«Не для того мы поддерживали помаранчевую революцию, чтобы все осталось по-старому, — говорят бизнесмены. — Нельзя, чтобы чиновники, приближенные к верхушке старой власти, и дальше безнаказанно творили, что хотят». Откровенные разговоры с руководителями предприятий разного калибра, с представителями объединений предпринимателей и бизнес-ассоциаций только подтверждают, что люди настроены решительно. Сейчас, когда идет формирование новой исполнительной власти, они готовы буквально выйти еще раз на улицы, лишь бы полностью очистить авгиевы конюшни власти от тех, кто еще вчера использовал государственную машину для поддержки «своего кандидата», а теперь перекрасился в оранжевый цвет.
Пункт 1: чиновник всегда прав…
Выслушивая абстрактные речи директората, автор был уверен, что те имели в виду прежде всего налоговые органы, ухитрившиеся выкачать налоги с их предприятий на месяцы вперед в период президентской гонки. Ничуть нет. Достаточно и других госструктур, которые, прикрываясь красивыми лозунгами, изощренно измываются над бизнесом. В качестве ярких альтернативных примеров чаще всего приводилась активная деятельность Госдепартамента ветеринарной медицины и лично его главы Петра Вербицкого, а также Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики под руководством Леонида Школьника. Оказывается, госструктуры с такими мирными названиями имеют над бизнесом власть не меньшую, чем налоговая. Остановить деятельность того или иного предприятия для них пару пустяков. Повод найти всегда можно. Для этого пробелов в нашем законодательстве более чем достаточно. (Вместо того чтобы «латать», их используют.) В конце концов, можно воспользоваться внутренними приказами (не зарегистрированными в Минюсте), которые позволяют усилить свое влияние на бизнес, ограничив его законные права. У предприятия же шансов доказать свою правоту практически нет. Чиновник в нашей стране ни за что не отвечает, даже если он нарушает закон. Так было до сих пор. И продолжается дальше...
Пункт 2: если чиновник не прав, смотри п.1
Преодолеть все технические барьеры вам поможет новоиспеченная ассоциация «Укринтерстандарт». К такому выводу невольно приходишь после прочтения хвалебной статьи, рассказывающей о преимуществах для тех предприятий, которые войдут в указанную структуру. Специалисты в области стандартизации, метрологии и сертификации подтверждают, что с возникновением «Укринтерстандарта» многие вопросы будут решаться эффективнее. Ведь благодаря ассоциации появилась возможность «разделить некоторые функции Госпотребстандарта и более действенно использовать его возможности».
Стоп. Как это понимать? Неприбыльное добровольное объединение предприятий собирается использовать возможности и ресурсы Госпотребстандарта? То есть госкомитет, вместо того чтобы выполнять свои законные функции, самостоятельно передаст часть своих полномочий ассоциации. Последняя же займется «осуществлением деятельности в сфере оценки соответствия, метрологии, стандартизации и управления качеством, а также усовершенствованием технических законодательных механизмов в этой сфере». А еще защитой корпоративных интересов предприятий, вошедших в ее состав. Предприятия-члены первыми будут узнавать об изменениях в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии и стандартизации и даже смогут принимать участие в разработке этих самих стандартов. Все это удовольствие за каких-то 5% годового дохода предприятия-члена, плюс вступительный взнос.
Поставленные вопросы превратились в риторические после прочтения сообщения на официальном сайте Госпотребстандарта — председателем Совета директров ассоциации «Укринтерстандарт» является глава Госпотребстандарта Леонид Школьник. Среди основных учредителей ассоциации —государственные предприятия «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» и «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты потребителей». Если так, то стоит ли сомневаться, что вчерашние предприятия–клиенты Госпотребстандарта, войдя в такую ассоциацию, действительно превращаются в полноправных партнеров, заинтересованных в совместном решении вопросов… Так пишет автор той самой хвалебной статьи.
Похоже, закон чиновнику не указ. Иначе он обратил бы внимание на закон о защите экономической конкуренции. Ст.16 запрещает делегирование полномочий органов власти, если это приводит к ограничениям или искажениям конкуренции. О какой конкуренции может идти речь между предприятиями–партнерами органа государственной власти и его рядовыми клиентами, не платящими взносы. Не мешало бы также время от времени освежать в памяти статьи 1 и 5 закона о борьбе с коррупцией. Особенно в части предоставления ассоциацией дополнительных услуг.
Сертификация плюс страхование
Еще одно ноу-хау Госпотребстандарта в борьбе за права потребителей — «добровольное» страхование ответственности производителя за качество продукции. Теперь предприятию мало продукцию сертифицировать, желательно еще и самому застраховаться, но ни где попало, а в конкретной страховой компании. Взамен ему обещают избавление от проверок, организовать упрощенную сертификацию и, что действительно важно (кроме шуток), начисление дополнительных баллов при участии во всеукраинском конкурсе качества «100 лучших товаров». (Для тех, кого заинтересовал конкурс: платить придется за каждый вид продуции до 3 тыс. грн., финалистам — от 3 до 15 тыс. грн. Деньги перечисляются на счет ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества».) Кстати, конкурс, проводимый под патронатом президента Кучмы, пользуется большой популярностью у предприятий — на региональном уровне в нем принимают участие более тысячи учасников.
Кстати, сертификация, за которую тоже платят деньги (тут все законно), предполагает определенную процедуру. Поэтому непонятно, о каком упрощенном варианте может идти речь. Стало быть, от полагающейся сертификации продукции можно отказаться, лишь бы производитель застраховался где надо. И никаких проблем для Госпотребстандарта. Деньги за сертификацию получены, а за качество товаров отвечает страховая компания.
Снова дружить с чиновниками?..
Вот вам и искажение сути сертификации вдобавок к искажению конкуренции, хотя все, что уместилось в одну статью, и то, что осталось за ее пределами, делается исключительно в угоду качеству, а еще с учетом высоких европейских стандартов. Еще бы, ведь глава Госпотребстандарта пиарит себя как международного деятеля в сфере стандартизации. Ведь Леонид Кучма назначил его представителем Украины в совете Международной организации по стандартизации (ISO). Лучше бы Кучма-президент спросил у Леонида Школьника, когда заработают в нашей стране давно принятые парламентом законы «О подтверждении соответствия», «О стандартизации», «Об аккредитации органов по оценке соответствия»? Они нужны государству и их соблюдения давно ждет бизнес, который не желает договариваться с чиновниками через страхование, участие в конкурсах, ассоциирование и прочие выдумки чиновников. Он ждет от новой власти обещанных прозрачных правил игры. И честных чиновников. Хотя кому-то может показаться, что это, пожалуй, уж слишком…
Комментарии экспертов
Вячеслав Быковец,
вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных
предприятий Украины
— Мы провели серию пресс-конференций, круглых столов и слушаний в Киеве, Ужгороде, Кировограде, Харькове, Львове, Чернигове, Хмельницком. А также опрос предпринимателей. Большинство опрошенных (58%) сталкивались со сложностями процедур стандартизации и сертификации. Отмечалась забюрократизированность системы, длительность и сложность процедуры, отсутствие прозрачности. Пугает высокая стоимость этих процедур, причем не всегда обоснованная. 22% предпринимателей отмечали, что при прохождении сертификации и стандартизации у них требовали неофициальных платежей.
Вячеслав Сокерчак, президент ассоциации СОВАТ
— Умышленное создание коллизий в законодательных и нормативных актах — один из способов давления на бизнес со стороны Госпотребстандарта. К бессмысленным дополнительным затратам привела принудительная голографизация копий сертификатов соответствия. Кроме того, новым стандартом от 1.10.04 г. (за его разработку производители ликеро-водочной продукции заплатили приличные деньги) без каких-либо обоснований Госпотребстандарт ограничил срок пригодности произведенного в Украине алкоголя, чем сделал отечественную продукцию неконкурентоспособной. Несмотря на соответствующее поручение Кабмина, стандарт до сих пор не изменен. Все, кто имел к этому отношение, и дальше занимают свои должности.
Александр Васильченко,
председатель совета директоров
«Укрхлібпром»
— Какой смысл было устраивать повальный контроль хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий (приказ Госпотребстандарта № 266 от 25.11.04), если достоверно известно, что практически вся забракованная на рынке хлебопродукция приходится на долю мини-пекарен и частного предпринимателя.
Не проще ли (и эффективнее) бороться с этим явлением ужесточением требований стандартов и созданием равных условий для всех товаропроизводителей разных форм собственности? Таково мнение большинства отраслевых объединений и ассоциаций: Ассоциации приватных пекарей, объединения «Укрхлібпром», ассоциации «Укркондитер», «Укрпродспілки», Украинской ассоциации потребителей и др.
Валентина Хоменко,
генеральный директор ассоциации «Укртютюн»
— Концентрация огромных полномочий в одном органе и приход в 2002 году новой команды управления позволили превратить Госпотребстандарт в инструмент давления на бизнес.
В силу непрозрачности процедур принятия решений и отсутствия ответственности госслужащих издаются приказы, которые непосредственно влияют на бизнес. При этом субъекты хозяйствования могут просто и не знать об их существовании.
Так, приказом №305 от 30.12.04 Госпотребстандарт, без согласований и в нарушение норм законодательства, аннулировал свое же решение от 4 октября 2004 года о введении в действие с 1 января 2005 года межгосударственного стандарта в области производства сигарет. И это при том, что стандарт со всеми согласован, утвержден Госпотребстандартом и уже официально опубликован с указанием даты введения. Вместо нового Госпотребстандарт пытается возобновить действие стандарта 1981 года, который содержит устаревшие нормы.
Как можно прогнозировать производство, если за день до введения ожидаемого производителями стандарта два чиновника тихо в кулуарах принимают подобного рода решения?