«МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ»: ОБРАТНАЯ СТОРОНА КОНВЕРТА

Поделиться
В ноябре прошлого года «ЗН» писало об эксперименте по проверке работы почтовой связи нашей страны...

Но тут я обратил внимание, что на конвертах перестали появляться штемпеля входящей почты. Обратившись в местный узел связи, узнал, что есть специальное распоряжение руководства «Укрпочты» о прекращении штемпелевания входящей корреспонденции. Тогда я поехал в Ужгород, в областное управление по защите прав потребителей, где написал заявление, что отмена штемпелевания на конвертах является нарушением моих прав как потребителя услуг почтовой связи. Ответ был такой: «Управлінням розглянута Ваша заява. Правила надання послуг поштового зв’язку затверджені Постановою Кабінету Міністрів України 22.12.97р. № 1446 і передбачають застосування календарного штемпеля для оформлення поштових відправлень із позначенням на них числа, місяця, року і часу відправлення, порядок застосування якого визначає уповноважений центральний орган виконавчої влади в галузі зв’язку — Українське державне підприємство поштового зв’язку «Укрпошта». Наказом цього підприємства 30.11.2001р. за № 486 із 10.12.2001р. було відмінено штемпелювання вхідної письмової кореспонденції на всіх етапах розробки».

Вот после такой чиновничьей «футболки» я решил обратиться к вам с просьбой о помощи. Необходимо снова вернуться к вопросу обслуживания почты. Ведь приказ об отмене штемпелевания последовал практически сразу после ваших статей «Меченые атомы: путь по Украине» и «Меченые атомы: 103 года форы». То есть чиновники обсудили её и приняли решение: чтобы впредь подобных изысканий не было, необходимо ликвидировать источник возмущения. Теперь простой потребитель услуг «Укрпочты» не сможет доказать, что почтальон был неправ, когда принёс письмо со значительным опозданием.

В Закарпатье существует специфическая почтовая проблема: многие люди выезжают на заработки за границу и потом, посылая домой письма, вкладывают в конверты деньги, так как услуги денежных переводов достаточно дорогие для простых людей. Почтальоны знают о такой привычке и нередко пользуются подозрительными по толщине конвертами. После этого, ясное дело, письмо до адресата не доходит, а найти конкретного виновного невозможно, ибо почта отвечает только за заказную корреспонденцию.

Я бы мог попросить американцев, а также жителей Чехии и Германии помочь мне провести эксперимент по проверке надежности «Укрпочты», используя параллельно и бумажную, и электронную почту. Однако для чистоты этого эксперимента необходимо возобновление штемпелевания входящей корреспонденции».

Экономика должна быть экономной

Все течет, все изменяется. В новом тысячелетии мирно существовавшая до начала декабря прошлого года технология обработки почтовой корреспонденции действительно может показаться и громоздкой, и архаичной. О том, как это было до сих пор, мне рассказала, держа для наглядности в руках конверт, Гертруда Ратникова, директор по вопросам технологии предоставления услуг госпредприятия почтовой связи «Укрпочта»:

— Календарный штемпель, который ставится на первом этапе обработки письма, должен захватить марку: это является подтверждением того, что оплата произведена. Кроме того, на нем есть дата, месяц, год и время обработки письма — но эта информация уже вторична. На обратной стороне конверта письмо штемпелевалось на последнем этапе обработки. В Киеве сортировкой писем по отделениям связи занимается Дирекция по обработке и перевозке почты: они ставили свой штемпель. Некоторые отделения связи тоже штемпелевали конверты, и люди получали письма с тремя штемпелями. А если письмо «засортировывалось», шло по ошибке в другое отделение, там мог появиться еще один штемпель — его мы не отменили, он нужен, чтобы видеть, почему письмо шло дольше.

Безусловно, сохранена и штемпелевка марки — она есть во всем мире. А входящая корреспонденция ни в одной из стран Запада никогда не штемпелевалась. Это делалось только в СССР для внутреннего контроля самих почтовиков. Но сейчас мы придумали другой вид контроля, более дешевый и эффективный. Мы сами рассылаем около трехсот тысяч контрольных писем, проверяя, насколько четко работает наша сеть. Наши сортировщики не могут отличить контрольное письмо от обычного, потому что адресаты — частные лица. Кроме того, введем диагностический контроль специальными чип-картами, которые будут фиксировать путь письма.

Но основной причиной отмены штемпелевки было вот что. На сегодня 20-граммовое письмо обходится нам в 59 копеек. Тариф — 40 копеек. Плата, которую мы получаем с отправителя, не покрывает расходов. И мы работаем над тем, чтобы сократить все непроизводительные затраты.

По словам Гертруды Полихрановны, нововведение позволяет «Укрпочте» сэкономить около 300 тысяч гривен в год (притом, что общий объем затрат только за первый квартал 2002 года составил 218 миллионов). Немного, но в хозяйстве пригодится. Экономится штемпельная краска, расход электроэнергии на работу штемпелевальных машин. Впрочем, более 60% корреспонденции штемпелевали не машины, а живые люди — сортировщики: теперь на «Укрпочте» высвободилось примерно 45 человек. Нет, о сокращении рабочих мест речь не идет: людей плотнее задействуют на основной работе — сортировке писем.

— У нас на сегодня в основном ручной труд, — говорит Г.Ратникова. — Нам нужна письмосортировочная машина в Киеве, потому что уже идет замедление на этапе сортировки корреспонденции. Я сама сортировала письма: раньше на Новый год к этой работе привлекали всех молодых сотрудников, да и сейчас привлекают. Перед тобой 110 ячеек, и ты должна рассортировать письма по 110 направлениям, не ошибиться. Потому что иначе к тебе придет разъяренный клиент: письмо долго шло! А письмо долго идет, когда тетя Маша случайно кинет его не в ту ячейку. Но мы не можем найти деньги, чтобы купить сортировочную машину, она очень дорого стоит. А мы уже к этому пришли: чтобы ускорить обработку писем на следующих этапах, нам надо быстро сортировать.

Любопытно, что когда в ноябре прошлого года я задала начальнику «Укрпочты» вопрос, не тормозит ли скорость прохождения писем их ручная сортировка, ответом было решительное «нет». Сортировочная машина, объяснили мне тогда, при теперешних объемах почты совершенно нерентабельна, и ее приобретение — вопрос очень отдаленного будущего. Как знать, может, чиновники и не лукавили с журналистом: просто время идет вперед семимильными шагами. Объемы почты растут: в этом году, как мне сказали, они поднялись на целых 6%. Все течет, все изменяется.

Голос единицы тоньше писка

Впрочем, как утверждает генеральный директор «Укрпочты» Василий Мухин, экономия трехсот тысяч гривен в год — далеко не главное, чем руководствовались чиновники, отменяя штемпеля на обратной стороне конверта.

— Это только один небольшой аспект общей концепции упрощения организационно-технологического процесса почтовой связи. Мы упрощаем также документальное оформление заказных бандеролей, ценных писем, посылок, потому что на это тратится очень много бумаги. С одной стороны, мы внедряем новые технологии, корпоративную электронную сеть, а с другой — просто отказываемся от вещей, в которых нет необходимости. В СССР существовала система контроля над контролем — не только в почте, но и в других структурах. Ты работаешь, я над тобой контролер, а надо мной еще контролер. Такая система ни к чему не приводила.

— Согласитесь, вы облегчили себе жизнь, избавившись от возможности контроля со стороны потребителя.

— Я бы так не сказал. Говорят, что человек теперь не сможет узнать, когда пришло письмо. Но ведь существует правило по Украине: перевозка писем по формуле Д+2 (день отправления плюс еще два дня). И человек, увидев, что письмо опустили в Севастополе 30 марта, а он получил 10 апреля, уже понимает, что были нарушены сроки. Клиента абсолютно не интересует, на каком этапе произошло нарушение, потому что мы несем ответственность в равной степени за всю почту, проходящую по Украине. Вы, прежде чем делать такие заявления, проанализируйте: сколько было официальных претензий к «Укрпочте»? Единицы.

...Что правда, то правда: наших людей не сравнить, к примеру, с американцами, готовыми азартно судиться с соседом, у которого неровно подстрижен газон, или с рестораном, если в заказанном пирожке оказалась вишневая косточка. За время, прошедшее со дня отмены входящих штемпелей, в «Укрпочту», по словам начальника ЦОС Татьяны Груздо, поступило всего три обращения от граждан по этому поводу. Вряд ли в этой статистике учтен наш закарпатский коллега, но даже вместе с ним открыто недовольных получается немного.

— Давайте подождем, скажем, до первого июля, — предлагает Василий Георгиевич. — Если не произойдет никаких эксцессов, если мы не нарушим ничьи права, то нет вопросов. Другое дело, если пойдет волна возмущения: тогда мы готовы возобновить штемпелевание входящих писем. Давайте проследим за процессом. Ведь многие вещи люди сначала встречают в штыки, а потом привыкают.

Шлите заказные письма

Невольно закрадывается мысль, что штемпеля на обратной стороне конверта были нужны, если не считать самих почтовиков, только журналистам — для проведения непонятных серьезным людям экспериментов. Обычный же человек всегда имел возможность узнать дату получения письма иным способом: взглянув на календарь. Способ простой и надежный — если информация предназначена для собственного удовольствия. Но, к сожалению, он перестает работать, если возникает необходимость кому-либо документально доказывать, когда именно пришло письмо.

В случае, если вы собрались предъявить претензии самой «Укрпочте», все опять-таки предельно просто: вам поверят на слово. Во всяком случае, меня убедительно заверили в этом, и было бы нехорошо не проявить доверчивости со своей стороны. Сложнее обстоят дела, если речь идет о международной корреспонденции: у нас-то вам поверят, но где гарантия, что письмо не задержалось там, за границей?

— У нас есть соглашения со всеми почтовыми администрациями, — говорит В.Мухин. — Если говорить о России, мы несем ответственность за переписку перед украинскими гражданами, их почта — перед российскими. Если мы получаем жалобу от нашего потребителя, что почта долго шла, мы пишем письмо своим российским коллегам, просим их обратить внимание.

Дальнейшее развитие событий в подобной ситуации может проиллюстрировать пакет из восьмидесяти с лишним официальных бумаг, присланных в редакцию одним из наших читателей — зрелище, не располагающее человека, который ценит свое время и силы, к поискам правды в международном почтовом пространстве.

Поведу речь о случаях, когда штемпель на обратной стороне конверта может быть аргументом в выяснении отношений не потребителя с почтой, а между третьими сторонами, причем в вопросах абсолютно материальных. Скажем, если человек пропустил назначенный ему день сдачи TOEFL и тому подобных тестов, от повторной оплаты этого недешевого удовольствия его мог спасти только проштемпелеванный конверт, удостоверяющий, что уведомление о дате экзамена запоздало. В неприятной ситуации оказывается и человек, получивший по почте повестку на вчерашний суд. Список примеров при желании можно продолжить; впрочем, гендиректор «Укрпочты» парирует их одним общим аргументом:

— Я думаю, такие ответственные вещи надо пересылать не простым письмом, а другими способами отправления: письмо с извещением, рекомендованное и так далее. Организации должны думать: если они посылают документ, где играет роль срок его прохождения, нельзя экономить. Пускай это будет за счет клиента. Если я жду официального сообщения, я готов заплатить 50 копеек за то, что мне его принесут под роспись, и оно будет фиксироваться в журнале. У меня будет документ. Но наши чиновники избирают самый простой и дешевый способ. А потом возмущаются: мол, пропало завещание. Но если это завещание, если речь идет о судьбе наследства, как ты мог послать его простым письмом? Сэкономить хотел: а вдруг проскочит. 99% корреспонденции — это обычная почта. Что целесообразнее: в одном проценте случаев рекомендовать человеку или организации воспользоваться иным способом пересылки — или штемпелевать 300 миллионов писем, потому что кому-то придется что-то доказывать этим штемпелем?

...Намек понят: шлите заказные письма. Если и вправду надеетесь потом кому-то что-то доказать. А также если хотите, чтобы ваше письмо — пусть сугубо личное — с большей вероятностью «проскочило».

* * *

Итак, в сухом остатке: отменив входящие штемпеля, «Укрпочта» избавилась от архаичного рудимента, доставшегося в наследство от советской почтовой системы, догнала в этом отношении прогрессивную Европу и к тому же хоть немного, но сэкономила. А вот подозрения Алексея Филлипова из Закарпатья о том, что к такому шагу почту подтолкнули публикации «ЗН», чиновники категорически опровергают. Хотя, как уверил Василий Георгиевич Мухин, обе статьи он читал и порекомендовал прочитать всем своим сотрудникам. И, признавая необходимость критики, генеральный директор «Укрпочты» попросил журналистов не забывать, что нельзя рассматривать отдельно взятую отрасль вне общего экономического среза государства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме