Мы его теряем? Очередной всплеск интереса к «Укртелекому» — чистая политика

09 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 9 февраля-16 февраля 2007г.
Отправить
Отправить

Правительство твердо намерено продать компанию по частям. Как заявила на минувшей неделе председ...

Правительство твердо намерено продать компанию по частям. Как заявила на минувшей неделе председатель ФГИУ Валентина Семенюк, 21 февраля планируется дать объявление о продаже на украинских фондовых биржах по 10% акций ОАО «Укртелеком» и ОАО «Одесский припортовый завод». За 10-процентный пакет госоператора планируется выручить до 2 млрд. грн. Кроме этого, ФГИУ собирается продать 32,8% акций компании на международных биржах, оставив в госсобственности 50%+1 акцию.

Названная Валентиной Семенюк стоимость 10-процентного пакета соответствует текущей рыночной капитализации компании по котировкам ПФТС. По данным «Укртелекома», на конец минувшего года она составляла 18,08 млрд. грн. (3,54 млрд. долл.). В 2006 году стоимость одной акции «Укртелекома» колебалась в районе 1 грн. (от 0,7 до 1,1). После объявления планов правительства о приватизации она подскочила на несколько процентов, до 1,16—1,17 грн.

Нужно иметь в виду, что указанные котировки относятся к тем 2—2,5% акций компании, которые находятся в свободной торговле. Котировки 10-процентного пакета будут подчиняться совсем другим законам. 2 млрд. грн. — это больше декабрьского или январского объемов сделок на ПФТС в целом. И уж совсем по-другому будет определяться цена «на международных биржах». Тем более, какие именно биржи имеются в виду, не уточняется.

Эксперты фондового рынка неоднократно называли стоимость компании — от 3 до 5 млрд. долл. А министры транспорта и связи оценивали «Укртелеком» по принципу «кто больше»: Виктор Бондарь — в 4—7 млрд. долл., Николай Рудьковский — в 5—8 млрд.

Кроме этого, стоимость акций будет зависеть от объема пакета. За контроль над компанией (т.е. пакет от 60%) заплатят (в пересчете на одну акцию) больше. Однако продавать контрольный пакет государство не собиралось ни в одном из когда-либо предлагавшихся, начиная с 1999 года, вариантов.

Идею продажи акций «Укртелекома» на бирже давно отстаивает нынешнее руководство компании. В разных модификациях: от продажи небольшого, 1—2%, пакета на международных биржах «с целью определить реальную стоимость компании» до полноценного IPO. На это у него есть несколько причин.

При продаже «Укртелекома» по частям контроль над предприятием будет меняться постепенно. Сначала он останется за государством, а собственники небольших пакетов акций не смогут принимать активного участия в управлении компанией. Но когда на рынке окажутся 25—30% акций, появится теоретическая возможность сконцентрировать их. Собственник такого пакета уже сможет блокировать решения, для принятия которых нужно 75% голосов. И получит возможность если не управлять компанией, то торговаться с владельцем контрольного пакета по отдельным вопросам.

Кто может выступить покупателем 10-процентного пакета акций «Укртелекома»? Для ответа на этот вопрос напомним о неоднозначном экономическом положении компании.

С одной стороны, она имеет значительную и сравнительно доходную абонентскую базу (9,8 млн. клиентов со среднемесячной доходностью в 13 долл. — выше, чем в среднем по рынку мобильной связи). Годовой доход компании превышает 1,2 млрд. долл. «Укртелекому» принадлежит значительная доля на рынке магистральной передачи данных и он — монополист по эксплуатации телефонной канализации в городах. Не говоря уж о значительной социальной инфраструктуре или освободившихся после модернизации зданиях АТС. То есть привлечь покупателя есть чем.

С другой стороны, финансовые показатели компании стремительно ухудшаются. Доход «Укртелекома» в 2006 году, по предварительным данным, упал на 14% и составил менее 1,5 млрд. долл. И это при общих темпах роста телекоммуникационного рынка в 22%! Чистая прибыль по результатам минувшего года также, как ожидается, будет на 40% меньше, чем в позапрошлом, и составит лишь 70 млн. долл. Как уже писало «ЗН», в текущем году запланировано дальнейшее снижение дохода на 2%, а вместо прибыли — убыток в 80 млн. долл. Дивидендов, скорее всего, не будет, поэтому акции «Укртелекома» как объект портфельных инвестиций рассматривать сложно.

Задолженность компании при этом растет. На начало текущего года она составляла более трех миллиардов гривен. В первом квартале на развитие мобильной связи предполагается занять еще 1,025 млрд. грн. «ЗН» уже не раз указывало на сомнительную коммерческую перспективу этого проекта.

Сложно представить, что если акции «Укртелекома» в таких условиях будут выставлены, например, на Лондонскую биржу, то их там оторвут с руками. Слишком велики риски. Сложно также представить, что «Укртелеком» сможет выйти на IPO. Дело не только в падающих финпоказателях, но и в значительных требованиях к прозрачности компании, привлекающей инвестиции таким путем. Ведь «Укртелеком» в свое время даже с помощью международных аудиторов не смог полностью привести свою финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. «Любой эксперт вам скажет, что листинг данных предприятий и их последующая продажа на международных рынках сегодня нереальны», — сказал народный депутат Александр Бондарь по поводу планов ФГИУ по продаже акций «Укртелекома» и Одесского припортового завода на международных биржах.

В таких условиях акции «Укртелекома» могут заинтересовать лишь две категории покупателей.

Первая — это те, кому вышеупомянутые риски не страшны. А не страшны они только тем, кто ими управляет. Иными словами, возможно, что скупка акций будет осуществляться определенными финансовыми компаниями в интересах тех или иных лиц, близких к руководству «Укртелекома». А оное руководство получит возможность постепенно сконцентрировать в своих руках пакет, достаточный для контроля.

Вторая — это спекулянты, которые будут скупать акции с целью перепродажи их первой категории или будущему «стратегическому инвестору», если он вдруг появится.

Между этими двумя группами существует определенный конфликт интересов. Первая заинтересована покупать акции подешевле. Вторая тоже заинтересована покупать подешевле, но продавать их будет подороже. Кроме того, действия второй группы покупателей будут формировать ажиотажный спрос на акции «Укртелекома» и поднимать их стоимость.

Теоретически, ажиотажный спрос на руку госбюджету: если спровоцировать драку за 10-процентный пакет, то даже на ПФТС за него можно выручить гораздо больше 2 млрд. грн. Практически же, первая группа покупателей достаточно близка к высшим эшелонам власти, чтобы создать необходимые условия для снижения котировок. Например, перед торгами начнут муссировать в прессе тяжелое состояние компании с целью отпугнуть рядовых покупателей. Или выбросят пакет на какую-нибудь далекую биржу, где обычные покупатели шарахнутся от него. Однако драки, скорее всего, не избежать.

Стоимость продажи 10-процентного пакета будет напрямую зависеть от успешного старта мобильного проекта «Укртелекома». Напомним: согласно объявленным руководством оператора планам, запуск UMTS-сети намечен на 1 марта. В настоящий момент подготовка к запуску идет полным ходом. Сеть уже смонтирована и находится в режиме тестирования (ее можно обнаружить при ручном выборе сети, переведя телефон в режим UMTS, причем не только в Киеве).

По некоторым данным, «Укртелеком» приобрел франшизу Vodafone и будет использовать торговую марку и продвигать богатый 3G-контент этой компании. Заключены соглашения о двустороннем национальном роуминге с «Билайном». Абоненты «Укртелекома» будут обслуживаться в сети этого оператора вне зоны своего покрытия, абоненты же «Билайна» смогут регистрироваться в сети «Укртелекома» и пользоваться 3G-сервисами (кому, конечно, позволят их «трубки»).

До конца года планируется привлечь 500 тыс. абонентов и развернуть сеть в шести городах: Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке и Львове. До 2010 года в проект планируется инвестировать 700 млн. долл., из них 250 млн. — в текущем году. Для того чтобы мобильная связь могла компенсировать текущее падение доходов «Укртелекома», она должна ежегодно приносить не менее миллиарда гривен. Это соответствует около 200 гривен ежемесячного дохода от одного абонента — цифра, для рынка мобильной связи нереальная.

Тем не менее, как уже не раз писало «ЗН», руководство «Укртелекома» считает мобильный проект едва ли не самым важным условием выравнивания финансовых показателей компании и ее успешной приватизации. Однако с момента, когда эта мысль прозвучала в первый раз, прошло уже почти два года. За это время конкурентная среда на рынке мобильной связи неузнаваемо изменилась. Он вплотную подошел к насыщению. Крупные мобильные операторы перешли к ценовым войнам. Среднерыночный ежемесячный доход от одного абонента составляет 25—35 гривен…

И даже в узком сегменте мобильной связи третьего поколения и скоростной мобильной передачи данных «Укртелеком» более не является владельцем эксклюзивной лицензии. В начале февраля в коммерческую эксплуатацию введена 3G-сеть «Телесистем Украины», проходит тестирование 3G-сеть «Интертелекома». Обе — в стандарте CDMA2000 1x EV-DO, который обеспечивает скорость передачи данных на мобильный терминал до 2,4 Мбит/с. По оценкам генерального директора «Телесистем» Виталия Ворожбита, потенциальная абонентская база, нуждающаяся в услугах скоростной мобильной передачи данных, составляет несколько сот тысяч человек. «Укртелекому» в любом случае придется делить ее с «сидиэмэйщиками»… В условиях жесткой конкуренции на маленьком рынке выйти на сверхприбыльность и потянуть за собой всю компанию у мобильного подразделения госоператора остается немного шансов.

Есть у мобильного проекта «Укртелекома» и потенциально сильные стороны. Например, нулевая ставка интерконнекта между мобильной и фиксированной сетями компании. И, как следствие, возможность установления самых низких по рынку тарифов на звонки на местные телефонные сети. Теоретически хватит рычагов влияния добиться низких ставок интерконнекта на сети «УМС» и «Киевстара». Однако обе компании заявили о своих 3G-проектах и могут навстречу не пойти. Правда, «Укртелеком» может предложить их абонентам UMTS-роуминг и тем самым сделать ненужными затраты крупных операторов на развитие этого стандарта. Есть также надежда на админресурс: например, постановлением Кабмина обязать бюджетные организации заключать договоры на обслуживание только с государственным мобильным оператором.

Итак, «Укртелеком» сегодня входит одновременно в два процесса, делающих ситуацию в компании, скажем так, изменчивой. Это — продажа пакета акций и появление нового собственника, а также запуск затратного и рискованного мобильного проекта. Оба процесса находятся фактически на ручном управлении менеджмента и лежат вне контроля нынешнего собственника — государства. Для того чтобы они прошли под лозунгом, что называется, «ни… себе, все людям», руководить госоператором должны святые патриоты. Иначе подводные камни обоих процессов могут привести «Укртелеком» к радикальным изменениям.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК