Было время, когда на домах и заводах среди прочего висел и такой слоган: «Слава советской науке!» Нам вдалбливали в голову уважение к науке, которая одна могла решить все наши проблемы и обеспечить будущее процветание.
С тех пор вдалбливаемая нам в голову реклама сильно похорошела. Место с укором глядящих людей в касках и ватниках заняли улыбчивые топ-модели. Если верить написанному на щитах, у меня, как и у других членов нашего общества, только три проблемы: выпить баночного пива, намазать жену кремом и затянуться заморской сигареткой... Да что тут обсуждать - весь мир такой рекламой обклеен.
Так да не так. Науку с помощью щитов на небоскребах, конечно, никто там не рекламирует. Да это и не нужно - там у этой самой науки тысячи всяких других способов о себе заявить. Среди них: и телевизионный (специальный!) канал научных новостей, где такое показывают - глаз не оторвать! И прекрасные журналы о науке и технике. В каждом доме они, конечно, не нужны, но тем, кто соображает, кто у руля, их обязательно найдут способ доставить. И в самых массовых газетах, журналах обозреватели научную информацию так обертывают, так дозируют, что и не любишь науку, а прочитаешь. И тебе внушат, что на науку 3% от бюджета не жалко. А более передовые страны и 7% не жалеют. Так зернышко к зернышку и складывается общественное мнение, что надо этим «высоколобым», «яйцеголовым» подкинуть деньжат из бюджета. Пусть побалуются, может, на Марс экспедицию пошлют, ядро какое-нибудь сверхатомное расколют, СПИД, наконец, победят. Нет, на такое грех скупиться!
Так функционирует нормально организованное общество. В нем уже давно посчитали - на чистое производство нужно тратить до 38% общих затрат, остальное пусть съест реклама, маркетинг, система продажи. А если на рекламе захотим сэкономить, то результат известен - его уже очень наглядно когда-то проверила, казалось бы, непотопляемая «Кока-Кола». Ее менеджеры однажды сократили средства на рекламу, и потребление напитка в мире сократилось более чем наполовину. Долго потом пришлось наверстывать упущенное!..
Но нам это не урок. О наших изделиях, фирменных знаках, производителях никто и ничего не знает в мире, а мы надеемся конкурировать на мировых рынках. Мы все никак не можем примириться и понять, почему заграничное берут, а наше лежит на полках родных магазинов.
Интересно, что в своем упорстве и неумении оценить обстановку наши ученые оказались гораздо недальновиднее всех других слоев общества. И это в то время, когда мы ждали, что они-то предскажут, помогут заглянуть в будущее. То, как ученые распорядились со своими «рекламными агентами» - журналистами-популяризаторами науки - наглядно показывает, что они сами совершенно не представляют, как функционирует общество.
В недалекие времена почти в каждый дом приходил журнал «Наука и жизнь», «Знание - сила» и множество других (кстати, в Украине жило около 40% подписчиков такого рода журналов). В то время печаталась блистательная научно-популярная литература. Некоторые серии целиком переводились на иностранные языки. «Эврика» на корню закупалась японцами, предпочитавшими нашу литературу американской такого рода. Ну, а что говорить о легендарном «Киевнаучфильме», который ежегодно собирал дань со всех международных фестивалей научной, экологической и даже публицистической и мультипликационной продукции. Если бы нечто подобное с таким творческим коллективом возникло где-нибудь в Германии, Франции, Польше, Чехии, студия процветала бы и мерилась бы силами с киноиндустрией США...
Когда все это рухнуло, Украинская академия и бровью не повела. Увы! Кто сейчас объяснит налогоплательщику, что в науке есть хоть какой-нибудь смысл?.. Кто сообщит ему о том, что в этом институте разрабатывается то, без чего завтра не обойтись, а покупать будет втридорога?..
В былых планетариях парапсихологи и оккультисты собирают толпы на свои лекции. На прилавках видимо-невидимо книг о колдунах и ведьмах. На экране телевизора...
Невольно спрашиваешь себя, а была ли в этой стране наука? Может, и впрямь, кроме Трофима Денисовича Лысенко и не было никого?
После всего этого у меня совсем не вызывает удивления, почему Верховная Рада выделила на науку такие мизерные доли процента.
Необходимость и важность информации и рекламы поняли уже все или почти все. А то, как развернулись в АПК, создав свою профессиональную прессу - очень разнообразную, с прекрасной полиграфией, современным цветом - вообще вызывает уважение. И, главное, эта пресса самоокупаема. Новейшая информация свободно и эффективно циркулирует в АПК, она становится достоянием всех, кто сегодня что-нибудь решает в этой области.
В то же время украинскую науку и промышленность душит информационный паралич. Мне приходится встречаться с сотнями людей, у которых есть прекрасные идеи, завершенные разработки. С другой стороны, есть предприятия, которые могли бы это внедрить, но найти друг друга трудно - люди лишены возможности друг к другу обратиться. У массового научного журнала была бы хорошая коммерческая судьба. Лидерам научно-промышленного комплекса следует вспомнить старое - «в начале было Слово». Или то же, но в более поздней интерпретации - «Газета (читай - журнал) не только коллективный пропагандист, но и коллективный организатор».
С вопросами и предложениями звонить по средам с 10 до 13 по телефону: 261-82-03.