Карамельная кара

28 октября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 28 октября-4 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Украина испытывает зубы северного соседа на прочность стальными трубами и... карамелью. Когда же доходит до скрежета-хруста, россияне устраивают антидемпинговые расследования и вводят ограничения...

Украина испытывает зубы северного соседа на прочность стальными трубами и... карамелью. Когда же доходит до скрежета-хруста, россияне устраивают антидемпинговые расследования и вводят ограничения. Первый барьер перед украинскими кондитерами возник в апреле 2001 года в виде временной таможенной пошлины на карамель. Второй — с января 2002-го в течение двух с половиной лет сдерживал ввоз сладостей специальными импортными ставками. Но наши производители ловко обошли преграды и в 2003-м вернули утраченные позиции, а динамика следующего года просто ошеломила россиян.

Чтобы спасти внутренний рынок, РФ ничего не оставалось, как наглухо закрыть его. Однако «блокадное» постановление российского правительства от 12 октября 2005 года не стало неожиданностью для украинских кондитеров. Ведущие компании часть своего бизнеса успели передислоцировать на российскую территорию, другие модернизировались, а третьи подыскали иные рынки сбыта. И теперь трудно сказать, кто выиграл, а кто — проиграл. Не придется ли российским сладкоежкам менять газ и нефть на наши карамельки с шоколадками?

В советские времена Украина производила четверть — миллион тонн — совокупных кондитерских объемов. В сугубо же конфетном ассортименте прослеживалась явная диспропорция. Москва на правах старейшины отобрала престижный сегмент рынка — шоколадный, а Украине достался карамельный. Белокаменная на килограмме шоколада зарабатывала столько, сколько Киев на пяти килограммах «сосулек». Но тогда никто не мог пойти против аргументов Госплана СССР: у Украины — собственный сахар, кукурузная патока, фруктовое сырье. Пусть штампует профильную карамель и обеспечивает ею окраины! А это — Крайний Север, Дальний Восток и Средняя Азия.

Таким образом, кондитерские фабрики — существующие и сооружаемые — ориентировались в основном на выпуск фруктовой карамели, леденцовой, помадной, ликерной, желейной, молочной, ароматизированной...

Секретари обкомов партии желали иметь в своих вотчинах три «кита»: ликеро-водочный завод, кондитерскую фабрику и сувенирный цех. Кроме экономических показателей, именно эта триада изделий часто была определяющей «визиткой» во властных кабинетах Киева и Москвы. Кому-то одной кондитерской фабрики было мало, и тогда в перспективном райцентре сооружали вторую. Что же касается 16 в Донецкой области, то это тоже шаги тогдашней политики навстречу людям, направленной на трудоустройство жен угольщиков.

Накануне развала Союза Украина производила столько карамели, что во времена перебоев с сахаром ее скупали ящиками и гнали самогон. Кто помнит благородную отрыжку с запахом «барбариса», «мятных», «дюшеса»? Когда же республики разошлись по своим «домам», Россия осталась с шоколадным премиум-классом и 140 тыс. тонн карамели. Этих объемов хватало, чтобы удовлетворять спрос центра. Обделенные же регионы быстро изголодались по «подушечкам» и «гусиным лапкам». Поэтому Украина, не имея конкурентов, заполнила нишу собственной продукцией. И тогда нам никто претензий не предъявлял.

За годы независимости кондитерская отрасль пережила спады и взлеты. Специалисты боролись против бездумного введения акциза на шоколад и шоколадные изделия. Практика подтвердила обоснованность их экономических расчетов: после отмены акциза бюджет в два раза выиграл. Нулевые ставки на импортируемое сырье — какао-бобы, какао-масло и какао-порошок — дали возможность выпрямиться во весь рост украинскому «Гулливеру» и окончательно победить «марсов» со «сникерсами». Хорошо, что отечественные кондитеры не только засевали Россию карамелью, но и налаживали собственное шоколадное производство.

Понятное дело, в возросшем украинском импорте соседи увидели для себя серьезную угрозу. Поэтому российская Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) инициировала ряд правительственных постановлений, и, в результате в течение двух с половиной лет при пересечении границы с украинской карамели взимали 21% таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за килограмм, да еще и НДС. Последний уже защищал российский рынок от нелегальных торговцев кондитерскими изделиями и содействовал деятельности легальных дилеров. То есть достаточно было ограничиться одним НДС... Но эти сборы не распространялись на ассортимент с содержанием какао.

Наивная Россия! Думала, что будет хрустеть лишь «рачками» и «раковой шейкой», которые без какао не сваришь. А мы, как пел Высоцкий, «тут им папу римского подкинули — из наших, из поляков, из славян». И на тонну леденцового варева сыпали пять килограммов какао-порошка, вместо бумажного «фантика» заворачивали конфету в блестящий, с новым названием по типу «какаду». Вкус — неповторимый, брэнд — новый, кодификация — под запрет не подпадает. Попробуй не пропусти на таможне! Перегруппировав ассортимент, Украина уменьшила импорт традиционной карамели, зато в первом полугодии 2002 года, по сравнению с аналогичным периодом 2001-го, в четыре раза увеличила ввоз какаосодержащей. И опять отвоевала треть тамошнего рынка.

Экспансия экспансией, но федеральные кондитеры отчасти сами стали причиной демпинга. Как при Союзе, так и сейчас большинство российских предприятий работает в шоколадном секторе, где уровень рентабельности составляет 50—70%, тогда как в карамельном — 8—10. Много ли желающих балансировать на мизерной марже? Наши же, продавая продукцию даже на 10% дешевле, в сущности, столько же и оставляют в виде прибыли. Выгодно? Конечно! Российские специалисты признают, что украинцам вряд ли кто-то составит конкуренцию из-за преимуществ сугубо экономического характера. Соседи, в отличие от нас, вынуждены платить от 5 до 15% таможенной пошлины за этикетки, какао-бобы, ароматизаторы. Благодаря тогдашним приемлемым ценам в Украине на сахар, электроэнергию, а также нетребовательной рабочей силе наша карамель даже во Владивостоке была на 10—20% дешевле российской. А любителей сладостей, кроме приемлимой цены, привлекало еще и качество. При возврате НДС «карамелька» для украинских производителей стала действительно выгодным бизнесом. Не только элиты, но и местечковых фабрик.

Общими усилиями в 2003 году российский рынок затоварили почти 52 тыс. тонн какаосодержащей карамели, в 2004-м — около 80 тыс. АСКОНД признала свой проигрыш, но борьбу не прекратила, захотев продлить таможенные сборы на весь «долгоиграющий» ассортимент и после июля 2004-го — срока окончания действия правительственного постановления о специальной таможенной пошлине. Однако этому помешало подписание в сентябре 2003 года президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана соглашения о формировании единого экономического пространства, предусматривавшего, в частности, отмену ограничений на 11 видов украинской продукции на российском рынке, в том числе и на карамель.

Украинская компания Roshen не стала дожидаться политической развязки, а купила и модернизировала карамельную фабрику «Ликонф» в Липецке мощностью до 30 тыс. тонн. «Киев-Конти» также начала собственное производство на Курской кондитерской фабрике с современным менеджментом, сетью дистрибьюции, что позволило вдвое увеличить присутствие компании в РФ. Стало понятно, что украинские кондитеры за так не отдадут российский рынок с общим потенциалом 5 млрд. долл.

«Подсластили» ситуацию и белорусы, которые с июля 2004 года тоже начали антидемпинговое расследование по поводу украинских поставок карамели, шоколада и печенья. Инициировал его государственный концерн «Белгоспищепром», обеспокоенный ростом импорта карамели на 97%, в результате чего товарные запасы увеличились на 180%. Стал неожиданностью и запрет с 7 января 2005 года отгружать кондитерские изделия в Казахстан. А это — 60 тыс. тонн. Прошло, правда, полгода, и связи возобновились.

С Россией — намного сложнее. После более чем годичного перерыва правительство РФ издало постановление, согласно которому после 12 декабря импортировать карамель станет абсолютно невыгодно. Скажем, за тонну какаосодержащих конфет нужно будет заплатить таможенную пошлину в размере 600 евро. Недешевыми после пересечения российской границы станут и вареные конфеты. Удорожание продукции на 30—100% сделает ее неконкурентоспособной. Но первой в перечне «отаможенных» сладостей фигурирует крахмальная патока. Именно она, говорят эксперты, и придала россиянам решительности.

Леденцовая карамель состоит из равных частей патоки и сахара, другие разновидности — из 30% начинки, остальное —сахар и патока в равных долях. В России и Украине кукурузную патоку производят два завода-монополиста, каждый из которых нашел свои рынки сбыта на соседней территории. Украинский производитель патоки делает скидки только на крупнотоннажные партии, чем привлек российских покупателей, а сосед пошел навстречу украинским кондитерам, предпочитающим мелкооптовые закупки. Хорошо ладили, пока патока была предметом свободной торговли. Но, борясь с ввозом на территорию сахарных сиропов, Кабмин Украины в постановлении от 14 апреля 2004 года «О временном изъятии сахара и сахарных сиропов из режима свободной торговли с Республикой Грузия и Российской Федерацией» внес в «черный» список и кукурузную патоку из РФ.

В то же время наше крахмально-паточное предприятие в прошлом году беспрепятственно ввезло на территорию коллеги 10 тыс. тонн собственного сырья, изрядно подпортив тому «базар». А за девять месяцев нынешнего уже 12 тыс., что составляет 10% нашего производства. Вряд ли кому-то понравится подобное «гостеприимство». Украинские кондитеры, не имея возможности другой альтернативы, чем покупка дорогой патоки у единственного отечественного производителя, обратились к властям с ходатайством исправить досадную ошибку. МинАП подготовило проект соответствующего постановления с изменениями, согласовало, но он «застрял» в Минэкономики. Реакцию «обиженных» россиян мы уже знаем.

— Но 80 тыс. тонн невостребованной карамели — это не только наша беда, — выстраивает цепочку Станислав Мироненко, бессменный генеральный директор ЗАО «Укркондитер» на протяжении 22 лет. — Это и упавший спрос на патоку, и 60 тыс. тонн сахара без адресата. Если мы выпускаем почти миллион тонн кондитерских изделий, то сахара требуется полмиллиона при 1,8 млн. тонн внутреннего производства. Следовательно, сахаровары должны быть заинтересованы в кондитерах как потребителях своей продукции. Но если килограмм сахара будет стоить 3,50 грн., разве будут конкурентными кондизделия? Нет, их вытеснят конфеты из России, Польши, вместе с тем уменьшится потребление сахара отечественного производства. А так мы продаем его России, пусть даже в виде карамелек... Все взаимосвязано!

Так или иначе спад в производстве карамели будет. Уверен, завоюем новые рынки сбыта за счет свежей ассортиментной линейки, рецептур, современного технологического оборудования. Тромбы, возникающие в отношениях с россиянами, лишь нацеливают наших кондитеров на перспективу. Похожий путь прошла и Польша. Во времена Леха Валенсы в кондитерской отрасли превалировал дешевый ассортимент. Становилось богаче общество — и это подталкивало отрасль к изделиям премиум-класса. Такая тенденция наблюдается и у нас. Сужу по тому, какое оборудование покупают наши предприятия. Как говорят, еще «горячее», эксклюзив — не на завтра, а на послезавтра.

Карамельная кара не прошла бесследно для украинских производителей, вынесших поучительные уроки. Успеют ли россияне заполнить нишу, зачищенную таможенной метлой? Пока тамошние игроки перспективной считают так называемую функциональную карамель — леденцы с дополнительными свойствами: освежающие дыхание или лечебные с витамином С. Эксперты предсказывают рынку «полезных леденцов» ежегодный 20-процентный прирост. А пока... Не исключаю, российские периферийные рынки накануне Нового года снова будут просить российского Деда Мороза положить под елку мешок с... украинской карамелью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК