Во время телевизионных дебатов кандидатов на пост президента Украины Виктор Ющенко сказал об «одиннадцатой» заповеди Моисея — не бояться. Конечно, это в духе человечества — с тех пор как был оглашен декалог, каждый ищет для себя еще одну, потаенную заповедь, которая, впрочем, может стать ключом к пониманию предыдущих десяти. По-видимому, такую заповедь искал для себя и сам Моисей. Ведь декалог был им только передан — народу от Бога. Главный поступок Моисея как народного вождя заключался, на мой взгляд, не только в том, что он вывел свой народ из рабства египетского, но и в том, что он вместе с этим народом бродил по границам Ханаана, пока не умерли все те, кто помнил это рабство. Поскольку осознавал, что землю обетованную может увидеть только внутренне свободный человек.
Профессия политика — не бояться обещать. Профессия журналиста — не бояться говорить людям правду даже в наиболее критические моменты: по-видимому, именно этим профессиональный журналист отличается от политика и журналиста непрофессионального — то есть партийного, государственного, кланового. Поскольку правда — это самая обычная информация. Политик должен говорить правду, одну только правду, однако не всю правду, иначе его не изберут. Журналист на службе обязан выбирать наиболее выгодные моменты из этой правды, иначе ему больше ничего не закажут. Журналисту профессиональному остается разве что констатировать очевидные истины, которые все вокруг осознают, но никто не хочет просто произнести вслух.
Главная из этих истин — не в том, что Моисей недослышал одиннадцатую заповедь, а в том, что нам нужен именно Моисей, и никто иной. Мы еще помним рабство советских времен, даже многие из тех, кто не застал уже этой замечательной эпохи, отравлены «ценностями» следующей. Когда мы говорим, что Украина могла бы стать такой, как Польша, Венгрия, Чехия или балтийские страны, мы забываем не только о том, что социализм в этих странах все-таки появился после Второй, а не после Первой мировой войны, что общества Центральной Европы получили неповторимый опыт свободы, превозмогающий опыт рабства. Самое главное — эти общества готовы были жертвовать собой ради этого опыта — и так закалялись, отделялись от власти уже в те времена. Венгрия 1956 года, Чехословакия 1968 года, Польша многих рабочих восстаний и «Солидарности», Литва, объявившая свою независимость от сильного, а не мертвого Советского Союза, Латвия, возводившая баррикады... Все это было у них, а не у нас. Мы радовались, что независимость просто упала нам в руки, не осознавая, что не бывает простой свободы. Наши скитания по пустыне тогда даже и не начинались.
Они начинаются именно сейчас. Сейчас, когда оказалось, что в Украине есть политически сознательное общество, люди, стремящиеся к изменениям, готовые защищать свои идеалы, верящие в будущее своей страны. Но верить — это и знать.
Знать, что даже при наиболее удачном решении вопросов, поставленных ребром перед современной Украиной, не стоит ожидать чудес. Землю обетованную увидят только дети тех молодых людей, которые наконец-то увидели, что Украина есть, и решили ее строить. А молодость их родителей пройдет в трудном строительстве этой Украины, потерях и разочарованиях. Мои ровесники вообще окажутся в этой Украине уже седыми пенсионерами — будем надеяться, что тогда будут повышать пенсии, исходя из реальных бюджетных возможностей, а не сиюминутной конъюнктуры. И будет нам досадно, что наконец-то пришли к нормальной стране, а жизнь заканчивается... Как досадно, наверное, поседевшим шестидесятникам, что только теперь происходят изменения, бурлит жизнь, которую они ожидали в молодости. Как досадно политическим эмигрантам послевоенных времен, полякам или чехам, которые наконец-то живут в современных демократических странах, а сил и времени уже нет...
Но зря ничего не проходит. Без этих эмигрантов и их труда для будущего не было бы современной Центральной Европы. Без шестидесятников — перестройки и нашего шанса. А без нас не будет Украины будущего — если мы осознаем, что ради нее должны прожить тяжелую и неблагодарную жизнь.
Ибо иудеи, выведенные Моисеем из Египта, бунтовали и против него, и против Бога, и хотели вернуться и спокойно жить в своем рабстве, а не жертвовать собой ради будущего... Однако Моисей упрямо вел свою паству вперед. Впрочем, он был плохим политиком — никогда не обещал неосуществимого. Возможно, Моисей — поскольку он, прежде всего, передавал людям вести и установки от Бога — вообще был не политиком, а просто первым профессиональным журналистом...