Следует отдать должное СМИ: они довольно оперативно отреагировали на последние изменения, принятые Верховной Радой к Налоговому кодексу, то есть на Закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" (вступил в силу 31 марта). Этой теме был посвящен ряд довольно обширных статей в периодике и Интернете. Но за описаниями очевидных нововведений из поля зрения авторов публикаций выпал ряд направлений налогообложения, возможно, не менее значимых для владельцев бизнеса в Украине, чем фиксация ставок НДС и налога на прибыль предприятий в Налоговом кодексе. На этих белых пятнах мы и сконцентрируем внимание читателя в нашей статье. Тем более, что большинство из них непосредственно связано со схемами оптимизации налогообложения, недавно такими популярными среди представителей бизнеса...
Возможно, многие участники Майдана над этим не задумывались, но настоящие реформы - меры неприятные не только для власти, но и для общества. Для общества даже в большей степени. Ведь обоюдоострый меч реформ не только лишает чиновника спокойной жизни и привычных для него источников доходов, но и в значительной степени ограничивает имеющиеся возможности для налоговой оптимизации бизнеса, вынуждает самодисциплинироваться предпринимателей, четко исполнять установленные нормы и правила, исключая существовавшие ранее возможности для коррупционного маневра,.
Так, к первым нововведениям законопроекта принадлежит ликвидация целого ряда широко использовавшихся в бизнесе схем оптимизации налогообложения. Речь идет об оптимизации налогов через низкие ставки на банковский процент, роялти и дивиденды. Сегодня распространена схема оптимизации налогообложения с применением юридических лиц - плательщиков единого налога. До принятия закона указанная схема позволяла получить чистые наличные деньги с полностью уплаченными с них налогами под 5% единого налога и 5% налога на дивиденды. Ранее государство закрывало глаза на такие возможности предпринимателей, учитывая, что схема практически не применялась в отношении операций, подлежащих обложению НДС, хотя в то же время она была вполне приемлема для операций, освобожденных от этого налога.
Ликвидация схемы будет обусловлена существенным повышением налога на доходы физических лиц в виде дивидендов. Согласно п.168.2.8 ст. 168 НК Украины, изложенной в новой редакции, доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов на сумму, превышающую 17 прожиточных минимумов в год, подлежит налогообложению (кроме процентов, начисленных на ценные бумаги, эмитированные Минфином, на текущие счета, на которые осуществляется выплата стипендий, пенсий (не зарплат, как это было раньше!), и реинвестированных в корпоративные права предприятия дивидендов, а также выигрышей в государственные лотереи). Таким образом, если ранее легальная схема оптимизации налогообложения стоила 11–12%, в зависимости от банковского процента на снятие наличных, - теперь схема подорожает ровно на сумму увеличенного налога и станет малопривлекательной.
Ставки же налогов с нынешних 5% увеличиваются существенно. Так, если база налогообложения отчетного налогового года на указанные доходы не превышает 204 прожиточных минимумов, ставка налога устанавливается в размере 15%; если база налогообложения отчетного налогового года превышает 204 прожиточных минимума, но не превышает 396 прожиточных минимумов, до суммы такого превышения ставка составляет 20%, и если база налогообложения отчетного налогового года превышает 396 прожиточных минимума, к сумме такого превышения применяется ставка 25%.
Бесспорно, сюда же относятся и уже упомянутые выше плохие новости о налогообложении процентов и роялти по обычной и повышенной ставкам налога на доходы. Любимые украинским средним и крупным бизнесом в последние годы схемы оптимизации налогообложения через выплату процентов и роялти так же станут экономически невыгодными. При этом обязательным становится самостоятельное декларирование налогоплательщиками своих доходов в виде дивидендов, процентов, роялти, несмотря на то, что такие доходы плательщик - физическое лицо получил от налогового агента.
Отказаться бизнесу стоит и от иллюзий относительно уменьшения в будущем ставок налога на прибыль и НДС, которые отныне закрепляются в пределах существующих величин (соответственно, 18 и 20%) без дальнейшего уменьшения даже в последующие годы.
Абсолютно обоснованное нововведение - налогообложение пенсий, или пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 тыс. грн в месяц. С другой стороны, неприятной новостью для тех же пенсионеров станет введение новой пониженной ставки налога на добавленную стоимость (7%), которая будет применяться к операциям по поставкам лекарственных средств, разрешенных для производства и использования в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также по поставкам изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом министров Украины. Ранее указанные операции освобождались от обложения НДС.
Незначительное ухудшение для украинских граждан несет новость о том, что стоимость товаров, освобождаемых от обложения НДС при пересылке на таможенную территорию Украины или перевозке в сопроводительном багаже, снижается с 300 евро до 150 евро. При этом стоимость товара, который не подлежит обложению НДС при условии, если он ввозится физическими лицами в сопроводительном багаже, не меняется и составляет 1000 евро.
Также существенное увеличение ставок налога на земельные участки едва ли порадует украинских плательщиков - владельцев и арендаторов земли. Как и закрепление на уровне Налогового кодекса Украины размера минимальной арендной платы на земельные участки на уровне 3%. Несмотря на очевидную непопулярность повышения платы за землю, констатируем, что такое нововведение явно назрело.
С другой стороны, очевидно, не даст толчок развитию отечественного бизнеса сбор в Пенсионный фонд, который вводится на операции по покупке наличной и безналичной иностранной валюты в сумме 0,5%. В то же время он позволит в определенной степени наполнить слишком разбалансированный на сегодня Пенсионный фонд Украины.
Не трудно предвидеть, что изменения налогового законодательства, на которых мы остановились в этом коротком материале, - только первый конвульсивный вздох больного бюджетной асфиксией Украинского государства. Этот вздох, призванный спасти отечественную экономику, не сможет существенно подтолкнуть ее к развитию. Он может иметь смысл и оправдание только при условии, что является первым. Первым в ряду взаимосвязанных и более осмысленных мер на пути к существенным, принципиальным изменениям. Поэтому за этим первым шагом стоит ожидать следующих, уже более системных реформ украинской налоговой системы, с которыми не нужно затягивать. Мы должны осознать, что эти последующие шаги, возможно, будут еще болезненнее для общества, чем первый. Налоговое давление, возможно, усилится, но если это будет цена нового, более совершенного, цивилизованного государства, у нас, как у общества, нет иного выбора, чем поддержать такое движение.
Свои идеи для рубрики "На злобу дня" читатели могут присылать на редакционный e-mail - sledz@mirror.