Лоскутная информатизация

Поделиться
Разговоры об информационном обществе, электронном правительстве и прочих постиндустриальных штучках возобновляются в Украине в периоды подготовки к различным международным форумам и парламентским слушаниям...

Разговоры об информационном обществе, электронном правительстве и прочих постиндустриальных штучках возобновляются в Украине в периоды подготовки к различным международным форумам и парламентским слушаниям. На фоне этих красивых слов проходит формирование Государственного бюджета Украины на следующий год, в который, в числе прочего, закладываются расходы государственных структур на информационные технологии. Однако внятной государственной политики формирования информационных систем национального масштаба у нас как не было, так и нет. Деньги «на информатизацию» тратятся отдельными ведомствами, местными органами власти и государственными компаниями на создание мало согласованных друг с другом информационных систем, закупку компьютерной техники и т.д.

В существующей атмосфере «ведомственно-информатизационной раздробленности» наживаются чиновники и поставщики. А до прозрачности и предсказуемости системы государственного управления Украины — главного преимущества, которое обеспечивают системы электронного управления, — нам по-прежнему, как свинье до неба.

Беглый анализ расходов на околоинформатизационные нужды, заложенных в проекте Государственного бюджета Украины на 2006 год, выявляет множество показательных тенденций. Отметим, что приведенные ниже цифры взяты именно из проекта бюджета, и в окончательном варианте могут оказаться другими. Но речь не о конкретном распределении миллионов, а именно о тенденциях.

Одна из них — расходы, связанные с информатизацией, фигурируют в бюджетах далеко не всех ведомств. Например, Верховный суд и судебная система, Генпрокуратура, Минтопэнерго, МИД, не говоря уж о Минкультуры, Минздраве и других, в явном виде деньги на свою информатизацию тратить не собираются. Однако это совершенно не значит, что эти уважаемые учреждения не будут закупать компьютеры, прокладывать локальные сети, оплачивать услуги Интернета и мобильные корпорации. Просто эти расходы «зарыты» в бюджетные статьи с другими названиями. Например, какие-нибудь «прикладные научно-технические разработки» или «обеспечение деятельности аппарата».

Но подобные статьи есть в бюджетах всех ведомств. Значит, те информатизационные расходы, которые у других ведомств в бюджеты «забиты», — это лишь верхушки айсбергов.

Точно сказать, сколько система государственного управления собирается в будущем году потратить на Интернет, мобильную связь, закупку компьютеров и прокладку локальных сетей, не представляется возможным. А траты эти будут. Будут проводиться тендеры (о тендерах в области информатизации — отдельный разговор), на них победят конкретные поставщики товаров и услуг… О системе «откатов», неизбежно расцветающей в условиях подобной непрозрачности, можно не упоминать.

Две любопытные детали, связанные с «информатизационно-продвинутыми» ведомствами. Теми, которые в своих бюджетах закладывают расходы на создание различных «информационно-аналитических систем», что является определенным шагом к системам электронного управления. Речь идет о Верховной Раде, Кабмине, секретариате президента, Минэкономики, Минфине, МВД, Минобороны, Минтруда, Госкомстате и других.

Во-первых, каждое из них называет свои системы по-своему. «Автоматизированная информационно-аналитическая система органов законодательной власти» Верховной Рады, «автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения» секретариата, «информационно-телекоммуникационная система органов исполнительной власти» Кабмина, «информационная база для принятия решений» Минэкономики и т.д. Ничего, конечно, страшного, ведь у каждого ведомства своя специфика работы… Но это еще раз говорит о том, что единых государственных стандартов относительно целей и задач таких систем нет. И Кабмин, к примеру, не сможет создать единую систему доступа к информации отдельных министерств и ведомств в рамках предусмотренных той же бюджетной статьей «развития и интеграции информационных ресурсов и технологий органов государственной власти». Впрочем, видимо, сегодня это не столь актуально.

Во-вторых, существует огромная разница, иногда на несколько порядков, в объемах финансирования, заложенных различными ведомствами на цели информатизации. Начнем сверху.

Верховная Рада на свою «информационно-аналитическую» систему предполагает потратить 14,1 млн. грн., Кабмин на свою «информационно-телекоммуникационную» — 2 млн., а секретариат на свою «автоматизированную» — целых 370 тыс. грн. Ладно с секретариатом, его аппарат пока самый маленький. Но тот факт, что при сравнимых по сложности управленческих задачах затраты на автоматизацию этих процессов у двух главных государственных органов различаются на порядок, также говорит о том, что единое понимание, зачем эта автоматизация необходима стране, отсутствует в Украине даже на самом высоком уровне.

Разница же в цифрах объясняется скорее всего лишь степенью активности и лоббистских возможностей лиц, ответственных за эти расходы в данных органах. Пример — на «информационно-аналитическое обеспечение координационной деятельности СНБО» при прошлом его главе, имевшем определенный опыт формирования госбюджета, планировалось потратить 24,8 млн. грн., что вдвое больше аналогичных расходов ВР. Интересно, насколько будет урезана эта сумма при новом руководителе Совнацбеза?

Кстати, единственное министерство, которое предусмотрело у себя расходы на развитие инфраструктуры предоставления услуг через Интернет (в размере 1 млн. грн.), — Минэкономики. Хотя такие услуги некоторых других министерств даже более востребованы. Например, Госкомстата, чьи расходы на «создание и развитие интегрированной информационно-аналитической системы госстатистики» запланированы всего в размере 1,8 млн. грн.

Еще одна тенденция — дублирование функций информационных систем различных государственных органов. Например, МВД предполагает потратить на создание единой государственной паспортной системы 35,8 млн. грн. (правда, в эту сумму заложены и расходы на выдачу документов гражданам). ЦИК — израсходовать 3,3 млн. грн. на создание единого государственного реестра избирателей. Различные формы учета граждан предполагается реализовывать и с помощью других систем — сбора и учета взносов на государственное соцстрахование и накопительное пенсионное обеспечение Минсоцтруда (0,65 млн. грн.), системы учета пересечения госграницы пограничниками (19,5 млн. грн.) и т.д.

С точки зрения оптимизации государственного управления наиболее логичным будет выглядеть создание единой системы учета физических лиц. Которым уже в ее рамках будут присваиваться атрибуты «гражданин», «избиратель», «налогоплательщик», «собственник» и т.д. Однако выскажи кто-нибудь эту мысль на государственном уровне, ведомственные специалисты его тут же «порвут», доказав со счетами в руках, что единая система в принципе не способна выполнять конкретные специфические задачи, присущие каждому из этих ведомств в отдельности, и что каждое из них должно создавать свою систему, единственную и неповторимую…

Все финансовые ведомства закладывают достаточно высокие на общем фоне расходы на информатизацию. На создание автоматизированной информационно-аналитической системы фискальных органов Минфин хочет 50,2 млн. грн., Госказначейство на свою информаналитику — 24,7 млн. грн., а ГлавКРУ— всего 2,6 млн. грн. ГНАУ (ведомство с общим бюджетом 2,8 млрд. грн.) на создание своей информационно-аналитической системы планирует потратить 49,6 млн. грн. Еще 60,4 млн. грн. (правда, всего 19,8 млн. из общего, остальное — из спецфонда) планируется потратить на модернизацию налоговой службы, что в значительной степени включает в себя закупку компьютерной и коммуникационной техники. Информационно-аналитическая система Счетной палаты ВР обойдется стране в 2006 году в 2,6 млн. грн., а ГКЦБФР предполагает израсходовать 1,5 млн. грн. на создание системы мониторинга фондового рынка.

Вы еще не устали? Тогда продолжим.

МВД планирует потратить 1,3 млн. грн. на информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по борьбе с оргпреступностью — экспертную систему, основанную на базе учредителей предприятий и публикациях в прессе.

