АФЕРА ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?

04 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 4 октября-11 октября 2002г.
Отправить
Отправить

В двадцатых числах сентября в достаточно влиятельной польской газете «Жеч Посполита» были опубли...

В двадцатых числах сентября в достаточно влиятельной польской газете «Жеч Посполита» были опубликованы две статьи, имеющие, по мнению их авторов, разоблачительный характер в отношении польской группы компаний Golden Gate. Постоянные читатели «Зеркала недели», вероятно, вспомнят, что именно эта фирма является наиболее последовательным партнером украинской нефтетранспортной компании — ОАО «Укртранснафта» в продвижении и коммерческой реализации проекта создания нефтетранспортного маршрута Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск.

Если следовать логике этих статей, то получается, что украинская нефтетранспортная компания уж слишком неразборчива в выборе партнеров в Польше. А польская Golden Gate представляет собой не что иное, как сборище некомпетентных и погрязших в аферах личностей со скользкой репутацией, способных на экономические аферы. Но если так, то выходит, что польские власти, поддержавшие нефтетранспортный украинско-польский проект на самом высоком уровне, как и президенты обоих государств, тоже дискредитированы?

«Зеркалу недели» очень уж активно предлагали перепечатать как минимум первую «разоблачительную» статью польской газеты. Но когда мы попросили предъявить какие-то документы, подтверждающие изложенные в ней факты, последовал однозначный отказ. Тем не менее, подобные вещи не могут нас не интересовать, и мы в свою очередь попросили прокомментировать ситуацию вице-президента польской компании Golden Gate Цезария Филипповича. Параллельно с этим в своем интервью телепрограмме «Світ. Огляд» (НТКУ, 29 сентября) он заявил, что с самого начала разработки проекта и до сих пор правительство, Президент и его администрация новый нефтетранспортный проект политически поддержали. Польша, как и Украина, заинтересована в диверсификации поставок нефти на свой рынок. И вполне понятно, что это не совпадает с интересами нынешних монополистов этого рынка не только в Польше, но и в Европе вообще. Тем более что этот проект имеет отношение не только к интересам польской нефтеперерабатывающей промышленности, а в перспективе — ко многим европейским нефтепереработчикам.

«Зеркалу недели» вице-президент Golden Gate Цезарий Филиппович рассказал также, что вокруг польского нефтяного, нефтетранспортного и нефтеперерабатывающего секторов всерьез столкнулись интересы различных компаний. Не обязательно быть экспертом, чтобы понять, что тот, кто станет собственником Гданьского нефтеперерабатывающего завода, тот практически и будет принимать решения о том, у кого покупать нефть и каким маршрутом ее доставлять.

Вполне очевидно, что в Польше на фоне описываемых событий активизировалось нефтяное лобби, составляющее серьезную конкуренцию инициаторам проекта Одесса—Броды с продолжением этой нефтетранспортной артерии через Польшу, как части Евро-Атлантического нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).

Более всего реализация украинско-польского нефтетранспортного проекта невыгодна компаниям, контролирующим нефтетранзит каспийской нефти из Казахстана в российский порт Самары, откуда по нефтепроводу «Дружба Северная» нефть доставляется через Польшу в Германию и некоторые другие европейские страны. Понятно, что прежде всего контролерам этого маршрута хотелось бы увеличить пропускную способность действующих нефтемагистралей в Польше и Беларуси. Поэтому украинско-польский нефтетранспортный проект для них, как кость в горле. А коль речь идет о серьезной конкуренции, средства для нейтрализации конкурента не выбирают. Это особо касается Украины, которая в последнее время втягивается во все большее число скандалов. Похоже, что не является исключением и проект создания нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. И пока «Укртранснафта» ищет возможность заполнить нефтепровод Одесса—Броды и терминал «Південний» технологической нефтью, конкуренты пытаются нейтрализовать ее польского партнера. Зная о политической поддержке украинско-польского маршрута и понимая, что громогласно добиться отказа сторон от этого проекта не удастся, в ход идет иной вариант — пытаются «выбить» из игры Golden Gate в надежде, что тогда удастся доказать «неликвидность» украинско-польского нефтетранспортного тандема и вообще, что продолжать строить нефтепровод через Польшу бессмысленно.

Господин Филиппович также подчеркнул, что хотя польские власти политически поддерживают украинско-польский проект, они постоянно говорят о необходимости его реализации на коммерческой основе. Такова же и политика Golden Gate в отношении этого проекта. Такова же и позиция Украины.

По большому счету польская Golden Gate никогда не создавала иллюзий относительно того, что она располагает в необходимом объеме собственным капиталом для достройки польского участка нефтепровода. Однако она декларировала и декларирует, что способна показать экономическую целесообразность и состоятельность этого проекта для инвесторов и организовать его финансирование. И уже не однажды, начиная с 1999 года, доказывала это потенциальным корпоративным и индивидуальным инвесторам, включая несколько банков.

Однако остается проблемой то, что без долгосрочных контрактов между производителями каспийской нефти и ее покупателями на другом конце трубы инвестиционный риск проекта возрастает и тогда он становится неинтересен с экономической точки зрения для инвесторов, а финансирование проекта исключительно за счет кредитов создает риск их обслуживания и своевременного возврата. К сожалению, ни пару лет назад, ни даже сегодня рассчитывать на срочные поставки нефти в необходимом для рентабельной работы предприятия объеме вряд ли можно. Но переговоры постоянно продолжаются. И, увы, чем больше компаний интересуются украинско-польским проектом, тем активнее действуют конкуренты этого маршрута. Но господин Филиппович уверен, что несмотря ни на что, они не в состоянии задержать реализацию проекта украинско-польского нефтемаршрута ЕАНТК на его польском участке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК