«Иерусалимом земли русской» называли некогда Киев известные историки и святители. Но в ХХ веке эта слава основательно померкла, ибо были уничтожены почти все храмы и церкви, разрушены исторические памятники, разорены кладбища... Многие эти деяния совершались вроде бы во имя украинского народа и благой цели — порвать с ненавистным прошлым и устремиться к прекрасному будущему. Но ведь любить свой народ и желать ему светлого будущего — это, в первую очередь, любить Родину и бережно к ней относиться. Отношение же к прошлому — к памятникам, культуре, именам — должно быть особенно уважительным, ибо оно, это прошлое, уже минуло и поэтому — беззащитно. Если на несправедливость, обиду, клевету, направленные против современника, еще можно дать ответ и даже отповедь, то оскверненный храм, оклеветанное имя, искаженная история — молчат. Молчат и могилы, но легко представить, что эти люди, которые лежат под плитами (или уже без плит), могли бы сказать о нашем времени, о нас...
Начну с того, что 12 декабря 1962 года постановлением Киевского горсовета улица Армавирская на Сырце «в связи с 200-летием со дня рождения Максима Берлинского — видного украинского историка и археолога, автора научных трудов по истории Киева и Украины — переименована в ул. Максима Берлинского». А через пять месяцев (!) на Байковом кладбище был снесен памятник М.Берлинскому, на его месте захоронен другой человек, которому поставлен монумент, существующий и сегодня. На новом памятнике начертана ничего не говорящая фамилия, но тогда, в 1964-м, это была большая «шишка» — один из секретарей Киевского обкома партии. (О М.Берлинском и других видных деятелях отечественной культуры, чьи могилы и памятники уничтожены, читайте в «ЗН», №39.)
Байковое кладбище уже многие десятилетия является как бы главным и официальным погостом страны. И если в начале 50-х годов там еще встречались пышные мавзолеи, внутри которых можно было бродить, как по музею, если вдоль главной аллеи было много надгробий дореволюционных меценатов, известных артистов, художников, музыкантов, писателей, деятелей науки и просвещения конца ХIХ — начала ХХ века, то сейчас всех этих памятников почти не осталось. Вдоль центральной аллеи, на самой престижной части кладбища — первом, втором, шестом, седьмом и восьмом участках — стоят памятники, надгробия и бюсты бывшим депутатам Верховного Совета УССР, членам и кандидатам в члены ЦК партии, наркомам и министрам, генералам всех родов войск и секретарям ЦК, директорам заводов и руководителям республиканских ведомств, секретарям Киевского обкома и горкома партии и, разумеется, их родственникам. Сегодня даже при всем желании трудно узнать хотя бы что-нибудь об этих функционерах и чиновниках. Ну за какие такие заслуги лежат они рядом с поэтами Максимом Рыльским и Павлом Тычиной, с академиком Александром Белецким, с конструктором Олегом Антоновым, с композитором Мыколой Лысенко?..
Если администрация кладбища по приказу властей так варварски отнеслась к могилам известных и почитаемых людей, что уж говорить о могилах простых киевлян! Речь ведь не только о Байковом. На этом кладбище, видимо, еще существует относительный порядок — оно в центре, на виду, и приходится с этим положением считаться. А что творится на остальных киевских кладбищах?!
Сегодня все кладбища Киева поделены на три категории. Открытые: Северное и Южное. Полузакрытые, где покойников можно подзахоронить в могилу к родственнику: Бортничанское, Братское, Быковнянское, Выгуривское (хоронят местных жителей), Зверинецкое, Жулянское, Лесное, Михайловское, Пироговское, Пуще-Водицкое, Троещинское (хоронят местных жителей) и Чапаевское. Закрытые кладбища: Байковое, Беличанское, Городское, Дарницкое, Корчеватское, Куреневское, Лукьяновское, Мышеловское, Позняковское, Святошинское, Соломенское, Старообрядное и Шулявское.
Горе… Умер близкий и дорогой человек. Хорошо бы замереть, затаиться и тихо пережить эту беду. Но надо срочно куда-то бежать, что-то оформлять, о чем-то договариваться... Естественно, обезумевшие от горя родственники хотят похоронить родного человека на ближайшем кладбище, чтобы навещать его, чтобы присмотреть за могилой, лишний раз убрать ее, полить цветы... Значит, надо с администрацией кладбища «договариваться». И тут на помощь приходят, с одной стороны, «зеленые», а с другой — спасительная инструкция руководства кладбищенского хозяйства города, которая гласит, что «по санитарным нормам могильный период составляет 20 лет и поэтому повторное захоронение в эту могилу можно производить только через 20 лет после первого захоронения».
Разумеется, в той же инструкции сказано, что повторно хоронить в могилу можно только родственников. Но разве троюродный племянник или двоюродная сестра тестя — не родственники? Но хоронят на полузакрытых и даже закрытых кладбищах не только родственников, пусть даже очень дальних. Хоронят всех, чьи близкие смогли «договориться». Ведь для того, чтобы сегодня похоронить человека на «хорошем» месте, даже не нужно уничтожать чьи-то памятники — заброшенных и неухоженных могил уйма на каждом киевском кладбище. Бери лишь деньги и копай яму... А вот статья 297 Уголовного кодекса Украины гласит: «Надругательство над могилой, другим местом захоронения, над трупом или урной с прахом покойного, а также хищение предметов, находящихся в месте захоронения, может повлечь наказание в виде штрафа до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок».
Как хорошо, что киевские городские власти обещают открыть в ближайшее время цивилизованное кладбище для домашних животных — такие кладбища давно уже существуют в большинстве европейских городов. Но для начала, может, все-таки лучше навести порядок на кладбищах, где покоятся люди?..
Вернемся на Байковое. Здесь на центральных участках были похоронены выдающиеся киевляне, внесшие существенный вклад в развитие науки, культуры, общественной мысли. Они — наша национальная гордость! Но ни могил этих людей, ни памятников им — нет. Вот лишь небольшой список тех (всего на Байковом кладбище, начиная с 30-х годов ХХ века, исчезло почти 2 тысячи захоронений), чьи могилы и памятники уничтожили не бомбежки, не взрывы или природные катаклизмы, а люди, которые очень уж хотели выслужиться перед начальством...
* * *
Филолог Павел Иванович Аландский (1844—1883) был действительным членом Исторического товарищества Нестора-летописца и автором капитального труда «Синтаксические исследования «Илиады» и «Одиссеи», изданного в России, Германии, Франции и Италии, а также методического пособия для учителей по преподаванию в гимназии латыни. Доцент Киевского университета преподавал на Высших женских курсах латынь и историю Греции и Рима. На черной мраморной плите был горельеф на мотивы гомеровских произведений и надпись: «Он все знал о глубинах прошлого, но не смог предвидеть ужасного случая, который произошел с ним на рыбалке».
Сейчас нет ни памятника, ни могилы.
* * *
Вильям Людвигович Беренштам (1839—1904) — общественный деятель, педагог и археолог. Организатор бесплатных воскресных школ для рабочих и ремесленников. Основатель Юго-Западного отделения Русского географического общества. Один из видных деятелей киевской украинской громады. В Петербурге принимал участие в организации панихид по Т.Шевченко, был составителем произведений Кобзаря в 1883—1887 годах в Петербурге. Автор ряда статей о Т.Шевченко и двух книг, посвященных украинской культуре. Большой мраморный куб венчала надпись:
Як хочеш, ти вчиняй,
Що хочеш, говори,
Ти на могильний камінь мій
Ні-ні та й подиви.
Могила Беренштама уничтожена в 70-е годы, а в 1981-м и 1984-м на этом месте сделаны новые захоронения и поставлены памятники.
* * *
Бунге Христиан Георгиевич (1781—1861) — основоположник высшего ветеринарного образования в России, академик. Заведовал в течение 33 лет кафедрой ветеринарной терапии Московской медико-хирургической академии. Участник ряда экспедиций по ликвидации эпидемий среди животных, в частности, в 1830 году под руководством Христофора Григорьевича была ликвидирована вспышка чумы крупного рогатого скота в Полтавской и Черниговской губерниях. Бунге первый обнаружил и описал сибирскую язву. Умер в Москве, но завещал себя похоронить на родине, в Киеве, что и было сделано 16 января 1862 года в фамильной усыпальнице.
Усыпальница была разрушена в 30-е годы, а в 1938, 1946, 1947, 1949 годах на ее месте сделаны новые захоронения.
* * *
Известный русский экономист и государственный деятель, академик Петербургской академии Николай Христианович Бунге (1823—1895) был в 1850—1880 годах профессором политэкономии и полицейского (административного) права, ректором Киевского университета. В 1881—1886 годах — министр финансов, в 1887—1895 — председатель Кабинета министров России. Возглавляя правительство, Бунге много сделал для строительства и оснащения металлургических заводов в Украине, с его помощью Украина превратилась в главную угольно-металлургическую базу империи. Автор ряда работ по экономике России («Основания политической экономии», «Банковые законы и банковая политика»). Завещал похоронить себя в Киеве, в фамильной усыпальнице на Байковом кладбище. Книга Бунге «Государство и экономическая выгода» начинается словами: «Только свободный гражданин имеет отечество, раб же или же крепостной имеют лишь родину, то бишь место, где родился...»
* * *
Николай Андреевич Бунге (1842—1915) — видный химик, исследовал строение нитросоединений и дал их классификацию, изучал электролиз спиртов и тиокислот, усовершенствовал методику газового анализа. Большой вклад внес Бунге в развитие отечественной сахарной промышленности, содействовал изучению природных богатств Украины, возглавлял Киевское отделение Русского технического общества. С 1871 по 1913 год профессор Киевского университета, организатор создания Киевского политехнического института. На саркофаге, который находился в фамильной усыпальнице, стояла надпись: «Великий успех науки начинается из великой дерзости воображения. Ник. Бунге».
* * *
Константин Николаевич Вознесенский (1841—1892) и его жена Анна Ивановна (1844—1896) были очень уважаемыми людьми в Киеве. Он — преподаватель древнерусского языка в гимназиях города, а с 1888 года — директор Третьей киевской гимназии. Книги К.Вознесенского «Руководство к изучению важнейших произведений русской словесности», «История русской словесности XV—XIX веков», «Важнейшие русские писатели первой половины ХIХ века» и «Древнерусская литература» стали учебными пособиями для учителей гимназий и студентов университетов. Анна Ивановна Вознесенская была начальницей Второго киевского духовного училища и категорически выступила против телесных наказаний учащихся. Об этом ее поступке писал В. Короленко, а Св. Синод после ее неоднократных обращений издал распоряжение о запрещении телесных наказаний в духовных академиях и училищах России. Свою библиотеку в 96 тысяч книг супруги завещали городу.
Вознесенские были похоронены в склепе, который, как говорят старожилы, «еще стоял в 1975 году, но потом в одночасье исчез». На месте склепа сделано новое захоронение в 1982 году.
* * *
Польский поэт и публицист Влодзимеж Высоцкий (1848—1894) почти всю свою жизнь прожил в Киеве. Был вице-президентом Киевского технического общества. Произведения Высоцкого проникнуты любовью к Украине. В исторической поэме «Ляшка» он отразил борьбу поляков и украинцев против татарского нашествия, поэма «Оксана» посвящена польскому освободительному восстанию 1863—1864 годов и помощи украинских крестьян полякам, в «Сатирах и баснях» он нарисовал быт польской шляхты в Украине, высмеял отдельные стороны ее жизни. Творчество Высоцкого высоко оценивал Иван Франко. Он писал: «Произведения брата Влодзимежа являются образцом дружбы друг к другу и взаимного уважения народа Польши и украинского народа. Мы всю историю прожили рядом и надо нам быть братьями и друзьями на все новые времена».
Могилу сравняли с землей в 1996 году.
* * *
Участник войны 1812 года, полковник Михаил Андреевич Галинковский (1781—1852) был весьма храбрым человеком. Это о нем Кутузов писал Александру I: «А сей майор впереди своих солдатушек бросился на отряд Жармэ и тот, зело испугавшись грозного натиска сего бесстрашного мужа, повернул и не пошел на высоту. И снова была наша победа!». На памятнике была надпись: «Сей раб Твой, Господи, Михаил Галинковский подарил Киево-Печерской лавре свой орден Владимира и серебряную медаль на оклад иконы Богородицы в Успенском соборе. Да упокоится его душа».
Сейчас там, где была могила М.Галинковского, новое захоронение, сделанное в 1972 году.
* * *
Философ и академик АН УССР Алексей Никитович Гиляров (1856 —1938) работал в Московском и Киевском университетах, исследовал вопросы античной философии. Его самые известные произведения: «Старые поэты в новых русских переводах», «Схема исторической философии». В разные годы преподавал латынь, английский и французский языки. Для издательства Коминтерна перевел на французский язык «Капитал» К.Маркса. На памятнике была такая надпись:
«В борьбе за правду, идеал
Держал ты честно
знамя долга,
Служил добру и завещал
Нам память
светлую надолго».
Памятник исчез в 1996 году, могила разрушена.
* * *
Григорий Пантелеймонович Гладынюк (1833—1911) — киевский купец и известный меценат. С 1899 года являлся пожизненным почетным членом Попечительства о слепых. Оказывал постоянную материальную помощь Киевскому благотворительному обществу, Обществу скорой помощи, Вольному пожарному обществу и другим. По его завещанию большие средства были переданы больнице для чернорабочих, училищу слепых, обществу скорой помощи, двум церквям. На его деньги на Батыевой горе построено большое здание приюта-яслей на 150 детей, а в 1912 г. построена станция «Капля молока», которая оказывала материальную и медицинскую помощь тысячам нуждающихся матерей и их детям.
На могиле еще в начале 70-х годов была часовня и надгробие из голубого мрамора. Сейчас ничего нет.
* * *
Рядом с Михайлом Сергеевичем Грушевским (его памятник из черного гранита стоит на Байковом кладбище, правда, не в первом ряду центральной аллеи) была похоронена его жена и соратница Мария Сильвестровна Грушевская (1860—1948). Она — известная переводчица с французского (ее переводы произведений Мопассана, Бальзака и Золя переиздаются до сих пор), активная сотрудница «Львівського наукового вісника», автор книги «Техника и технология перевода».
Могила и небольшое мраморное надгробие исчезли в начале 60-х годов.
* * *
Алексей Иванович Забелин — мемуарист, общественный деятель, педагог. Написал десятки статей о народном образовании, о детских садах Америки, которые всячески пропагандировал. Забелин открыл на свои деньги детский сад на Подоле для семей рабочих. На могиле была гранитная плита с надписью: «Алексей Иванович Забелин участвовал в составлении положений о сельских школах, женских училищах и домах воспитания, за что потомки будут ему признательны. Смерть тех, кто творит бессмертные дела, всегда преждевременна». Сбоку:
«Бездомных — друг,
Науки — жнец,
Осуществил заветный идеал,
Услугам страждущих
И благу их сердец
С любвеобильным сердцем
Крупный ум связал!»
Памятник исчез в 70-х годах.
* * *
Михаил Адамович Заводский (1828—1887) — польский и украинский композитор и музыкальный педагог, учился в Киевском университете, преподавал музыку в Киеве и Каменец-Подольском. Написал 150 произведений, среди них «Українських думок» для фортепиано — 42, запорожских маршей — 14, рапсодий и ораторий на украинские мелодии — 46. Автор песен «Бурлацкая» и «Запорожец». Работал над оперой «Мария. Украинская повесть» (не окончена). В 1911 году в Киеве были изданы его «Думки та шумки України».
В начале 60-х годов белый мраморный памятник в виде лебедя, играющего на арфе, исчез. Сейчас на месте памятника — два новых захоронения, датированные 1972 и 1976 годами.
* * *
Францишек Ковальский (1799—1862) — польский писатель и поэт. Автор поэтических сборников «Меч и лютня, или Песни свободы свободного поляка» (1831), «Песнь о влюбленном поляке» и бытовых прозаических повестей для молодежи. Писал статьи о пребывании А.Мицкевича и А.Пушкина в Одессе. Ряд песен на слова Ковальского стали народными («Улан на пикете», «Моя господиня» и др.). Принимал активное участие в польском восстании 1830—1831 годов. Работал учителем в Киеве. Надмогильная мраморная плита имела надпись: «Но более всего мне дорого счастье моего народа. Францишек К.»
На месте могилы Ф.Ковальского — новое захоронение, сделанное в 1954 году.
* * *
Известный киевский педиатр Платон Васильевич Луначарский (1867—1904) основал на собственные средства больницу для детей-сирот на 50 мест и в течение десяти лет ее содержал. Он — брат известного партийного и государственного деятеля Анатолия Луначарского, участвовал в революционном движении, член Московского комитета РСДРП. Совместно с женой — известным партийным и государственным деятелем Софьей Смидович — написал книгу «Введение в детский туберкулез», изданную в Санкт-Петербурге, Берлине и Вене.
Могилы нет, на ее месте в 1956 году сделано новое захоронение.
* * *
Его «Малорусские народные предания и рассказы» впервые были изданы в 1876 году, а затем еще восемь раз переиздавались. Он в совершенстве знал все славянские языки, а также немецкий, французский, греческий, латинский и санскрит. Собирал фольклор, записывал народные песни и издавал их, открывал бесплатные библиотеки. Таков был Владимир Амвросиевич Менчиц (1837—1916). Еще в 80-е годы на его могиле лежала мраморная плита с надписью: «День оценивается к вечеру, а жизнь — к концу. В. Менчиц».
Сейчас нет ни плиты, ни могилы.
* * *
Владимир Михайлович Отраковский (1892—1918) прожил короткую жизнь, но сделал чрезвычайно много как историк литературы и писатель. Его исследование «Тарасий Земка, южнорусский литературный деятель XVII века» и «Демонологические мотивы в древнерусской литературе» имели пять переизданий. На могиле Отраковского были написаны его же стихи:
«Нежней не могут
быть слова,
Печальней звать
не могут звуки,
Чем свет весны и синева
Над тихим
кораблем разлуки».
Могила разрушена в 70-е годы.
* * *
Кость Федорович Панькивский (1855—1915) — издатель, журналист и общественный деятель. В 1878 году в Вене был заточен в тюрьму за распространение социалистических идей и за связи с Иваном Франко. Член Научного общества имени Шевченко и общества «Просвіта» во Львове. В разное время был редактором журналов «Зеркало», «Зоря», «Економіст», издавал во Львове популярную «Бібліотеку батьківщини», основал в селах под Львовом 26 бесплатных библиотек.
Памятник исчез в 70-х годах, могила в запущенном состоянии.
* * *
Выдающийся белорусский поэт и писатель Сергей Полуян (1890—1910) был первым в Белоруссии, кто писал на родном языке. Его жизнь связана с Киевом. Именно здесь он в 1905 году напечатал свою работу «О национальной школе в Белоруссии». Дружил с Янкой Купалой, со многими русскими и украинскими писателями-демократами, переводил произведения Т.Шевченко и И.Франко на белорусский язык. На могиле был поставлен камень в виде срубленного дерева и сделана надпись: «7 апреля 1910 года. Здесь покоится прах Сергея Епифановича Полуяна, который жил, писал и погиб в Киеве, но душой своей и сердцем был всегда в родной Беларуси. Аминь».
В начале 60-х годов памятник исчез, а в 1969 году на его месте сделано новое захоронение.
* * *
Видный русский актер Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия — Пашенный) (1861—1899) последние годы своей жизни работал в Киеве, в одном из лучших театральных коллективов дореволюционной России — театре «Соловцов». Именно в Киеве Рощин-Инсаров создал на сцене образы Чацкого, Бориса Годунова, Кречинского, Тригорина — лучшие свои актерские работы.
Памятник в виде трех бронзовых театральных масок-символов на глыбе черного мрамора был снесен в 50-е годы. Сделано новое захоронение в 1981 году.
* * *
Шевченковед, этнограф, фольклорист и общественный деятель Александр Александрович Русов (1847—1915) был автором многих фундаментальных трудов по статистике. А в 1876 году вместе с Ф.Вовком подготовил к печати двухтомник «Кобзарь Тараса Шевченко», куда вошли революционные произведения поэта. Автор научных работ: «Остап Вересай и исполняемые им думы и песни», «Описание Черниговской губернии», «Днепр в конце XVIII века», «Народное образование Херсонской губернии», а также университетского учебника по статистике. На большом гранитном памятнике был бюст Русова и надпись: «Раз добром зігріте серце вік не прохолоне!»
На месте могилы А.Русова — новое захоронение, сделанное в 1977 году.
* * *
Писатель, поэт и педагог Анатолий Патрикеевич Свидницкий (литературный псевдоним — Патриченко) (1834—1871) был автором стихотворных песен («В поле доля стояла»), нескольких учебников («Русская азбука», «Грамматика и правописание для начальной школы»), фольклорно-этнографических исследований («Пасха у подолян») и первого в Украине социального романа «Люборацкие», в котором показал жизнь и быт духовенства на Подолии в дореволюционный период (полностью роман издан только в 1901 году). Свидницкий был также создателем воскресных школ в Киеве и Миргороде.
Памятник и могила исчезли в 40-е годы.
* * *
Профессор богословия Киевской духовной академии Павел Антонович Троцкий (1835—1900) был цензором проповедей Киевской епархии, а также — автором четырех томов своих проповедей (первый том издан при жизни П.Троцкого в Петербурге, остальные — в Москве и Петербурге в 1906 году). Редактировал «Киевские епархиальные ведомости», руководил Киевским археологическим товариществом. В 1877 году назначен настоятелем Сретенской церкви, написал историю Сретенской церкви. В течение 22 лет содержал на собственные средства бесплатную столовую для нищих и больных, где ежедневно обедало 800 человек. Был похоронен в уникальном, единственном на киевских кладбищах, двухэтажном склепе. Сооружение имело оригинальную архитектуру, колонны, которые венчал стеклянный купол.
Еще в 1983 году этот склеп, как явствуют фотографии, был. Но сейчас он снесен, и на его месте сделаны пять новых захоронений, последнее — в 2001 году.
* * *
Писательница и общественная деятельница Любовь Александровна Яновская (псевдоним — Ф.Экуртжа) (1861—1933) написала сотни произведений, но была особенно известна по рассказам, в которых показывала нищенскую жизнь крестьян, батраков и рабочих в пореформенной России. Ее социально-психологические драмы «Без веры» (1907) и «Человеческое счастье» (1909) высоко оценивал Иван Франко. Яновская работала и для украинских театров.
Памятник снесен в конце 70-х годов. Сделано новое захоронение.
* * *
...Не призываю исправить «историческую несправедливость» и убрать новые памятники, установленные там, где изначально были другие, поставленные, думаю, более уважаемым и заслуженным людям. Мертвые не виноваты. Вот почему хорошо бы на Байковом кладбище установить мемориальный знак, где были бы на камне высечены все несправедливо забытые и стертые имена.
Неужели нам не вернуть, не возродить «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»? Как замечательно сказал великий украинец Михайло Грушевский: «Если мы, украинцы, хотим, чтобы нас уважали другие народы, то надо, наконец, начать с уважения самих себя»...