Большое небо — чужое небо?

11 ноября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 11 ноября-18 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Украинский рынок авиаперевозок вошел в число самых быстрорастущих в мире. В 2004 году количество авиапассажиров в стране увеличилось на 36%...

Украинский рынок авиаперевозок вошел в число самых быстрорастущих в мире. В 2004 году количество авиапассажиров в стране увеличилось на 36%. При этом национальным перевозчикам удалось даже несколько расширить свое присутствие на рынке. Учитывая, что им приходится конкурировать почти с полусотней иностранных перевозчиков, это достаточно неплохой результат, так что перспективы представлялись обнадеживающими.

Однако в последнее время энтузиазм несколько поугас. Причиной стали как внутриотраслевые конфликты, так и явное изменение позиции ряда государственных чиновников.

Декларация курса на поддержку отечественных авиакомпаний так и остается декларацией. Между тем на подходе соглашение со странами Евросоюза.

В июне было парафировано двустороннее соглашение о некоторых аспектах воздушного сообщения, так называемое горизонтальное соглашение. Согласно этому документу, через два года украинский рынок авиаперевозок может стать практически открытым для крупных западных авиакомпаний, таких, к примеру, как Air France, British Airways, Lufthansa и другие. Никаких ограничений по объему пассажиропотока в Украину для них уже существовать не будет. А конкурировать с агрессивными западными грандами украинским авиакомпаниям будет нелегко — слишком уж отличаются их ресурсы. К тому же, как показывает практика, и избытком застенчивости наши иностранные коллеги тоже не страдают.

Так, в прошлом году государственный департамент авиационных перевозок «Укравиатранс» угрожал даже запретить немецкой авиакомпании Lufthansa осуществлять перелеты по маршруту Киев—Мюнхен. Поводом стало нарушение согласованного объема перевозок. Lufthansa имела право перевозить по этому маршруту 2 тыс. пассажиров в неделю. Однако авиакомпания без соответствующего разрешения поставила на маршрут самолет большей вместимости и тем самым увеличила количество перевозимых пассажиров.

Конфликт, в принципе, замяли. Но, как оказалось, ненадолго. В этом году немцы вновь потрепали нервы отечественным перевозчикам.

Проблемы возникли у «Днеправиа». Базирующаяся в Днепропетровске компания является серьезным региональным перевозчиком как по Украине, так и в страны дальнего зарубежья. Ее ключевой маршрут Днепропетровск—Франкфурт-на-Майне. Естественно, что появление на этом хорошо обкатанном и разработанном рейсе немцев днепропетровскую авиакомпанию, мягко говоря, не обрадовало. Особенно если учесть, что одновременно та же Lufthansa отказала «Днеправиа» в продлении действия соглашения по льготным тарифам на транзит пассажиров «Днеправиа» по Европе через Франкфурт. Компанию Lufthansa явно интересовали иные вопросы — фактически происходит банальный захват рынка.

Более того, вскоре обнаружилось, что ряд украинских чиновников посодействовал в получении новичком наиболее выгодного времени для перелетов — на час раньше, чем у отечественного перевозчика. В результате перед днепропетровской компанией возникла совершенно реальная перспектива потерять большую часть пассажиропотока на этом направлении. По заявлению компании «Днеправиа» в этом случае «предприятие потеряет 18 млн. грн. (3,6 млн. долл.) доходов в год. Тем самым поставлена под угрозу вообще возможность обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровска».

На этом фоне обещание Lufthansa внести миллион долларов на развитие аэропорта выглядит не слишком убедительно. Зато хорошо вписывается в стратегию компании по укреплению позиций на рынке.

В прошлом году немецкая авиакомпания увеличила объем перевозок пассажиров между ФРГ и странами СНГ на 10% — до 1,1 млн. человек. Украинских пассажиров среди них — примерно каждый восьмой, и для группы с объемом перевозок более 50 миллионов человек это не объемы. Тем не менее направление рентабельно, и компания упорно расширяет свое присутствие. И небезуспешно. Если в 2000—2002 годах ее услугами воспользовались 90—95 тыс. пассажиров, то уже в 2003-м — 120 тыс. Теперь, очевидно, будет новый подъем. За счет кого, тоже не секрет.

В общем, ничего особо удивительного в этом нет: рынок — вещь жесткая. Удивляет другое — позиция государства. Судя по легкости, с которой иностранцам уступили позиции, отечественных авиаперевозчиков уже списали со счетов. Между тем все далеко не так однозначно. В Америке и Европе (в частности в Германии и Великобритании) очень успешно работают так называемые малобюджетные авиакомпании, которые предоставляют недорогой, но доступный и качественный сервис. И, учитывая развитое антимонопольное законодательство в этих странах, перспективы таких мини-компаний очень неплохие. Более того, они и гигантов заставляют снижать цены.

Именно эту нишу вполне могли бы занять и региональные украинские компании. Для этого им необходима только минимальная поддержка, причем даже не финансовая. Нужно упростить процедуры обновления парка воздушных судов, расширить географию полетов. Необходимо решить вопрос о доступе компаний к перспективным направлениям (это тот же Берлин, Вена, Израиль). Если же ничего не делать, то сотни квалифицированных специалистов лишатся работы, а бюджет недосчитается десятков миллионов гривен. Не говоря уж о том, что пассажиры лишаются возможности выбора между дорогой и более дешевой, но качественной услугой. К сожалению, данный вариант не исключен.

При этом к проблемам «Днеправиа» добавляется и ее неопределенный статус. Теоретически она является государственной, но за последние несколько лет не получила (очевидно, и не получит) от госбюджета ни копейки поддержки. Пока же ресурсы приходится привлекать у украинских банков, в основном у Приватбанка. Средства пошли на реконструкцию аэровокзала. Причем задолженность составляет около 40 млн. грн. По оценкам руководства аэропорта, если бы не эти кредиты, сейчас в Днепропетровск не летал бы никто — не было бы аэропорта и необходимой инфраструктуры. (Благо, примеров печальной участи местных аэропортов достаточно.) Сегодня, опираясь на созданную базу, компания «Днеправиа» может наращивать свой потенциал и получает возможность постепенно расплатиться с долгами. Кстати говоря, и попытки Lufthansa перехватить этот маршрут служат подтверждением того, что деньги были вложены днепропетровской авиакомпанией не без пользы. Однако в настоящий момент возможности этих источников исчерпаны.

Привлечь ресурсы на развитие можно было бы через приватизацию, но она отложена на неопределенный срок приказом ФГИ еще в декабре 1996 года. В этом году планировалось разблокировать процесс приватизации, и руководство Фонда госимущества Украины обещало его начать. 25 августа глава ФГИ В.Семенюк распорядилась подготовить письмо в Кабмин о возобновлении приватизации «Днеправиа». Однако год заканчивается, а ничего реально не происходит. Сейчас руководство ОАО «АК «Днеправиа» обратилось уже к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой поручить ФГИ возобновить приватизацию компании путем продажи госпакета акций ОАО на открытом конкурсе.

Кроме того, авиаторы просят президента поручить Госавиаслужбе Украины провести переговоры с авиационными властями Германии о расширении доступа к аэропорту Франкфурта. Сейчас компания может выполнять четыре рейса в неделю при технической возможности не менее семи. Если проблему удастся разрешить, это, несомненно, улучшит финансовые перспективы «Днеправиа».

Кстати говоря, этими вопросами как раз и должны заниматься наши урядовцы. Нужно, как минимум, добиваться не худших условий для украинских компаний, чем для иностранных.

Стоит изучить в этом аспекте и опыт наших соседей. Сейчас отечественный авиарынок регулируется двусторонними соглашениями. Их насчитывается около 25. И пока неясно, что мы выиграем от их отмены. Интеграция в Европу, несомненно, нужна. Но не любой ценой. По оценкам экспертов, при нынешних темпах развития украинским авиакомпаниям необходимо еще лет пять, чтобы подготовиться к открытию воздушного пространства. Иначе может возникнуть ситуация, при которой, глядя на любой самолет, взлетающий из Днепропетровска ли, из Киева ли, украинец будет знать: наших здесь нет...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК