Всем нам почти ежедневно приходится общаться по работе - если не с партнерами по бизнесу, то с начальником или подчиненными. И очень часто оказывается, что успех дела зависит не от экономических предпосылок, а от умения заставить себя выслушать и убедить собеседника. Многих ошибок можно избежать, если вооружиться знаниями психологии человеческих взаимоотношений. Это касается не только бизнеса, но и жизни вообще.
Итак:
1. Как расположить к себе людей? Старайтесь:
- быть доброжелательным - «держать улыбку»;
- чаще произносить вслух имя (и отчество) собеседника;
- уметь слушать;
- вести разговор с учетом интересов собеседника;
- дать собеседнику возможность почувствовать его значимость;
- не становиться на позицию жесткого оппонента;
- стараться строить отношения с людьми с позиций сотрудничества;
- не ждать от собеседника первого шага навстречу. Сделайте его сами.
2. Как повлиять на мнение собеседника, не вызывая при этом у него обиды:
- начинайте беседу с комплиментов;
- не говорите человеку о его ошибках прямо и сразу. Прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки;
- задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания;
- приписывайте человеку хорошие качества, которые он мог бы в дальнейшем оправдать;
- старайтесь убедить собеседника, что только он может выполнить ваше поручение;
- поступайте так, чтобы человек был счастлив выполнить ваше поручение.
3. Как убедить человека разделить вашу точку зрения:
- нельзя одерживать верх в споре. Единственный способ выиграть спор - это избежать его;
- если вы знаете, что кто-то думает или хочет сказать о вас нечто отрицательное, обезоружьте его, сказав об этом раньше;
- если вы не правы, признайтесь в этом быстро и в категорической форме;
- всегда начинайте беседу дружески, ибо капля меда привлекает больше, чем литр желчи;
- заставляйте человека говорить «да» сразу, т. е. постарайтесь получить у него утвердительный ответ в начале беседы;
- дайте возможность собеседнику больше говорить, а сами больше слушайте. Если вы не согласны, не прерывайте собеседника, позвольте ему высказаться, «подбрасывая» вопросы, постарайтесь его понять;
- помните - у всякого человека имеется причина поступать именно так, а не иначе. Найдите причину, и вы получите ключ, с помощью которого разгадаете действия человека и даже его личные качества;
- используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты;
- если вы хотите заставить волевого, с сильным характером человека принять вашу точку зрения, бросьте ему вызов в том смысле, что берете под сомнение его возможности и способности что-то сделать, или наоборот, публично провозгласите уверенность в том, что он этого сделать не может.
(Продолжение следует.)