25 коп. за штуку. Классическая схема установления контроля над предприятием путем допэмиссии, которой нынче никого не удивишь...
Интересно, что сегодня руководители предприятия заявляют, что как таковой дополнительной эмиссии акций не было. А выпуск ценных бумаг произведен в связи со слиянием с ООО «А-Топ», ранее отсоединенным от «Транс-Оболони».
Тем не менее «Транс-Оболонь» продолжала работать. Рядовые акционеры хоть и не получали дивидендов по своим ценным бумагам, имели неплохие зарплаты. Поэтому все эти годы особых конфликтов вокруг предприятия не было.
На 22 февраля 2008 года было назначено собрание акционеров «Транс-Оболони». На нем, в числе прочего, рассматривался вопрос о переводе выпуска простых акций ОАО в бездокументарную форму и заключении соответствующего договора с хранителем (им должен был стать АКБ «Столица») и депозитарием (соответственно, «Межрегиональный фондовый союз»). За это проголосовали владельцы 4,5 млн. акций, т.е. более 70% голосов акционеров.
Часть акционеров (большая количественно, но миноритарная с точки зрения корпоративного управления) с этим решением не согласилась. Ведь за услуги по хранению электронного реестра акций акционеры должны платить из своих средств, а дивидендов по акциям им ни разу не выплачивалось. Кроме того, широкая общественность уже слышала по телевизору о том, что в стране процветает рейдерство, и действия руководителей предприятия показались рядовым акционерам ОАО подозрительными.
Не могли рядовые акционеры не видеть и тех изменений, которые происходили с бизнесом компании. Автопарк «Транс-Оболони» в последние годы постоянно сокращался. Большая часть территории была сдана в аренду под склады и логистические центры. В 2007 году предприятие заработало 17,5 млн. грн. валового дохода. При этом прибыли от основной деятельности предприятие не получает: чистый убыток его в 2007 году составил 943 тыс. грн. На балансе предприятия числится 1,2 млн. грн. непокрытого убытка.
Согласно выводам аудиторской компании «Интербаланс», нехватка собственных оборотных средств и инвестиционных ресурсов вынуждает «Транс-Оболонь» привлекать кредиты. Задолженность предприятия составляет 7,05 млн. грн. долгосрочных и 7,2 млн. грн. — краткосрочных обязательств по банковским кредитам. Только в минувшем году предприятие заняло под залог своих активов (автомобилей и недвижимости) 6,2 млн. грн.
Выплата банковских процентов составила в минувшем году 1,7 млн. грн. Кредиторская задолженность «Транс-Оболони» оказалась больше балансовой стоимости недвижимости предприятия (4,7 млн. грн.) или транспортных средств (6,3 млн. грн.). При этом, по данным аудиторов, степень износа автотранспорта превышает 60%. То есть в любой момент, по требованию кредиторов, компания могла бы перейти в режим банкротства или санации...
Такое положение дел не могло не волновать акционеров. Они создали инициативную группу, объединившую несколько сотен бывших и нынешних работников предприятия. Ее возглавил бывший главный инженер Павел Головин. Он также является миноритарным акционером и до 2002 года возглавлял ревизионную комиссию ОАО. 5 марта акционеры устроили акцию протеста недалеко от офиса предприятия на улице Богатырской.
От имени инициативной группы в конце марта — начале апреля 2008 года несколько миноритарных акционеров подали в Хозяйственный суд Киева иски о признании недействительными решений собраний акционеров 2002 года о выпуске акций. И тут отечественная Фемида, как водится, начала демонстрировать чудеса. Непосредственно в день рассмотрения заявлений в суд начали поступать заявления от других акционеров с требованием включить их в дело в качестве третьих лиц. Суд эти требования удовлетворял и, соответственно, переносил заседания. Рассмотрение дела по сути в Хозсуде столицы не состоялось до сих пор.
Зато туда поступил иск от четырех членов семьи Сависько — председателя наблюдательного совета Василия Иосифовича, гендиректора Валерия Васильевича, а также Марины Васильевны и Сергея Васильевича — к... ОАО «Транс-Оболонь», а также ЗАО «ОКМА», регистратору ценных бумаг предприятия. Они потребовали признать недействительными ряд записей в системе реестра собственников ценных бумаг. 22 мая суд постановил запретить вносить какие-либо изменения в реестр акционеров. Чуть раньше, 15 мая, Оболонский районный суд по иску физлица, требовавшего обязать ряд крупных акционеров «Транс-Оболони» заключить договор купли-продажи акций, вообще наложил арест на пакеты, принадлежащие членам семьи Сависько и ряду других крупных акционеров-физлиц, владеющих несколькими сотнями тысяч акций каждый. Что, собственно, и требовалось, дабы не допустить утери ими контроля над предприятием...
Местные суды, куда по месту прописки обращались акционеры из инициативной группы, были к ним лояльнее. Например,
8 апреля 2008 года Старобельский районный суд Луганской области удовлетворил иск представителя акционеров Александра Лищенко к ряду крупных акционеров «Транс-Оболони». И признал недействительными договора об отчуждении 2,34 млн. акций допэмиссии, проведенной в 2002—2003 годах, договора купли-продажи этих ценных бумаг членами семьи Сависько и другими лицами. Ко всему прочему, суд обязал регистратора — ЗАО «ОКМА» — списать эти акции со счетов бывших собственников... Таким образом, по крайней мере, распределение допэмиссии было признано незаконным.
С этим решением связана вполне детективная история. Поскольку за тридцать дней с момента его оглашения никто в апелляционной инстанции его не опротестовал (руководство «Транс-Оболони» утверждает, что их о таком решении просто никто не уведомил), оно вступило в силу. 21 апреля отдел Государственной исполнительной службы Оболонского районного управления юстиции возбудил исполнительное производство. Исполнители добились списания регистратором этих акций. На следующий день появилось постановление другого суда о запрете каких-либо действий с реестром.
А 14 мая Генеральная прокуратура Украины (не больше и не меньше!) возбудила против главного государственного исполнителя ГИС Оболонского РУЮ уголовное дело по статье 364 ч.2 «Злоупотребление служебным положением». По мнению правоохранителей, судебные исполнители своими действиями нанесли «Транс-Оболони» убытки в размере 936 тыс. грн. Тогда как на самом деле они просто исполнили решение суда, поступившее к ним по месту нахождения ответчика...
И эта детективная история — не первая. В начале апреля глава инициативной группы Павел Головин получил от исполнительной службы письмо о том, что Заводской районный суд Днепродзержинска по его требованию наложил арест на имущество «Транс-Оболони», и это решение выполнено. Событие, вполне лежащее в ключе противостояния... Если бы не мелочь: ни в какой Заводской суд Головин не обращался. Подняв документы, он выяснил, что в данном суде якобы рассматривалось якобы написанное им заявление о восстановлении на работе, компенсации вынужденного прогула и морального ущерба. В Днепродзержинске сообщили, что о подобном иске вообще не слышали и решения такого не принимали.
Павел Головин был вынужден обратиться в милицию с заявлением о фальсификации и потребовал провести почерковедческую экспертизу иска... Однако было поздно: с таким же заявлением туда уже обратились представители «Транс-Оболони». Только, по их мнению, инициатором фальсификации являлся Головин.
Против Павла Головина возбудили уголовное дело о мошенничестве и подделке документов. Его вызвали на допрос в Оболонское РУ ГУ МВД Украины, после чего задержали. При этом у шестидесятилетнего главы инициативной группы развился гипертонический криз, и суд решил освободить его из-под стражи.
Сам г-н Головин считает все это провокацией. По его мнению, целей у этой провокации может быть две. Первая — вывести из игры наиболее активного деятеля инициативной группы, ведь в день ареста должно было состояться одно из заседаний Хозсуда Киева по их иску. Вторая — в рамках уголовного дела были проведены обыски у регистратора. Который формально не имеет к ситуации никакого отношения — он просто исполнил требования суда. В ходе обысков были изъяты компьютеры с системой реестра, что парализовало его работу...
Кроме этого, еще в феврале в милицию поступили заявления руководителя «Транс-Оболони» Валерия Сависько об угрозах, которые поступают ему по телефону в связи с тем, что он не хочет выполнять требования инициативной группы. Он также сообщил, что от имени инициативной группы акционерам поступают предложения о продаже акций, о незаконных действиях с реестром, доступа к которому у членов инициативной группы быть не должно, а также о том, что 29 февраля исчезла печать предприятия. Все это, по мнению В.Сависько, является признаками готовящегося рейдерского захвата «Транс-Оболони».
Напомним, в 2002 году, когда в ходе допэмиссии он сам за 40 тыс. долл. стал владельцем 16% акций предприятия, словом «рейдерство» еще детей не пугали. Да и печать потом нашлась — когда в апреле руководители «Транс-Оболони» пытались срывать собрания акционеров, созываемые инициативной группой, в письме в ГКЦБФР они специально отметили, что печать, устав и регистрационное свидетельство компании никуда не делись...
Итак, согласно решению суда, признавшего незаконным отчуждение допэмиссии в 2002 году, сегодня у акционеров инициативной группы — более 50% акций «Транс-Оболони». И они имеют право созывать собрание акционеров. Что они и попытались сделать несколько раз, назначая его на 22 мая, 31 мая и 10 июня. Собрание должно было сменить руководство предприятия. Одно из них хотели даже провести в Симферополе — чтобы избежать провокаций. Однако без них не обошлось: хозяин арендованного для собрания помещения отказался его предоставлять по таинственным причинам...
Провести собрание инициативной группе не удалось до сих пор. Дело в том, что в «Транс-Оболони» это судебное решение вступившим в силу не считают. И инициировали ряд исков в Хозяйственный суд Киева о запрете проведения собраний акционеров, созванных инициативной группой. Суд принял ряд постановлений по этому поводу. В частности, он запретил проводить собрание 22 мая в Симферополе, запретил созывать собрания, запретил регистратору вносить изменения в реестр, признал недействительными решения собрания акционеров, если оно состоится... По данным инициативной группы, защитой интересов руководства «Транс-Оболони» занимается известная адвокатская контора, известные юристы которой являются членами БЮТ и Блока Катеринчука. Стоят ее услуги недешево, однако на кону — гораздо большие суммы...
Битва за «Транс-Оболонь» продолжается. Обе ее стороны — и нынешнее руководство предприятия, и инициативная группа — активно обвиняют друг друга в рейдерстве. Еще лет пять назад расхожим журналистским штампом в материалах о таких конфликтах были слова «точку в этом деле должен поставить суд». Сегодня это звучит смешно: решения судов легко можно предсказать, зная, у кого больше денег...
Как говорил известный литературный герой, современных людей испортил «квартирный вопрос». Процесс этот продолжается и сегодня. В связи со строительным бумом и взрывообразным ростом цен на землю в стране появился новый вид бизнеса. Он состоит в разрушении предприятия, занимающего привлекательный земельный участок. После банкротства и закрытия корпуса предприятия сносятся, а на их месте возводятся небоскребы и офисные центры.
Такая судьба постигла уже нескольких соседей «Транс-Оболони». По некоторым данным, их земельные участки выкуплены российскими коммерческими структурами. Возможно, «предложение, от которого невозможно отказаться», уже поступило и руководству бывшего АТП. И скоро по левую сторону улицы Богатырской мы увидим строительство новых «Оболонских Липок»...