На сегодня в Украине не менее 34,5 миллиона крещеных христиан, но практикующих верующих не более 12,1 миллиона человек. При этом, как утверждает Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий, «процесс расширения конфессионального спектра — объективный и он продолжится. Но в целом Украина навсегда останется преимущественно христианским государством». По данным Госкомрелигии, в стране зарегистрированы 103 христианские организации (Церкви у православных и католиков; объединения церквей — у протестантов; миссии, университеты, институты). Автор материала не может найти иного объяснения такому количеству направлений, чем предоставленное протоиереем Украинской греко-католической церкви Олексой Петривым: «Христос сегодня пришел к нам через столько, внешне отличных по форме богослужения, церквей, что у неверующих не осталось никакого морального права утверждать, что христианство не подходит им по тем или иным причинам. Есть церкви на любой вкус — главное хотеть верить».
Что такое христианство?
Последние две тысячи лет христианская Церковь придерживалась определенных верований, считая их необходимыми для спасения. Хотя и существуют некоторые расхождения в догмах трех ветвей христианства — католицизма, православия и протестантизма, — но эти направления едины в вопросах, касающихся основ веры. Все несогласия, имеющиеся у разных ветвей христиан, несущественны по сравнению с наследием нехристианских верований и культов. Итак, различные деноминации христианства одинаково понимают доктрины о Троице, божественности Иисуса Христа, личности Святого Духа, искуплении, воскресении. Библия допускает некоторые расхождения по второстепенным вопросам, на чем собственно и основываются деноминационные различия. В то же время христианские организации, вроде «Украинского библейского общества», являются доказательством единства, т. к. их члены, относясь к разным деноминациям, сконцентрированы на одной работе.
Богословие православных, католиков, лютеран, реформатов, евангельских христиан, баптистов, пятидесятников, харизматов отличается рядом похожих особенностей.
Близко к новозаветному учению находятся иудео-христиане, к которым относятся мессианские евреи и адвентисты седьмого дня. Совсем по-другому учат в сектах «Свидетелей Иеговы» и мормонов. Поэтому причислять эти два течения к протестантизму, в частности, или к христианству в целом, не только опрометчиво, но и крайне невежественно.
Церкви и направления классического библейского христианства, принимающие Апостольский или Никкейский символ веры и признающие Библию единственным истинным авторитетом:
1. Православие (в том числе старообрядческая Церковь).
2. Католицизм (греко-католический и римско-католический).
3. Древневосточная Церковь (на территории Украины Армянская апостольская церковь).
4. Протестантизм в том числе:
лютеране
реформаты
евангельские христиане
баптисты
пятидесятники
церкви Полного Евангелия — харизматы.
Секты, признающие Библию авторитетным источником, но имеющие значительные отклонения от ортодоксального христианского богословия:
1. Бостонская церковь Христа («Церковь Христа»).
2. Новоапостольская церковь.
Секты, которые могут быть отнесены к нехристианским (не признающим Иисуса Христа Господом и (или) не признающим Святую Троицу), но использующим при распространении своего учения отдельные элементы христианского вероучения:
1. Мормоны («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» и «Обновленная церковь новейших святы»).
2. «Свидетели Иеговы».
3. Движение нового века («Нью эйдж мувмент»).
4. Школа христианского единства.
5. Международный путь («Уэй интернейшнл»).
6. Мессия божественного света.
7. Христианская наука (Крисчен сайенс).
8. Церковь единения («Мунисты»).
9. Унитарианско-универсалистская церковь.
10. Виссарионовцы.
11. Саентологи.
12. «Белое братство».
Общее и различное
Церковь Христа едина, потому что Она основана на одном и том же благовестии Христа, изложенном в Евангелии, и живет силой одного Духа Божьего. Почему же начиная с четвертого века единая Церковь стала разделяться на поместные Церкви, которые не только прекращали общение друг с другом, но нередко были даже в состоянии открытой вражды и ненависти? Постепенно возникли Церкви православная, римско-католическая, древневосточная (монофизистская), протестантская.
В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церкви стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 г. Папа Римский Павел IV и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в одиннадцатом веке. По словам официальных представителей УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, УРКЦ католики и православные теперь даже принимают в свое лоно прихожан Церкви-сестры (так зовутся западная и восточная ветви христианства) без перекрещивания.
С начала ХХ века в мире получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. «эйкумена» — вселенная). В настоящее время это движение осуществляется в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), представленного в Украине Всеукраинским Советом Церквей.
О свободе
Православие по своему духу является ветвью христианства, которая более всего ценит свободу. Достаточно вспомнить службу в православной Церкви, где никто не навязывает свою точку зрения, а двери храма всегда открыты. Николай Бердяев, русский философ и мыслитель, писал, «православие может держаться только свободой, только на почве свободы можно защищать относительные преимущества православия перед католичеством и другими вероисповеданиями». По Достоевскому человек должен вынести бремя свободы, чтобы спастись.
Итак, если христианство — это свобода и православие признает это, почему отдельные представители различных церквей этой деноминации относятся к друг другу без любви, а к представителям других ветвей христианства — с открытой неприязнью. Отец Александр Мень, один из величайших современных проповедников православия, говорил, «у всех нас единый Бог и даже праздники и святые похожи. Виноваты не верования — виновны люди, их непримиримость, злоба, ограниченность, порой глупость». И все же, как стало известно «ЗН» из проведенного нами опроса, представители всех истинно христианских конфессий признают, что между ними больше общего, чем различного. Это хороший фундамент, на котором можно построить красивый дом. Дом Церкви Христовой.
— Чего больше во всех христианских церквях и конфессиях — общего или различного?
Митрофан, епископ Переяслав-Хмельницкий, управляющий делами Украинской православной церкви.
— У нас в вероучении есть сходство с католической Церковью, с древними восточными Церквями. Есть много общего: христианская традиция, вселенские соборы до разделения Церквей на западную и восточную
Игорь (Исиченко), архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской православной автокефальной церкви.
— Ежедневно каждый православный христианин исповедует веру «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Эти слова из Символа веры, принятого первыми Вселенскими соборами в 325—381 гг., определяют понимание Церкви как единого организма, мистического Тела Христова, разделение которого в принципе невозможно. Единство Церкви достигается не путем компромиссов и дипломатических торгов, а поиском и возрождением в церковной жизни общих евангельских основ, апостольских традиций, поддерживаемых благодатным присутствием в Церкви веяния Святого Духа. В этой перспективе единство Церкви возможно и достижимо. Ее вполне конкретно определяет перед апостолами Сам Христос известными словами Своей молитвы к Небесному Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоанна17:21).
Епископ Дмитрий, ректор Киевской духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Киевского Патриархата.
— Все христиане верят в единого Бога, большинство христиан одинаково верят в Пресвятую Троицу. Что касается православной и католической Церквей, у них достаточно похожее учение, но, по-моему, православие больше внимания уделяет духовности, а католицизм и протестантизм социальному служению. Хотя у нашей Церкви также есть социальная доктрина и именно она может служить основой для сотрудничества с другими христианскими Церквями. В чем я вижу общую задачу христиан? Мы должны вместе свидетельствовать о том, что христианство это Живая Вера, а не мертвая религия, как утверждают представители некоторых других религий.
Отец Виктор Макковский, настоятель Кафедрального собора св. Александра Украинской римско-католической церкви.
— «Один Бог, одно крещение» — говорит апостол. Люди же наделали много различий из-за своего эгоизма. Сегодня многие, кто называет себя духовными отцами, чиновниками Церкви, не умеют отличать того, что с Божьего позволения, а что с человеческого. И выдают чисто человеческие постановления за Божьи откровения. Нам надо научиться слышать Иисуса Христа. Мы служим Богу любя ближних. И это нас объединяет.
Олекса Петрив, протоиерей Украинской греко-католической церкви, руководитель бюро УГКЦ по связям с государственными органами в г. Киеве.
— Безусловно, больше общего, а разъединяют нас мелочи. Плохо то, что в конфессионной многогранности каждая конфессия ищет своего самоутверждения не формулой «кто мы есть», а формулой «кем мы не являемся». Необходимо решить проблему в этом подходе конфессий к другим. Главное — не осуждать других, а делать свое Божье дело.
Вячеслав Горпинчук, епископ Украинской лютеранской церкви.
— Я думаю, что общее в церквях — это то, что есть Библия. Если Библия объединяет церкви, то разделяет церкви человеческая традиция. Степень взаимопонимания и сотрудничества зависит от того, насколько в той или иной церкви преобладают библейская традиция, Библия, Слово Божье или человеческая традиция.
Виталий Ткачук, вице-президент ВСО ЕХБ.
— Больше общего. Мы смело можем работать в части совместной евангелизации, гуманитарных вопросах или в борьбе с болезнями. Я смело могу назвать пятидесятника, субботника, харизмата или православного братом во Христе. Чего я никогда не скажу, например, о мусульманине.
Владимир Франчук, помощник президента Союза Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников Украины.
— Вечность одна, как одна и Библия, Слово Божие — Священное Писание для всех христиан на Земле, независимо от их конфессиональной принадлежности. В мировом христианстве больше общего, чем того, что нас разделяет. Я не знаю, возможно ли организационное единство христиан на Земле, но я твердо уверен, что в вечности все христиане будут единым телом Христовым. А сегодня все христиане — католики, православные и протестанты — должны стремиться к единению и сотрудничеству друг с другом в мире, любви и согласии.
Анатолий Калюжный, глава совета Собора независимых евангельских церквей Украины.
— У некоторых христиан много амбиций, узких взглядов и фанатизма (вроде утверждений «моя Церковь — самая лучшая, мой взгляд — самый правильный»). Многие хотят, чтобы христианство вращалось не вокруг Христа, а вокруг них. Сегодня лидеры конфессий начинают слушать друг друга, хоть пока и не созрели для плодотворной работы. Надеюсь, что будущее поколение обязательно объединит свои усилия в христианском служении. У нас есть самое главное — Иисус Христос, Библия, Символ Веры. Это нас объединяет.
Василий Давидюк, президент миссионерского общества «Свет на Востоке», председатель Ассоциации миссионерских Церквей евангельских христиан Украины.
— Общего больше, чем различного. Если мы правильно верим в то, каков есть наш Бог — это нас объединяет. Мы все искупленные Духом Святым, все христиане — мы все дети Божьи. И при этом друг друга пинаем, потому что не так понимаем нашего Небесного Отца. Это абсурдно! Нам нужно быть верными Евангелию и призванию Божию, тогда мы угодим Господу.
Анатолий Гаврилюк, президент Объединения независимых харизматических христианских церквей Украины (Полного Евангелия).
— Вообще единство — это евангельский принцип. Все христианские Церкви должны быть едины, и мы все время молимся об этом.