По воле парламентариев, 7 ноября в украинском страховании началась новая революционная эпоха. В силу вступила норма Закона Украины «О страховании», предписывающая страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни, иметь уставный фонд не менее 750 тыс. евро, остальным — не менее 500 тыс. евро. Сегодня же на отечественном страховом рынке работают около 350 компаний, из которых половина не имеет требуемого уставного капитала. Еще ровно через год минимальный уровень уставных капиталов будет удвоен и достигнет, соответственно, 1,5 и 1 млн. евро. Одновременно ужесточается порядок проверки уставных фондов страховых компаний. В частности, по новым правилам, страховым компаниям не позволяется формировать «уставники» за счет кредитов и других заемных средств. Понятно, что подобные радикальные изменения требований к капиталу не могут не всколыхнуть страховой рынок и затронут интересы практически всех страховщиков и их клиентов. Однако необходимость мер, предпринимаемых для наведения порядка на страховом рынке, объективно назрела и даже «перезрела».
Диагноз
Согласно официальным данным, в прошлом году объемы страхового рынка по суммам платежей, размерам уставных фондов и величине выплат удвоились. Однако и страховщики, и Государственная комиссия регулирования рынков финансовых услуг (ГКРРФУ), оценивая реальные результаты работы страховой системы, не испытывают восторга. На самом деле в целом система не отвечает требованиям отечественной экономики и чаяниям украинцев. В развитых странах уровень страховых выплат по отношению к собранным премиям превышает 70%. Если у какой-либо западной страховой компании этот показатель снижается, надзорные органы делают вывод, что компания проводит политику, направленную на собственное обогащение, и могут инициировать специальное расследование. В нашей же стране уровень страховых выплат (по системе в целом) составляет около 10%.
Госкомиссия, по словам ее руководителя Виктора Суслова, проанализировав состояние дел на страховом рынке, пришла к выводу, что многие страховые компании страхованием, собственно, и не занимаются, а созданы для решения иных финансовых задач. По данным ГКРРФУ 32% собранных страховых премий покидает Украину через механизмы перестрахования. Формально данная деятельность является абсолютно законной. Однако «почему-то» около трех четвертей от объема перестрахования приходится на страны Балтии и Молдову. Не является секретом и то, что, благодаря страхованию, можно достичь уменьшения налоговых обязательств. Объемы страхования относятся предприятиями на валовые затраты и уменьшают величину облагаемой прибыли. Естественно, такое «страхование» не предполагает страховых выплат. Еще одна существенная причина низкого уровня страховых выплат — банальный отказ от них. Украинское законодательство настолько отстает от требований времени, что страховщикам совсем не трудно найти тысячу поводов и не заплатить клиенту страхового возмещения.
Методы лечения
Прежде всего решено избавиться от мелких компаний. Именно они, по мнению Госкомиссии, не занимаются реальным страхованием. Похоже, что эта позиция будет достаточно принципиальной, а вот насколько жесткой — покажет время. Пока что из 50 компаний, которым были разосланы предписания-предупреждения о необходимости увеличения уставного фонда до 100 тыс. евро, реально пострадали четыре оператора. С 26 октября ГКРРФУ остановила действие лицензий ЗАО «Финансово-страховая компания «Равелин» (Севастополь), ООО «Страховая компания «Содружество» (Донецк), ЗАО «Страховая компания «Принципал» (Киев) и «Инстрах» (Ривно). Сейчас же угроза отзыва лицензий висит над доброй половиной страховщиков — по оценкам, это 150—200 компаний. Кстати, точных данных не имеет даже Госкомиссия.
Несмотря на глобальность задуманной революции на страховом рынке, сами операторы рынка оценивают ситуацию довольно спокойно. «По нашим подсчетам, из 50 лидеров (по поступлениям) рейтинга страховых компаний, которые раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с критериями Лиги страховых организаций, только у трех могут возникнуть проблемы. Да и то — через год, когда необходимо будет обеспечить 1,5 млн. евро уставного фонда, — поделился в беседе с «ЗН» заместитель председателя правления НАСК «Оранта» Александр Небылица. — На сегодняшний день 20—50 ведущих страховых компаний составляют основу рынка, на их долю приходится подавляющая масса платежей. Поэтому, мы считаем, что существенных изменений на страховом рынке не произойдет. Неэффективные компании, вполне закономерно, уйдут с рынка, но основное ядро останется. Более того, мы можем только приветствовать ужесточение позиции Госкомиссии, поскольку это, в конечном итоге, приведет к концентрации профессионализма и финансовых возможностей у оставшихся игроков». Кстати, согласно данным Лиги, на 50 ведущих страховых компаний приходится около 80% собранных премий и на 30 компаний — 80% страховых выплат.
Налог на перестрахование
Куда более существенное влияние на рынок может оказать ожидаемое с 1 января 2004 года вступление в силу постановления Кабинета министров «О требованиях к рейтингам иностранных перестраховочных компаний». Документ предусматривает: операции по перестрахованию с иностранными компаниями, не соответствующими установленному правительством рейтингу, будут облагаться налогом в размере 15% перестраховочной суммы. Следует отметить, что методы, с помощью которых правительство собирается остановить отток денег, не имеют аналогов в мировой практике и вообще противоречат рыночной логике, поскольку предусматривают сочетание инструментов присвоения рейтинга (процедура во всем мире добровольная) с фискальными методами налогообложения.
Скорее всего, рынок отреагирует на данное постановление повышением тарифов на некоторые виды страхования. «Крупные компании пройдут этот этап с наименьшими потерями, — утверждает Александр Небылица. — В частности, НАСК «Оранта» давно и плодотворно сотрудничает на облигаторной основе с известными западными страховыми компаниями, имеющими требуемый рейтинг, например, «AA». Более того, доходы от перестраховочной деятельности компании, скорее всего, даже возрастут, поскольку «Оранта» будет принимать больше перестраховочных рисков от национальных страховых компаний. Пострадает российский рынок. Из перечня рейтинговых агентств исключено российское «Эксперт РА» и, соответственно, российский перестраховочный рынок будет ограничен в плане возможностей предоставления услуг украинским страховым компаниям. Разумеется, перестраховочные тарифы российского рынка значительно ниже западных. По некоторым видам страхования, прежде всего авиационных рисков, автострахования и страхования грузов, цены могут возрасти».
Щепки летят…
Непонятно, что мешало Кабмину, прежде чем принимать постановление о 15-процентном налоге на перестрахование, встретиться с менеджерами ведущих компаний и поинтересоваться их мнением? Ведь именно они реально осуществляют стратегию по развитию рынка. Да и с наращиванием уставных фондов тоже не все гладко. В «мутной воде» «псевдостраховых» компаний с мизерными уставными фондами могут оказаться и вполне жизнеспособные учреждения, занимающие свою специфическую нишу на рынке. Зачем, к примеру, иметь УФ в 1 млн. евро компании, занимающейся страхованием домашних животных либо старинной мебели. Для оценки реальной работы существуют и другие показатели — тот же уровень страховых выплат, брутто-норма убыточности и т. п.
А что делать клиентам в условиях «страховой революции»? И чиновники из Госкомиссии, и страховщики дружно советуют не паниковать. Процесс лишения лицензий недокапитализированных страховых компаний может растянуться. Так что у клиентов, скорее всего, будет время на то, чтобы обратить внимание на финансовое состояние своего страховщика и при необходимости поменять оператора. Да и лишение лицензии не предполагает отказа от исполнения финансовых обязательств. Клиенты защищены законом, судебной системой и политикой регулятора, который обязуется следить за сохранностью имущества этих компаний, гарантирующим исполнение обязательств по страховым полисам. Впрочем, история Украины знает много случаев, когда деньги исчезали даже из-под носа компетентных контролеров. Будем надеяться, что мы живем уже в другое время.