СБУ в лице Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации планирует потратить 5,5 млн. грн. на защиту информационных ресурсов государств, 2,8 млн. — на модернизацию государственной системы правительственной связи и 1,2 млн. — на создание и функционирование Национальной системы правительственной связи. Текущие расходы обоих силовых ведомств на ту же мобильную связь (вспомним обещание Луценко приобрести 30 тыс. мобильных телефонов для участковых и обеспечить их льготное подключение к операторам) скрыты в статьях «на обеспечение деятельности». В военном бюджете страны, составляющем 5,7 млрд. грн., заложено 30,4 млн. грн. (27,5 млн. в общем и 2,9 млн. в специальном фондах) на обеспечение Вооруженных сил связью и развитие командных пунктов и автоматизированных систем управления.

В бюджете Министерства образования и науки заложен сакраментальный пункт о компьютеризации учебных заведений всех уровней в размере 82,1 млн. грн. Теоретически этого хватит на закупку 40 тыс. компьютеров. Другое дело, что о проблемах компьютеризации школ можно писать отдельную работу: компьютерные классы ничего не значат без компьютерных учебных программ, без подключения к Интернету, без опытных преподавателей… В бюджете этого министерства есть несколько пунктов, касающихся усовершенствования методической базы, возможно, эти расходы спрятаны там?

А что делается с бюджетами органов, которые прямо отвечают за информатизацию и связь в стране, — Госдепартамента связи и информатизации Минтранса и Национальной комиссии регулирования связи (НКРС)? Ведь они не только тратят на свою (и чужую) информатизацию, но и зарабатывают для госбюджета на ней. Особенно учитывая, что Минтранссвязи возглавил Виктор Бондарь, курировавший этот департамент, а ранее — всю информатизацию Кабмина?

Итак, Госсвязи планирует потратить на свою деятельность 80,4 млн. грн. (при общих расходах министерства в 494,8 млн. грн.), причем 47,5 млн. из общего фонда и 32,9 — из специального фонда. При этом на Национальную программу информатизации, как обычно, выделено 9 млн. грн. Планируемый бюджет НКРС — 25,2 млн. грн. (вся сумма — из общего фонда).

НКРС в 2006 году должна принести в госбюджет 31,3 млн. грн. за выдачу номерного ресурса, 18 млн. — за выдачу и переоформление лицензий на виды деятельности в области телекоммуникаций и целых 177,9 млн. — за выдачу и переоформление лицензий на пользование радиочастотным ресурсом. Таким образом, «рентабельность» комиссии должна составить около 900%. Госсвязи (совместно с НКРС, эта статья находится в сфере контроля обоих ведомств) должен заработать 42 млн. грн. на сборе за пользование радиочастотным ресурсом.

На конверсию радиочастотного ресурса предусмотрено лишь 2,6 млн. грн. Напомним, что, по более ранним данным Минтранссвязи, программа конверсии РЧР оценивалась в 240 млн. грн. за десять лет, т.е. предусмотренные вложения на порядок меньше необходимых.

И — ни в бюджете Минтранссвязи, ни в бюджете Национального космического агентства нет ни копейки на столь разрекламированное полгода назад создание украинского спутника связи! Кстати, расходы на эксплуатацию спутниковых систем связи (только на оплату услуг зарубежных спутников в Украине тратится до 10 млн. долл. в год) также нигде не заметны, т.е. спрятаны. Разве что в бюджете Госкомтелерадио предусмотрена сумма в 19,4 млн. грн. на развитие спутникового вещания…

В общем, что имеем, то имеем. Еще раз нужно отметить, что приведенные выше цифры — не окончательная конфигурация расходов Украинского государства на высокие технологии. Она может значительно измениться, в частности, в результате назначения Виктора Бондаря на пост министра транспорта и связи. В транспортных делах ему, возможно, и потребуются консультанты, однако в области информатизации опыт у него и у его покровителей достаточный.

К тому же цифра в госбюджете не означает того, что именно такая сумма будет потрачена. И даже не по причине невыполнения бюджета в силу какого-нибудь экономического кризиса. Просто освоение денег госструктурами связано с таким количеством формальностей, тендеров и тому подобного, что если проводить все это по всем правилам, то от выделения финансирования до завершения закупки и других работ иногда проходит больше бюджетного года.

Впрочем, тендеры в отрасли информатизации и связи — тема отдельного большого разговора. И о Викторе Бондаре в том числе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме