Правительство не устает убеждать граждан: вам, дорогие, нечего бояться существенного подорожания жилищно-коммунальных услуг, в частности газа, тепла, электроэнергии. Лицам с низкими и средними доходами непременно будут назначены субсидии. А Министерство социальной политики все меняет и меняет порядок их назначения, словно стараясь подчеркнуть, что пределов совершенству нет.
В плане назначения субсидий Тернопольщина интересна тем, что в этой небольшой области с численностью населения чуть более 1 млн - самая низкая среди всех регионов Украины средняя официальная зарплата. В августе, по данным Государственной службы статистики, она даже не дотянула до 3 тыс. грн в месяц. Поэтому, логично, существенный рост тарифов на энергоносители для жителей Тернопольщины спровоцировал взрыв обращений за назначением субсидий. Судите сами. С 1 мая на начало октября, т.е. в фактически неотапливаемый период, за субсидиями по новому порядку (с заявлением и декларацией о доходах) обратилось более 76 тыс. жителей области, тогда как на то время субсидии получали 29 тыс. граждан. До сих пор органы социальной защиты населения области продолжают принимать документы для предоставления этого вида социальной помощи.
Наконец, верхняя граница обращений за субсидиями вскоре должна была бы стать ориентиром для фискальной службы. Ведь если гражданин декларирует низкие доходы, но не обращается за назначением субсидий, то это означает, что у него есть левые заработки, которых хватает для оплаты жилищно-коммунальных услуг. А тем временем местные СМИ и информационные стенды органов социальной защиты области трубят: граждане, воспользуйтесь своим правом на получение субсидий!
Директор департамента социальной защиты населения облгосадминистрации Вадим Боярский уверяет: "Мы провели большую разъяснительную работу среди населения относительно назначения субсидий по новому порядку. По доверенности главы облгосадминистрации, в районах были созданы рабочие группы, которые выезжали в каждое село и поселок, чтобы люди могли по месту проживания подать документы для назначения субсидий. В самом Тернополе эти документы принимают в ЖЕКах. Кроме того, в каждом сельском и поселковом совете есть уполномоченный представитель, имеющий право принимать документы от граждан и передавать их в районные управления социальной защиты. Работники "Укрпочты", которые разносят корреспонденцию, прошли обучение и помогают людям заполнить документы и отправить их в органы соцзащиты. Потому неудивительно, что с 1 мая на начало октября с.г. за субсидиями обратилось в 20 раз больше жителей области, чем за аналогичный период прошлого года".
Однако обученные работники "Укрпочты" не поработали как следует. По информации управления социальной политики Тернопольского горсовета, в областном центре после их консультаций социальным работникам в подавляющем большинстве случаев пришлось выяснять по телефону и вызывать людей, чтобы они правильно заполнили в декларации графу о доходах.
А с рассмотрением дел на субсидии по новому порядку в органах социальной защиты успели произойти забавные и в то же время неприятные истории. Например, в мае в городском управлении социальной политики вышел из строя программный комплекс, находившийся на обслуживании у Министерства социальной политики. Он просто не смог обработать информацию на 5 тыс. дел, поскольку не был рассчитан на такие объемы работы. Пришлось устанавливать новое программное обеспечение и дополнительно привлекать специалистов. Программа заработала только в конце июня, нужно было наверстывать потерянное время. И хотя ситуация наладилась, показатель назначенных субсидий (91% дел) в Тернополе даже выше, чем в целом по области, тревожный звоночек все же прозвучал.
Предотвратить наплыв людей в органы социального обеспечения тоже не удалось. Многие граждане зашевелились и начали подавать документы только тогда, когда до начала отопительного сезона остались считанные дни. На время написания статьи в приемных районных управлений соцзащиты и в ЖЕКах Тернополя образовались очереди. Нетрудно догадаться: обработка документов замедлилась. А тут включились еще и дополнительные тормоза.
Кабмин постановлением от 26 июня с.г. упростил порядок назначения и предоставления населению субсидий. Казалось бы, граждане могут вздохнуть с облегчением. В декларации теперь можно не указывать информацию о доходах. Управления социальной защиты получают информацию о доходах с централизованного хранилища банка данных Государственной фискальной службы, т.е. из столицы. А там во многих случаях нет информации о всех доходах, полученных человеком в 2014 г. или за три последних месяца перед обращением за субсидиями. Суть в том, что форма отчетности 1-ДФ, которую подают юридические или физические лица, носит декларативный характер, она лишь констатирует доходы по факту, но не обязывает предприятие или предпринимателя выплачивать их работнику. В результате человека посылают в территориальный орган ГФС уточнить, добавить, наконец - узнать о собственных доходах, и рассмотрение дела затягивается.
В сентябре Кабмин внес изменения в порядок назначения и предоставления населению субсидий. Правительственное постановление №753 от 23.09.2015 г. действительно регулирует ряд вопросов по назначению этого вида помощи (например, в случаях, когда дом не сдан в эксплуатацию, но в нем живет семья и оплачивает жилищно-коммунальные услуги; назначение субсидии на кого-либо другого, если владелец жилья умер; назначение субсидии на основании акта обследования домохозяйства, когда лица не проживают и не могут подать подтверждающие документы с фактического места жительства). Документ также снимает другие болезненные вопросы.
Органы социальной защиты получили еще и право назначать субсидию на основе сведений о количестве зарегистрированных в доме (квартире) от первоисточника - сельсовета или городского ЖЕКа, а не от предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Это сделано для того, чтобы избежать разночтений, потому что у обслуживающих организаций часто информация о зарегистрированных лицах не пересматривалась еще с 1998 г.
Но по всему видно: такой упрощенный и усовершенствованный для граждан порядок назначения субсидий явно опоздал. Соответствующую подготовку к нему государственные органы так и не провели. Следует прислушаться к мнению начальника управления социальной политики Тернопольского горсовета Владимира Сулимы:
"Предварительно должны были быть согласованы базы данных государственной фискальной службы, Пенсионного фонда, миграционной службы. На уровне Минрегионстроя надо было отработать вопрос относительно организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Их база должна быть приспособлена к программному обеспечению органов социальной защиты. Но этого не было сделано. Сначала приняли правительственный документ, а затем стали подгонять под него все остальное".
Зато не нарушили давнюю традицию, когда правая рука не знает, что делает левая. Гражданам, которые подают информацию на назначение субсидий, хлопот стало меньше, зато органам социальной защиты, обрабатывающим эти данные, работы прибавилось. И время для ее выполнения затягивается. Но когда важные документы пишут чиновники, не знающие, как гармонизировать работу обеих рук, другого эффекта не стоило и ожидать.