1 октября 1939 года ка-
питан цур зее (капитан
первого ранга) Карл Дениц вызвал к себе недавно вернувшегося из боевого похода командира подводной лодки Гюнтера Прина. Прибывшего на плавучую базу капитан-лейтенанта провели в кабинет-каюту командующего подводными силами Германии. Среди подводников «папа Карл», или «Лев», как называли за глаза Деница его подчиненные, пользовался непререкаемым авторитетом и любовью. Командующий лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся в базу, и не пропускал ни одного выпуска школы подводников. Он добился того, что для экипажей подводных лодок были устроены специальные санатории, где те могли сбросить напряжение, накопившееся за томительные недели патрулирования в океане. Дениц постоянно следил за тем, чтобы санатории исправно снабжались лучшей пищей и вином, которые продавались по сниженным ценам.
Не тратя время на пустые разговоры, капитан цур зее сразу перешел к делу: «Как ты думаешь, может решительный командир провести лодку в Скапа-Флоу и атаковать корабли, стоящие там на якоре?» И хотя «Лев» не сказал, кого он имеет в виду под словами «решительный командир», Прин понял, что речь идет именно о нем. После короткой паузы Дениц добавил: «Я не требую немедленного ответа. Обдумай мои слова, свяжись со мной и скажи свое мнение по этому поводу. Что бы ты не решил, это не повлияет на твою репутацию. Ты же знаешь, какого мы высокого о тебе мнения».
Последнее не было преувеличением. Не прошло и месяца с начала второй мировой войны, а «U-47» под командованием Прина успела потопить французский пароход и два английских торговых судна. Когда подлодка вернулась в базу, гросс-адмирал Эрих Редер, главнокомандующий военно-морского флота Германии, наградил Прина Железным крестом 2-го класса (2-й степени) и предоставил экипажу подлодки двухнедельный отпуск.
Но подумать было о чем. Скапа-Флоу, закрытая бухта на Оркнейских островах у северной оконечности Шотландии, была главной операционной базой Королевского флота. Попытки в годы первой мировой войны проникнуть в «спальню флота Его Величества» закончились для двух германских субмарин трагически: больше их никто никогда не видел.
Но был и другой аспект проблемы. Эта английская военно-морская база была связана с черной страницей в истории германского флота. Согласно Компьенскому перемирию 1918 г. (заключено между Францией, Великобританией, США и другими государствами антигерманской коалиции, с одной стороны, и признавшей свое поражение в первой мировой войне Германией - с другой) германские военные корабли были разоружены и интернированы в Скапа-Флоу... Для поддержания интернированных кораблей в исправном состоянии на них были оставлены партии немецких моряков. В соответствии с Версальским мирным договором 1919 г. основная часть германского флота подлежала передаче победителям. В этих условиях немецкие моряки по приказу своего командования затопили на рейде бухты 10 линкоров, 5 линейных и 5 легких крейсеров, а также 46 эсминцев. Конечно же, победа, одержанная в таком месте, воодушевила бы рейх.
На следующий день Прин доложил командующему подводными силами о готовности выполнить задание. В ходе инструктажа командиру лодки стало ясно, что, намечая удар по Скапа-Флоу и посылая его туда, «папа Карл» рассчитывает не на эффектные, а на эффективные действия «U-47» и руководствуется при этом не эмоциями по поводу уязвленного в 1919 г. национального самолюбия, а поступившей информацией о том, что имеется реальная возможность проникнуть в бухту Скапа-Флоу с востока. Аэрофотосъемка это сообщение подтвердила.
У тром 13 октября
«U-47» вышла из
базы. После погружения капитан-лейтенант Прин довел до экипажа боевую задачу. Несмотря на очевидную опасность, моряки были настроены решительно. Совершив переход и достигнув расчетной точки, лодка в 19.15 всплыла. Двигаясь дальше в надводном положении с большой осторожностью, она незамеченной прокралась в Скапа-Флоу. В 0.58 Прин увидел линкор «Ройал Оук» и старый авианосец «Пегасус». Первый залп четырьмя торпедами оказался на редкость неудачным. Один аппарат не сработал, а из трех вышедших торпед взорвалась лишь одна, да и та преждевременно, не успев достигнуть цели.
Английские моряки почему-то решили, что взрыв, не причинивший «Ройал Оук» никакого вреда, произошел из-за чьей-то халатности внутри линкора, и поэтому не подняли тревоги. Пока они разбирались, что и где конкретно случилось, лодка под командованием Прина, выписав циркуляцию, зашла в новую атаку. В 1.16 четыре новые «рыбы» устремились к цели. От попаданий двух из них сдетонировали артиллерийские погреба. Взрыв огромной силы разорвал линкор водоизмещением 31200 т на две части. В воздух полетели обломки, «Ройал Оук» опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего флотом адмирала Блэнгроува и 832 членов команды. В 2.15 «U-47» незамеченной выскользнула из бухты.
Когда подлодка Прина в сопровождении двух эсминцев вошла в военно-морскую базу Вильгельмсхафен, ее встречали ликующая толпа, оркестр и командование флота во главе с гросс-адмиралом Редером. Главнокомандующий ВМФ Германии поднялся на борт лодки, поздравил подводников с успехом и тут же, на месте, произвел К.Деница в контр-адмиралы. Затем он вручил каждому моряку из экипажа подлодки Железный крест 2-го класса (2-й степени). В полдень в Вильгельмсхафен прибыли «Фокке-Вульф-200» и «Юнкерс-52» из самолетного парка правительственного авиаотряда. Прин должен был лично доложить Гитлеру о выполнении задания. На следующий день самолеты доставили весь экипаж «U-47» в Берлин. Все улицы по пути от аэродрома до Кайзерхоф-Отеля были забиты толпой, оравшей: «Мы хотим Прина!». Фюрер принял их в рейхсканцелярии и наградил командира подлодки Рыцарским крестом. Вечером они прошлись по ночным клубам, где в их честь на этот вечер был отменен запрет на танцы.
Гюнтер Прин стал кумиром третьего рейха. Имя же человека, сделавшего возможным проведение набега на английские корабли в Скапа-Флоу, было известно лишь узкому кругу руководителей немецкой разведки. Этим человеком был Альфред Веринг, офицер германского императорского флота, а потом сотрудник военного управления секретной службы. После первой мировой войны он стал коммивояжером одного немецкого часового завода. Выполняя все это время разведывательные задания, он основательно изучил профессию часовщика в Швейцарии. В 1927 г. под именем Альберта Эртеля, со шведским паспортом, он осел в Великобритании. В 1932 г. получил английское подданство. Обосновавшись в Керкуолле, около военно-морской базы, он периодически информировал руководство немецкой разведки о передвижениях английского флота в метрополии.
В конце сентября 1939 г. от него было получено сообщение о том, что восточные подступы к Скапа-Флоу через Керкезунд не прикрываются противолодочными сетями, а защищаются лишь корпусами потопленных судов, лежащих на грунте не вплотную друг к другу, а на расстоянии, позволяющем подлодке проникнуть за эти заграждения. Командованием военно-морской базы патрулирование в этом районе бухты не организовано. Как только эта информация дошла до Деница, он тут же решил воспользоваться предоставившейся возможностью.
Примечание редакции. При написании статьи автор руководствовался немецкими источниками. Публикуя этот материал, редакция, стремясь исключить одностороннее изложение данного события, считает необходимым представить мнение по этому вопросу и британских авторов. В частности, Е.Кукридж в своей книге «Тайны английской секретной службы» сообщает, что немецкий разведчик прибыл в Великобританию как подданный Голландии под именем Иоахим ван Шулерман. На самом деле это был капитан I ранга германского императорского флота Курт фон Мюллер. Кавалер Железного креста и ордена «За военные заслуги», полученные от самого кайзера за проявленную храбрость, в том числе и в знаменитом Ютландском морском сражении 1916 года, он пережил позорную капитуляцию немецкого флота, отведенного в Скапа-Флоу. Двенадцать лет он посвятил тому, чтобы отомстить ненавистным ему англичанам. В заранее определенный день он достал небольшую шлюпку, на которой подошел к подводной лодке, находившейся в шести милях к востоку от английской военно-морской базы, и вывел «U-47» на позицию для нанесения удара. Проявив незаурядную храбрость и искусство мореплавания, он вместе с экипажем подлодки возвратился в Германию. Некоторое время после этого он значился начальником отделов военной разведки в Голландии и Франции, а затем исчез с горизонта. Контрразведкой союзников захвачен не был.