«НотаЕнота»: развенчиваем мифы и фейки со школьной скамьи

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
«НотаЕнота»: развенчиваем мифы и фейки со школьной скамьи © depositphotos/Mariaovsejchik.gmail.com
Быть эрудированным, умным, сообразительным — круто, легко, интересно

Недавно были объявлены победители акселератора Mediengeist, созданного для усиления украинских команд, противодействующих деструктивным нарративам, фейкам, дезинформации в связи с полномасштабным вторжением России в Украину. Его соорганизаторы — команды научно-популярного медиа «Куншт» и Goethe-Institut в Украине.

Первое место и 25 тысяч евро на реализацию собственного продукта получила фактчекинговая инициатива «НотаЕнота», обучающая критическому мышлению детей и взрослых через игру. С автором инициативы Аленой Романюк ZN.UA говорило о том, как появился проект, почему команда считает это важным и как планирует его развивать.

Алена Романюк — журналистка, а затем пиарщица. Работала в кризисных коммуникациях, со временем занялась социальными проектами. Преподает в Институте журналистики КНУ имени Тараса Шевченко. В 2018 году создала проект «По той бік новин», запустив в рамках эксперимента фейк, который за два дня распространили более 200 СМИ по всей Украине. После того, как волна распространения фейка спала, эксперимент был описан.

Следующим стал проект «По той бік пандемії» — опровержение фейков и манипуляций о коронавирусе. А за ним — «По той бік путінської брехні», где 30 фактчекеров развенчали статью Путина «Про історичну єдність росіян та українців». После полномасштабного вторжения волонтеры перевели его на русский и английский языки.

Однако осенью прошлого года Алена Романюк поняла, что хочет делать что-то другое.

Альона Романюк
Альона Романюк

— У меня много разных лекций, тренингов, образовательных проектов. Но уровень усвоения информации не такой, как мне бы хотелось, — говорит она. — Именно тогда мне позвонил заместитель декана одного из факультетов Украинского католического университета Павел Худ. Они организовывали мероприятие для молодежи во Львове и пригласили меня с лекцией. Предложили попробовать что-то другое, какую-нибудь игру типа квиза на тему фейков, связанных с коронавирусом, вакцинацией и так далее. Я разработала такую игру. Зарегистрировалось 80 человек, пришло более 130. Мы получили классные отзывы, и я поняла, что на это есть спрос.

Начала делать такие игры. В преддверии войны мы с мужем придумали название «НотаЕнота».

— Почему «НотаЕнота»?

В предыдущем проекте у меня были совы, что-то мудрое, взвешенное. Здесь должен был быть символ, ассоциирующийся с чем-то легким, игривым и немножко хулиганистым. Который докапывается до сути и не сидит на месте. Так появился енот.

У меня было много планов. На март-апрель планировалось несколько игр в Харькове. Я создала группы в ФБ, Инстаграме, Телеграме. Мы хотели запустить чат-бот. Но 24 февраля началась полномасштабная война, и я вернулась к тому, что умела делать хорошо, — опровергать фейки, которых появилось невероятное количество. Мне их сбрасывали, поскольку знали по фактчекингу. Мы с командой выпустили брошюру «Інформаційні вкиди російсько-української війни», где попробовали систематизировать то, как нас пытаются вводить в заблуждение, как играют на эмоциях и так далее.

А потом я увидела объявление от «Куншт» и Гете-института об акселераторе и отборе идей. Заполнила заявку. Прошла в тридцатку. Потом мою идею отобрали в пятерку — это люди, которые получили 5 тысяч евро на реализацию своей идеи. На эти деньги я планировала и уже разработала веб-сайт. Запрос на игры есть, а ездить сейчас у меня возможностей нет. Но поняла, что игры можно проводить и без меня, если я разработаю методику, вопросы и отдам их в открытый доступ.

Однако тут есть другая проблема. Моя мама — учительница. И я очень хорошо понимаю, что учителя завалены работой — и бумажной, и с детьми, и с родителями. Они не успевают искать и разбираться, как работают пропаганда и дезинформация.

Я бы хотела, чтобы учитель заходил на сайт, выбирал понравившиеся ему вопросы и добавлял в презентацию. Чтобы подготовить полноценную игру на час, ему надо потратить два, максимум три часа. Поскольку есть фото, видео, можно дать прослушать ученикам аудиосообщения, есть пояснения с акцентами, на которые нужно обратить внимание. Практически 60–70% всех наших заданий имеют линки — где можно узнать больше, прочитать опровержение или просмотреть какие-то дополнительные материалы. Теперь все это нужно донести до учителей.

— Каков механизм игры?

— Это командная игра. В нее играло минимум шесть человек, а максимум — более 130. Игра построена по раундам, что-то наподобие микса «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?». Раунды можно подбирать под себя. Я рекомендую не больше пяти: участники начинают уставать, и нужно делать перерыв.

К примеру, есть раунд «Правда или фейк?», довольно легкий. Участники видят на экране заголовки либо какие-то вырезки или скриншоты из изданий, и им нужно угадать, правдива ли эта информация. Участники совещаются между собой и записывают ответ на бланке.

Раунд заканчивается, листы собирает ассистент или ведущий и передает членам жюри для подсчета правильных баллов. В школах обычно — директору или завучам.

В этот момент на экране появляются правильные ответы. Но очень важно объяснять, почему это так, как и на что нужно обращать внимание, чтобы распознать фейк.

Например, я в первом раунде всегда даю вопрос по астрологии: «У Овнов больше шансов запустить успешный стартап в условиях войны, чем у Стрельцов. Правда или фейк?». Не так важно, как ответили дети. Важнее то, что потом скажет учитель. Это фейк, потому что астрология — псевдонаука. По звездам мы не можем предсказать будущее, прошлое и так далее. Все пояснения есть на сайте.

Второй раунд — «ЕнотПолоскун» — немного сложнее. К примеру, у пользователей Viber накануне полномасштабного вторжения появилась вверху надпись stay safe. Ее появление свидетельствует о том, что аккаунт взломан, а враги имеют доступ ко всем сообщениям, — правда или фейк?

На самом деле месседж компании означает «оставайтесь в безопасности». Но люди, не знающие английского языка, поверят в этот фейк. Это приводит к тому, почему важно учить английский язык. Таких вопросов на основе конкретных фейков довольно много. Можно выбрать более сложные или полегче.

Есть раунд «Ребусы», в котором объясняется, например, что такое «джинса», «фишинг», «вишинг» и так далее. Есть раунд «Слово не енот», построенный на афоризмах и поговорках и нацеленный больше на умение дополнять. Например, вопрос: «Что, по мнению одного из самых известных пропагандистов Йозефа Геббельса, является наихудшим врагом пропаганды?». Правильный ответ — интеллектуализм. Мы говорим о том, как важно развивать эрудицию. Потому что на временно оккупированных территориях людей лишили украинских источников информации и полностью поместили в искаженное пространство «русского мира», спасти от которого их может только одно — критическое восприятие. Нужно понимать, как что работает, и выстраивать причинно-следственные связи. То есть критическое мышление — это навык, который можно и нужно развивать. Для этого надо читать, анализировать, играть в такие игры и так далее.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

— Как построен процесс фактчекинга?

— Фактчекинг бывает очень разным. У нас это волонтерская инициатива от людей, которые любят проверять информацию. Особенно ту, которая несется отовсюду. Подавляющее большинство опубликованного на «НотаЕнота» — то, что нам присылают на проверку.

Как проверяем? Это зависит от самого формата. Например, мне прислали сообщение из Viber: «Будет нападение со стороны Беларуси, два-три дня — масштабный ракетный обстрел…». За три дня скриншот этого сообщения я получила раз десять. Причем со ссылками на разные источники — от ССО, ВСУ, нашей разведки до «нам священник в церкви сказал». Это называется «сплетни», непроверенная информация, у которой нет первоисточника и фактажа. Один из признаков таких вбросов: временной признак «сегодня», «завтра», а не четкая дата. Такие вбросы длительные и могут распространяться месяцами, но каждый раз с новым отправителем.

Да, мы не можем со 100-процентной уверенностью сказать, что атаки или обстрела не будет. Но совершенно точно: такое сообщение выглядит как информационный вброс со стороны РФ. Почему? Нет источника, нет четкой информации. Цель — нагнетать панику и заставить нас бояться. Есть ли что-нибудь такое, чего мы с вами еще не пережили? Мы живем в условиях войны. Ракета может в любой момент прилететь в любое место в Украине. Никакой новой информации сообщение не содержит. Мы должны сохранять спокойствие и понимать: если звучит сигнал воздушной тревоги, то нужно прятаться за двумя стенами или идти в укрытие.

Каждый конкретный кейс сейчас требует индивидуального подхода. Есть общий алгоритм — найти первоисточник, где информация появилась впервые. Фактически проверить, есть ли ответ на вопрос «Что? Где? Когда?», — это журналистская работа. Просто эти материалы не всегда являются предметом новостной журналистики, а реагировать надо быстро. Вероятно, поэтому появились фактчекеры.

Я очень рада, что люди пишут и сбрасывают мне эти все вещи. Когда люди начинают задавать вопросы, это значит, что у них начинает формироваться критическое мышление, они начинают думать, и обмануть их будет значительно сложнее.

— Как вы планируете в дальнейшем развивать свой проект?

— У нас была цель к середине декабря разработать 200 вопросов и сделать сайт. До конца декабря я надеюсь протестировать все вопросы. Еще хотим разработать не менее 500 вопросов. Но уже не только о фейках. Я хочу привлечь ученых, блогеров и популяризаторов науки. Например, Артема Албула из «Клятого раціоналіста», развенчивающего мифы на Ютубе.

Хочу разделить вопросы на раунды, чтобы это были мифы и фейки по химии, физике, биологии, медицине — по разным наукам. К примеру, в учебнике по химии для 9-го класса было написано, что содой можно лечить рак. То есть дети получают ряд мифов в школе и потом будут верить во всякую чушь. Надеюсь, когда мы разработаем вопросы о мифах, учителя по профильным предметам будут организовывать игры и таким образом показывать, что не всему написанному в учебниках следует верить.

Отдельно мы планируем провести по меньшей мере 100 игр. Но я хочу научить учителей, собрать их, провести ряд вебинаров. А еще разработать наклейки для учеников. Это очень заходит детям. Хочу заказать енотов у иллюстратора. А также — дипломы. Выложить на сайт, чтобы учителя могли их распечатать и вручить детям.

И еще моя большая мечта — чтобы по всей стране были интеллектуальные клубы «НотаЕнота». Чтобы показать: быть эрудированным, умным, сообразительным — это круто, легко, интересно. И в формате игры можно получать новые знания и новые навыки. Поэтому я и хочу научить учителей — чтобы это пришло в каждую школу, в каждый маленький городок, село. Стало одним из объединяющих аспектов. «Ты играешь в «НотаЕнота? Я играю!».

Больше статей Аллы Котляр читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме