Вещевые рынки, занявшие в наших городах и поселках все площади, которые только можно было занять, включая пустыри, стадионы, места массового отдыха, за время своего длительного существования не раз попадали в зону особого общественного внимания. Так было в 90-х годах прошлого столетия, когда лишенным работы сотням тысяч бывшим инженерам, педагогам, рабочим пришлось осваивать «челночную» торговлю. В 2000-х, когда обострилась борьба «базарного пролетариата» с хозяевами рынков, вследствие пробудившегося интереса крупного капитала к прибыльному делу последовали рейдерские захваты со сменой руководящего состава торговых предприятий. Нынче произошло новое обострение ситуации вокруг промышленных рынков. Из самых высоких инстанций пошли разговоры о том, что те отжили свой век, и через несколько лет вовсе исчезнут.
На последнем рубеже
В столице, в которой функционирует, по последним данным, 98 вещевых рынков, на ряде из них произошли громкие скандалы. Случаются даже локальные пожары, иные с явными признаками поджогов. Последовал ряд предписаний правоохранительных органов об освобождении территорий и даже сносе торговых помещений на рынках, размещенных близ станций метро «Лесная», «Шулявская» и других.
В былые времена такого рода наезды, как правило, получали дружный и решительный отпор как со стороны самих торгующих, так и тех, кто пользовался их услугами. Нынче такие процессы не наблюдаются, конфликты заканчиваются кратковременными, локальными вспышками быстро гаснущего сопротивления. Дело, по-видимому, в том, что причинами неурядиц в большей мере являются причины внутренние, а не внешние. Уровень востребованности вещевых рынков, без которых не так давно большинство населения не могло представить свой быт, резко упал, а число торгующих на них стало сокращаться.
На знаковой столичной «Троещине» даже в выходные дни число посетителей ненамного превышает количество торгующих. Продавец мужской одежды Нина Максимовна с горечью рассказала, что хотя близится середина дня, ее торговое место посетило всего несколько человек. Доходы упали - ниже некуда. Нашей собеседнице, впрочем, как и другим предпринимателям, пришлось отказаться сначала от двух реализаторов, потом и от третьего - последнего. Издержки, конечно, уменьшились, но доходов почти не прибавилось. Закупки товара за границей становятся все проблемнее, приходится доставлять его с оптовых рынков Хмельницкого и Одессы, где он существенно подорожал, как и транспортные услуги по его доставке. Если бы нашей собеседнице удалось продать большую часть скопившихся вещей, она бы и вовсе ушла с рынка. У Любови Степановны, которая торгует обувью, настроение получше. Кроме самостоятельно закупаемой на отечественных оптовых рынках обуви она по договору продает продукцию одной из известных украинских фирм. Такой подход позволяет ей сводить концы с концами, но от услуг реализаторов ей тоже пришлось отказаться. Не до жиру… В администрации «Троещины» и ряда других рынков подтверждают, что уже не десятки, а сотни и тысячи торговых мест пустуют. После разговора с предпринимателями создается впечатление, что многие из них стремятся поскорее продать накопившийся товар и попрощаться с рынками, так и не нажив средств ни для открытия собственных магазинов, ни даже на аренду бутика в приличном торговом центре.
Трудно найти в Киеве место более удачное для привлечения покупателей, чем то, где размещено два вещевых рынка. Рядом с ними и станция метро «Святошино», и одноименная платформа пригородных поездов, и ряд автомобильных развязок. Народу, как говорится, не протолкнуться. Но и на этих торговля, мягко говоря, идет не очень бойко. Продавец Надежда Мефодиевна, торгующая на рынке «Торговый дом «Святошин», жалуется на то, что в последнее время не может свести концы с концами. Дошло до того, что в прошлом месяце она за аренду торгового места заплатила больше, чем выторговала. За торговое место, занимающее чуть больше 6 кв. м., и услуги предпринимательница платит 3200 грн. в месяц. За такие деньги можно взять в аренду приличный бутик. Намного ниже арендная плата на соседнем рынке «Західний». Но здесь другая беда: если их соседи все-таки находятся под общей крышей, пользуются услугами охраны, то на «Західном» предприниматели, торгующие в ангарах, вынуждены ночью или сами охранять товар, или свозить его в склады, неся дополнительные транспортные расходы.
Администратор рынка «Західний» Сергей Пивовар сообщил ZN.UA, что хотя большинство торговцев держатся за дешевые торговые места, около 20% остаются не занятыми. Все меньше реализаторов. Их услугами продолжают пользоваться разве что предприниматели (в основном иностранцы), имеющие налаженные связи и без особых проблем завозящие товар из-за рубежа. На любом вещевом рынке они, пользуясь услугами десятка и больше реализаторов, занимают целые секции. Торгуют в основном кроссовками, джинсами и другими ходовыми товарами. Этих, не идущих на откровенный разговор бизнесменов, судя по всему, устраивает базарная стихия, и уходить из насиженных мест, как многие их соседи, они не собираются. Впрочем, число особо заинтересованных, хоть и значительно, но не так велико, чтобы долго удерживать на плаву продовольственные рынки.
Не интересны местной власти
В том, что вещевые рынки подходят к печальному финалу, существуют как объективные, так и субъективные причины. Прежде всего, нужно учесть, что эта форма не очень цивилизованной торговли была вынужденной и изначально несла в себе печать временности и конфликтности. Уж очень разными были интересы хозяев рынков и работающих на них предпринимателей. И периодически обостряющиеся противоречия привели к тому, что новообразования надолго застыли в том неприглядном состоянии, в котором они появились. За многие годы на огромных торговищах за редким исключением не появилось ни современной инфраструктуры, ни надлежащих удобств для продавцов и покупателей. Вершина достижений - примитивные навесы или матерчатые шатры-палатки, может, и защищают от солнца, но не от дождя и зимних холодов.
В таком виде рынки, пусть и предлагающие более низкие цены, не могли длительное время выдерживать конкуренцию с торговыми центрами (ТЦ) и, тем более, с торгово-развлекательными (ТРЦ), в создании которых принял участие отечественный и иностранный крупный капитал. Тем более что власть заняла в отношении такого негласного соперничества вполне определенную позицию. В начале нынешнего года «базарным» предпринимателям был преподнесен «подарок», ставший для них троянским конем. Дело в том, что, согласно Налоговому кодексу, с 1 января был отменен рыночный сбор. Казалось бы, отмена должна уменьшить финансовую нагрузку. Но для предпринимателей рынков это обернулось новыми бедами. Необременительный рыночный сбор, полностью поступая в местный бюджет, служил мостиком, прочно связывающим интересы предпринимателей и местной власти. Такая ситуация побуждала местные советы вникать в процессы, происходящие на рынках, при необходимости защищать предпринимателей от произвола хозяев рынка. После нововведений все изменилось, и предприниматели, по существу, оказались наедине с проблемами. При этом преподнесенный «подарок» по существу ничуть не облегчил их финансовое положение: после отмены рыночного сбора собственники большинства рынков повысили стоимость аренды. По словам председателя Совета предпринимателей Леонида Козаченко, поскольку власти не приняли предупредительных мер по недопущению повышения цен на аренду, «у собственников рынков оказались развязанными руки». В результате средства, которые раньше шли в местные бюджеты, стали оседать в карманах у последних. Это привело к тому, что, как и в других отраслях, более крупный бизнес еще с большей интенсивностью стал поглощать мелкий, развиваться за его счет.
Уйти нельзя остаться
Особенности процессов, происходящих в торговле промтоварами, лучше видны в небольших городах. В отличающемся уютом пристоличном городе Буче в месте, где размещен конгломерат из трех рынков, три года назад здесь вступил в строй торговый центр «Пассаж». Для него было выбрано довольно удачное место - вблизи существующих базаров, но не на их территории. Но ожидаемой конкуренции, способствующей повышению культуры торговли, не получается. За три года существования «Пассажа» как конкурента вещевых рынков на последних ничего не сделано для обновления инфраструктуры, создания условий, способствующих привлечению покупателей. На самом большом рынке ООО «Кооператор-сервис» на фоне годами длящейся войны за передел собственности десятки предпринимателей пытаются продать своими силами обустроенные ларьки и склады, но, не находя покупателей, вынужденно продолжают торговлю. На вещевом ранке «Айдарис», чтобы как-то выйти из финансового тупика, в ход пошел последний резерв - предприниматели, отказавшись от наемных продавцов, сами встали за прилавки. Но и это не помогает. Предприниматель, назвавшаяся Любой, призналась, что готова продать сразу два хорошо оборудованных поднавеса. Недорого.
Однако, даже уходя из вещевых рынков, предприниматели не спешат арендовать торговые места в «Пассаже». Тех, кто рискнул перейти на новый уровень торговли, оказалось очень мало. На «Айдарисе» вспомнили, что за последние годы отсюда в «Пассаж» перешло всего двое предпринимателей. Но здесь прижился лишь один, другой вернулся на прежнее место. Света, торгующая в одном из бутиков «Пассажа» детской одеждой, перешла сюда из вещевого рынка. Но за хорошие условия труда пришлось пожертвовать статусом - была предпринимателем, стала наемным продавцом.
В отличие от столицы, где цены на аренду торговых мест на вещевых рынках и в торговых центрах все еще значительны, в Буче они по существу сравнялись. Так, предприниматель Василий, занимая на рынке «Кооператор-сервис» чуть больше 10 кв. м, платит в виде аренды и услуг 105 грн. в день. За месяц при вычете выходных выходит 2730 грн. В «Пассаже» аренда свободного бутика №105 площадью 15 кв. м. стоит 2175 грн. в месяц, а за помещение площадью 21 кв. м. просят 3450 грн.
Почему же такой благоприятный ценовой расклад не приводит к массовому переходу предпринимателей в торговые центры? Эксперты советуют искать причины не только в экономике, но и в психологии. Одни не рискуют, иным нечего предложить изысканной, как они считают, публике, другие бояться, что их товары затеряются в огромном здании. К тому же ТЦ, стремящимся заполучить солидных арендаторов, сотрудничество с «базарными» выходцами неинтересно.
Критерии эффективности
Экономический кризис существенно отразился также на работе респектабельных торговых учреждений, притормозил ввод в действие новых торговых площадей. В Киеве в этой сфере арендные ставки снизились на 40-60%. Как следствие, число вакантных мест, даже в преуспевающих раскрученных ТЦ, увеличилось в два, а в менее успешных - в пять раз. Но, в отличие от по-прежнему стагнирующих вещевых рынков, ТЦ довольно быстро возвратились на исходные позиции. Более того, вследствие возрастающей востребованности они стали демонстрировать рост. Вслед за столицей, где только за первое полугодие открылось пять ТЦ, а до конца года войдет в строй еще не меньше 10, оживилось строительство торговых площадей и в других городах. При этом предпринимаются меры, направленные на то, чтобы как действующие, так и новые ТЦ работали более эффективно. Проведено ряд исследований, по ним даны соответствующие рекомендации. Директор по маркетингу Украинской торговой гильдии (УТГ) Иван Щурко в интервью ZN.UA отметил, что для эффективной работы ТЦ необходимо осмысление допущенных просчетов и ошибок, их оперативное исправление. Не только вещевые рынки, но и ряд ТЦ работают не лучшим образом. Специалисты УТГ после ряда исследований определили критерии эффективности ТЦ и ТРЦ. В частности, отмечено, что они должны располагаться в удобных местах, вблизи больших людских потоков, формировать пул арендаторов так, чтобы его костяк состоял из солидных, так называемых якорных структур. Хорошая реклама, а также предоставленная посетителям возможность не только делать покупки, но и отдохнуть, развлечься существенно помогут делу. Эти рекомендации актуальны и для хозяев, и для предпринимателей промышленных рынков. Если они не хотят оказаться на обочине. Тем более что, по наблюдениям экспертов, некоторые «базарные» предприниматели проявляют стремление вкладывать средства в модернизацию устаревшей инфраструктуры, которой вынуждены пользоваться, в дизайн и маркетинг. Вопрос только в том, предоставят ли им такую возможность.