4.* Как вести себя
в споре
- Говорите медленно и негромко.
- В самом начале подчеркните, что по некоторым вопросам ваши взгляды совпадают со взглядом собеседника.
- Спокойно реагируйте на высказывания собеседника, не «заводитесь». Вместо того, чтобы обвинять, постарайтесь понять.
- Не навязывайте свою точку зрения с самого начала. Следите за главной мыслью, но не отвлекайтесь на частности.
- Ни в коем случае не демонстрируйте своего превосходства над собеседником.
- Уходите от открытой конфронтации. Не поддавайтесь на навязываемый вам разговор на повышенных тонах, не «втягивайтесь» в спор на начальном этапе беседы, ищите совпадения в ваших точках зрения.
- Не бросайтесь в «контратаку». Помните: выслушать замечания оппонента и согласиться с ним - это не одно и то же.
- Стройте диалоги с учетом личности, не переводите их в назидательную и нудную нравоучительность.
- Уважайте стремление личности к самостоятельности и собственной точке зрения.
- Стремитесь увидеть себя со стороны глазами собеседника.
- Старайтесь понять причины девиантного (отклоняющегося) поведения собеседника.
- Следите за интонацией своего голоса, мимикой, жестами, не допускайте недоброжелательности, грубости, неуважительности.
- Помните: руководить - значит приводить сотрудников к успехам и самореализации. Люди стремятся к результатам, они мобилизуют огромную внутреннюю энергию тогда, когда заинтересованы в своих целях. При правильном руководстве они ищут ответственности. Радость успеха и признание его руководителем оказывают более действенное влияние на их готовность трудиться, чем рост зарплаты и денежные премии.
- Тот руководитель, который в сотрудниках видит лишь «ослов», сам же воспитывает в них тупость и упрямство.
- Без авторитета никто не сможет управлять - ни в приказном порядке, ни путем коллективного обсуждения.
5. Как правильно отдать распоряжение
- Используйте вежливую форму распоряжения, тогда внимание подчиненного сосредоточится на содержании распоряжения, а не на его эмоциональной окраске.
- Не персонифицируйте распоряжения, исключите личные местоимения «я», «мне», «меня» и др.
- Используйте вопросительную форму распоряжения типа: «Сможете ли вы?», «Как вы думаете», «Согласились бы вы?», «Как вы полагаете?», «Не считаете ли вы?», «Есть ли у вас возможность?», «Хорошо?», «Ладно?», «Договорились?». Это снижает вероятность отказа от выполнения вашего распоряжения.
- Помните, чем более блестящей будет ваша победа над личностью, тем большим будет сопротивление вашим распоряжениям со стороны «побежденных» людей.
6. Как осудить негативный поступок
- Осуждайте (наказывайте) не личность, а негативный поступок.
- Добивайтесь, чтобы личность приняла вашу оценку и выбранную меру осуждения ее негативного поступка.
- Не держите своих выводов при себе. Исходите из того, что негативные поступки должны стать предметом обсуждения.
- Помните мудрые слова Курта Воннегута, приведенные в его «Бойне номер пять»: «Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить то, что я могу изменить; терпение, чтобы ужиться с тем, что изменить не в силах, и мудрость, чтобы уметь отличать первое от второго».