На видео из выпуска новостей был столб огня в жилом квартале где-то в Германии. В следующем кадре владелец дома плакал, давая интервью среди развалин, оставшихся от его сгоревшего дома. Титры внизу экрана объясняли, что украинские беженцы разожгли костер и случайно сожгли жилье людей, приютивших их в Германии.
На видео был наложен логотип немецкого таблоида Bild. Его опубликовали на небольшом канале на YouTube, после чего распространили в Telegram, откуда его подхватили государственные СМИ России. В конце концов, ролик распространился на каждой крупной социальной платформе. Но видео – фальшивка. Видео из совершенно не связанного с беженцами события использовали, чтобы создать фальшивый «репортаж» и выставить украинских беженцев как поджигателей, которые приносят вред щедрым немцам, - пишет Washington Post.
«Пока российская армия обстреливает украинские города, кремлевские пропагандисты преследуют новую цель, а именно настроить европейцев против 7,8 миллионов украинских беженцев», - пишет издание напоминая, что поток людей из Украины стал самой большой волной в Европе со времен Второй мировой войны.
Российская дезинформация пытается давить на давние болевые точки Европы в отношении к иммиграции. Точно также российские агенты манипулировали социальными платформами в США, чтобы посеять раскол вокруг острых социальных проблем перед выборами президента в 2016 году.
В компании Meta уже признали, что российская кампания против беженцев из Украины – «самая большая и сложная российская операция, которую мы сорвали с начала войны в Украине». Ее цель – посеять страх и раскол среди главных союзников Киева в Европе как раз тогда, когда они готовятся к новой волне беженцев зимой. Но несмотря на то, что европейцы в большинстве своем поддерживают убегающих от войны граждан Украины, существует страх, который Россия пытается превратить в оружие.
«В Германии, где живет более миллиона украинцев, попытки поджогов и появление угрожающих граффити на домах для беженцев и школах свидетельствуют, что сигналы уже дошли до радикализированных групп», - пишет Washington Post, добавляя, что часто сообщения распространяются через приложение Telegram, где модерация контента слабее, чем в Facebook или на YouTube.
В октябре в немецком селе Гросс Штремендорф кто-то использовал красную краску, чтобы превратить эмблему Красного Креста в дома для беженцев в красную свастику. Через два дня после этого отель сожгли. Но это сделали не украинцы, которые там жили, а немецкие поджигатели, - говорят представители местных властей. Они не верят, что поступок имеет политическую подоплеку. 14 беженцев, живших в гостинице, не пострадали.
«Российская дезинформация – это долгосрочная инвестиция. И она может быть чрезвычайно токсична. Она может навредить в реальном мире», – сказала исполнительный директор немецкого отделения Института стратегического диалога Губерта фон Фосс. Ее неправительственная организация исследует экстремизм и дезинформацию.
Несмотря на то, что европейцы в большинстве своем поддерживают беженцев, сокращение этой поддержки наблюдается в ключевых странах. Опрос, проведенный Фондом Бертельсманна, показал, что в сентябре 74% немцев утверждали, что Германия должна продолжать принимать беженцев из Украины. Хотя в марте таких было 86%.
«Ложь об украинских беженцах и попытки использовать европейские страхи пока не смогли поляризовать и изменить публичный дискурс», - сказано в заключении исследования Европейского политического центра, который поддерживает Европарламент.
Но в документе также сказано, что количество враждебной к беженцам из Украины информации «увеличивается и наращивает охват в социальных сетях». Антиукраинские нарративы начали распространяться с первого дня, когда украинцы начали бежать от агрессии России за границу. Но в конце весны и летом, когда убедить западную аудиторию в законности российского вторжения в Украину не удалось, произошел определенный спад.
«Если в прошлом волны дезинформации против беженцев с Ближнего Востока изображали их как «культурную» угрозу для европейцев, кампания против украинцев выставляет их как угрозу для состоятельности и здоровья европейцев», – пишет издание со ссылкой на выводы Европейского политического центра.
Исследования обнаружили, что сообщения против беженцев распространяет разветвленная, скоординированная сеть фальшивых сайтов, Telegram-каналов, страниц в Instagram и каналов в YouTube, базирующихся в России. В ход идут даже петиции на Change.org. Их систематически усиливают армии фальшивых страниц в социальных сетях, реальные инфлуэнсеры, лояльные к Кремлю, а также страницы государственных СМИ России в каждой социальной сети. Кто именно стоит за распространением лжи о беженцах из Украины, пока неизвестно. И исследователи пока не нашли прямую связь между кампанией в сети и Кремлем. Во всяком случае, это делает кто-то с большими ресурсами, опытом в организации дезинфицирующих кампаний. И этот кто-то очень упрям. В сентябре отчет компании Meta, которой принадлежит Facebook, отметил, что кампания основана "на необычном сочетании искусности и грубой силы".
Отчет Института стратегического диалога предлагает наиболее подробный взгляд на кампанию, нацеленную против беженцев из Украины. Эксперты выяснили, как дезинформация продвигает определенные нарративы среди европейцев. Отчет Института сосредоточен на конкретном Telegram-канале с 10 тысячами подписчиков. Он называется Deutsche Wahrheit («Немецкая правда»). Эксперты рассматривают этот канал как микрокосм более широкой кампании. Несмотря на то, что канал называется и распространяет сообщения на немецком языке, исследователи заметили, что многие файлы и видео-файлы на нем часто имели русские названия. В данных о файлах также содержались названия папок и проектов, которые соответствовали тем, которые были обнаружены в данных о видео, обнародованных на страницах, чья связь с кремлевской пропагандой была подтверждена.
Из 219 видео, опубликованных Deutsche Wahrheit за период с 15 апреля по 11 июля, 40% касались беженцев. Другие материалы связывали Украину с нацизмом, пытались дискредитировать конкретных украинских лидеров или объясняли проблемы Европы из-за инфляции и дефицита энергоносителей с тем, что континент поддерживает Украину. Сообщения, многие из которых содержали фальшивые или отредактированные видео популярных СМИ, обвиняли украинских беженцев во всем: от организации терактов до распространения обезьяньей оспы в Германии.
Одним из таких был фальшивый ролик о том, что украинцы якобы сожгли дом немца, принявшего их у себя в Вульфен. То, как это видео было распространено, может дать практический взгляд на методы российской кампании по дезинформации. Сначала ложь навязывалась фокус-группам, после чего происходило распространение на более широкую аудиторию. Таким образом, российские оперативники оставались на шаг впереди модераторов социальных сетей.
14 мая кто-то создал немецкоязычный YouTube-канал под названием «Новости и сплетни». Именно этот канал, по данным Института стратегического диалога, опубликовал фальшивый «репортаж» Bild. Ролик получил 12 «лайков» и позже был удалён. Но в тот же день видео было опубликовано в Telegram-канале Deutsche Wahrheit, который, похоже, служил источником для многочисленных видео во время российской кампании. 17 мая главный редактор электронной версии Bild Тимо Локошат осудил ролик как "абсолютный фейк". Впрочем, распространение видео продолжилось.
Еще через день оно уже разошлось по русскоязычным Telegram-каналам с сотнями тысяч подписчиков. 19 мая оно попало в заголовки российских СМИ, включая пропагандистские Sputnik и РИА ФАН. Также фальшивое видео распространялось в китайской социальной сети Weibo, где его просмотрели сотни тысяч раз. Несмотря на опровержение, немногие из СМИ исправили или дополнили свои сообщения. И ссылки на статьи продолжали циркулировать в Telegram и Facebook, где фальшивые пользователи систематически усиливали их.