Миллиард бюджетных гривен в год давала база IMEI ввозимых в Украину мобилок, пока Гостаможслужба не отключилась. Зато контрабандистам стало удобнее. И удобно им по сей день
Наша страна одной из первых в мире ввела базу данных IMEI-кодов импортируемых сотовых телефонов. В результате к возможности блокировки краденых аппаратов добавились механизм противодействия контрабанде мобильных устройств и многомиллиардные поступления в госбюджет. Однако в полном объеме автоматизированная информационная система учета мобильных телефонов, ввозимых в Украину, (АИСУМТУ) до сих пор не заработала - контрабандные телефоны не отключают. Более того, в конце 2012-го система подверглась существенной корректировке - таможенники отказались от внесения в неё данных таможенных деклараций, фактически лишив ее первоначального смысла. При новой власти ситуация пока не изменилась: в возобновлении функционирования системы сегодня заинтересованы только ее разработчики и налоговики.
Немного истории
Разговоры о введении единой системы учета мобильных телефонов по их IMEI-коду (International Mobile Equipment Identity - международный идентификатор мобильного оборудования, заводской пятнадцатизначный код, уникальный для каждого устройства мобильной связи) ведутся уже лет десять. Вначале речь шла о базе IMEI краденых мобильных телефонов, однако МВД так и не смогло добиться от операторов их безусловной блокировки. Одна из причин (см. "ЗН" №7 от 24 февраля 2006 года, с тех пор ситуация мало изменилась) - возможность смены IMEI краденой трубки с помощью доступных технических средств. Поэтому логичным продолжением идеи блокировки краденого стало предложение учитывать IMEI всех ввозимых в страну мобильных устройств. Тогда операторы точно знали бы, что телефон с отсутствующим в общей базе идентификатором, пытающийся зарегистрироваться в сети - либо перепрошитый краденый, либо контрабандный. И могли бы обоснованно его блокировать.
Наиболее активно с инициативой создания такой системы выступал Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР). Так, в "Положении о предоставлении разрешений на ввоз из-за границы в Украину радиоэлектронных средств и излучающих приборов", утвержденном решением Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) 5 февраля 2009 года, было отмечено, что УГЦР за собственные средства создает и ведет автоматизированную систему учета мобильных терминалов по IMEI. Документ также предусматривает, что любой ввезенный в страну телефон, даже купленный туристом в иностранном магазине для себя лично, может использоваться только после регистрации в этой базе (к слову, для туристов процедура регистрации вполне проста).
Разработчиком АИСУМТУ выступило ООО "Научно-производственная фирма "Украинские национальные информационные системы" ("УНИС"). Сервера, обслуживающие базу данных, были размещены в офисе УГЦР на 15-м километре проспекта Победы. В апреле 2009 года в промышленную эксплуатацию была введена первая очередь АИСУМТУ с защищенным каналом между таможней и УГЦР. Одновременно продолжались переговоры с операторами об установке ими аппаратуры сопряжения, позволявшей вносить в базу IMEI всех телефонов, зарегистрированных в их сетях.
По данным Гостаможслужбы, поступления НДС от продаж телефонов выросли с 62 млн грн в 2008 году до 1,3 млрд грн в 2010-м. Это можно считать прямым следствием ввода в действие АИСУМТУ. По оценкам УГЦР, доля контрабандных телефонов на рынке сократилась с 93% в начале 2000-х до 2–3% в 2010 году. В 2013-м из-за непринятия ВРУ нормы об отключении контрабандных телефонов опять наметилась тенденция к увеличению доли нелегальных телефонов - до 17–19%.
Теория и практика
Как телефон должен попадать в "белый список" АИСУМТУ? Государственный центр радиочастот по заявке импортера выдает разрешение на ввоз радиоэлектронных средств, в котором указывается количество телефонов и их производитель. Документ в электронном виде отправляется на таможню. При ввозе телефонов оформляется грузовая таможенная декларация, уплачивается НДС. Таможня присылает в УГЦР электронный документ - выдержку из таможенной декларации, подтверждая факт ввоза и уплаты НДС. Этот документ автоматически обрабатывается в АИСУМТУ - связывается с ранее выданным разрешением. Импортер подает в УГЦР список кодов IMEI ввезенных телефонов, где они проходят ряд проверок (соответствие заявленным моделям, количеству и т.д.) и по их успешном завершении вносятся в "белый список". Эти телефоны беспрепятственно обслуживаются всеми операторами мобильной связи. АИСУМТУ также получает данные от мобильных операторов об IMEI телефонов, регистрирующихся в их сетях, обрабатывает эти данные, выявляет коды IMEI, отсутствующие в "белом" списке, и заносит их в "серый" список. Оператор с помощью SMS информирует владельца "серого" телефона о том, что через 3 месяца его телефон обслуживаться не будет. АИСУМТУ отслеживает время нахождения кодов IMEI в "сером" списке и через три месяца, в случае неподтверждения легального ввоза, переносит телефон в "черный" список.
Разработчики подчеркивают, что система оперирует только IMEI и никаких персональных данных о телефонных номерах и их владельцах не содержит. Практически все процессы автоматизированы, все документы подписываются ЭЦП.
Из нереализованного осталось только автоматизированное рабочее место импортера, которое позволяло ему дистанционную подачу через Интернет списков IMEI, заверенных ЭЦП. Но УГЦР в 2012 году отказался от реализации этой идеи. Данные от импортеров продолжают поступать в Центр на компакт-дисках и вносятся в АИСУМТУ вручную операторами. Спасибо, что не на бумаге.
Но это еще не все. 23 ноября, на следующий день после увольнения председателя Гостаможслужбы Игоря Калетника, таможенники направили в УГЦР письмо, в котором сообщили об отказе присылать электронные выдержки из деклараций. 18 декабря 2012 г. обмен данными между УГЦР и таможней прекратился. Отказом таможенников был нарушен механизм автоматизированных взаимосверок ввезенных телефонов между таможней, УГЦР, импортерами и операторами мобильной связи. Это означало, что фактически созданы условия для возобновления контрабандных схем. Сразу после этого Гостаможслужба прекратила существование, реорганизовавшись в подразделение Миндоходов.
Таможня мотивировала свой отказ двумя причинами. Первая - отсутствие в законодательстве прямой нормы о таможенном оформлении радиоэлектронных средств на основе разрешения УГЦР. Вторая - отсутствие соответствующих кодов внешнеэкономической деятельности.
На самом деле таможенники лукавят. Исчерпывающий список норм законодательства, касающихся импорта радиоэлектронной техники, и соответствующих кодов содержится в решении НКРС №50 от 4 февраля 2010 года "Об утверждении Перечня товаров с кодами УКРВЭД, на которые Государственным предприятием "Украинский государственный центр радиочастот" выдаются документы, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров", успешно зарегистрированном в Минюсте и действующем. С другой стороны, несколько странно выглядит и УГЦР - собственник системы не предпринял действенных мер по восстановлению процедуры взаимодействия с таможней и допустил, чтобы его система в течение почти полутора лет работала во внештатном режиме.
В результате в 2013 году алгоритм работы АИСУМТУ изменился до неузнаваемости. Данные об IMEI продолжают вноситься с компакт-дисков, однако "со слов" самих импортеров, не подтвержденных заверенными таможней выдержками из грузовых таможенных деклараций. Стоит включить туда номера IMEI "левых" трубок - и они автоматически попадут в "белые списки" у мобильных операторов. Таким образом, система защиты рынка от контрабанды мобильных телефонов превратилась в свою противоположность - систему легализации, "отбеливания" контрабандных аппаратов. У некоторых импортеров появилась возможность "экономить" на уплате НДС, пополняя бюджет госпредприятия всего на 8–10 гривен за одну трубку, затрачиваемых на получение разрешения УГЦР на ввоз.
Что делать
и кто виноват
Кабинетом министров и НКРС создана рабочая группа, которая должна выяснить, по чьей вине система, обеспечивающая миллиардные поступления в бюджет, сведена к банальным функциям ведения списков ІМЕІ, и выработать механизмы возврата к своей основной функции - пресечению контрабанды мобильных телефонов. Комиссией установлено фактическое положение вещей: оборудование со стороны УГЦР в порядке и продолжает генерировать не востребованные таможней разрешительные документы, а оборудование со стороны таможни отключено. Но при этом УГЦР в своих документах почему-то не зафиксировал отклонений реального функционирования системы от проектного.
Есть много вопросов в отношении и госэкспертизы комплексной системы защиты информации, и технического сопровождения системы, и запланированной модернизации, поскольку предусмотренные на это деньги были потрачены на другие цели. Зато центр радиочастот вдруг перечисляет со своих счетов в госбюджет дополнительно 200 млн грн. Поговаривают, что таким образом руководство УГЦР то ли пыталось защититься от возможных вопросов по результатам работы комиссии, то ли продемонстрировало лояльность новому правительству.
Однако причины того, что эффективно работающая система учета "белых телефонов", давшая бюджету более 6 млрд грн НДС только от импорта мобильных телефонов, буквально за год ушла вразнос, тоже лежат в области лояльности. Только к предыдущей власти, чиновники которой, напомним, подбирались по одному принципу: умеют ли они направлять финансовые потоки своих отраслей хозяйства на нужды "семьи". Если бы руководство УГЦР решило отстаивать прозрачность импорта одной из наиболее ходовых товарных групп, его сразу бы заменили более понятливым.
Тем временем
в цивилизованном мире
Базы IMEI в целях борьбы с кражами телефонов появились в европейских странах еще в начале 2000-х годов. Подобные системы существуют в Великобритании и Турции. В 2012 году создание базы IMEI задекларировано Азербайджаном. Однако автоматизированная комплексная система учета ввозимых в страну телефонов впервые появилась в Украине. Наблюдая за грустными метаморфозами системы в Украине, УНИС в прошлом году предложил свою разработку Международному союзу электросвязи (МСЭ) в качестве основы для создания Глобальной системы кодов IMEI, целью которой является борьба с подделками телефонов. Проект получил поддержку со стороны многих авторитетных членов этой международной организации.
В октябре 2013 года украинская разработка демонстрировалась на заседании 11-й исследовательской комиссии МСЭ в Кампале (Уганда). В июле 2014 года в Женеве пройдет семинар для национальных регуляторов, где будет изучаться работа АИСУМТУ и обсуждаться механизмы создания системы кодов IMEI, которая рассматривается как одна из приоритетных программ деятельности МСЭ на 2014-2017 гг. Хочется надеяться, что к тому времени система снова начнет приносить пользу государственному бюджету, а не контрабандистам телефонов.