Курортная статистика нынешнего года говорит о том, что развитие Крыма как курорта и туристического комплекса практически остановилось. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, количество прибывших в Автономную Республику Крым за 11 месяцев 2002 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 10,9 процента, составив 4,8 миллиона человек. Явно не курортный декабрь эту ситуацию не изменит: на сегодня в Крыму из 646 работают только 110 здравниц, в которых отдыхают всего 12,6 тысячи человек. Количество организованно отдохнувших в санаторно-курортных учреждениях по сравнению с прошлым годом практически не изменилось.
Ситуация беспокоит профессионалов курортной отрасли: занимая около 4,5% площади Украины, Крым концентрирует около трети объема всех рекреационных ресурсов страны, десятую часть емкости всего гостиничного фонда, 40% емкости здравниц, более трети потока иностранных туристов всей Украины. Крымские здравницы готовятся к тому, чтобы в следующем году как-то изменить ситуацию: путем более привлекательной рекламы, улучшения сервиса, реконструкции здравниц. Министерство разработало новую концепцию развития курорта и туризма в Крыму до 2010 года. Однако, считает министр курортов и туризма Александр Таряник, реализация этих направлений возможна только при эффективной законодательной базе отрасли. В Крыму не удовлетворены тем, что депутаты ВР Украины совсем не учли предложения специалистов автономии во время обсуждения закона «О курорте» (не была принята ни одна из более 200 поправок!), и он вышел половинчатым, не работает в полной мере. Аналогичная ситуация может повториться и с законом «О туризме».
Общественные слушания по проекту изменений в закон «О туризме» проводились по инициативе Крымской ассоциации туристических агентств (КАТА). В слушаниях приняли участие профессионалы в отрасли туризма из около 90 туристических организаций, СМИ, представители Минкурортов Крыма, Крымского отделения Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), Центра занятости Крыма, Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в АРК, Союза предпринимателей Крыма, страховых компаний автономии, Торгово-промышленной палаты.
Много внимания в выступлениях участников уделялось вопросам лицензирования туристической и смежной с туризмом деятельности, создания гарантийного фонда, состояния страхования в сфере туризма. В результате в Верховную Раду Украины, Кабинет министров страны, Госкомитет по регуляторной политике и предпринимательству, в Государственную туристическую администрацию направлена резолюция общественных слушаний по законопроекту «О внесении изменений и дополнений к закону Украины «О туризме», в котором крымские туристические и смежные с ними курортно-рекреационные организации «заявили решительный протест против попыток монополизировать туристический рынок». По их мнению, принятие проекта закона в предложенной редакции нанесет значительный ущерб и приведет к уничтожению малого и среднего предпринимательства туристической отрасли по следующим причинам. Во-первых, к этому приведет введение денежного залога, предусмотренное в прежнем варианте законопроекта (ст. 22 раздела 5 «Гарантийный фонд»). Генеральный директор туристской компании «Южный тур» Лариса Казаченко считает введение такого фонда неправомерным: «Возможно, страховой фонд и нужен, но поскольку страховые случаи очень редки, то можно было бы обойтись на два-три порядка меньшими суммами».
Во-вторых, разделение субъектов туристической деятельности на туроператоров и турагентов в зависимости от наличия свободных денежных средств, которые не могут быть безболезненно изъяты из оборота на неопределенный срок, приведет к тому, что получить лицензию на туроператорскую деятельность сможет лишь незначительное количество туристических компаний. Это, в свою очередь, снизит конкуренцию, фактически монополизирует рынок туристических услуг. Как следствие, возрастут цены. Это противоречит п.2 ст.4 этого же проекта закона, в котором одним из основных направлений государственной политики в туристической отрасли является «создание равных возможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательства», «содействие развитию конкуренции, обеспечение выполнения в этой отрасли антимонопольного законодательства».
В-третьих, запрет посреднической деятельности турагентов в пользу иностранных юридических лиц-нерезидентов фактически ограничивает выбор партнеров для сотрудничества несколькими крупными украинскими компаниями. Эти положения проекта закона не будут содействовать формированию положительного имиджа Украины на мировой арене, а также значительно усложнят ее вступление во Всемирную торговую организацию и Европейское содружество.
В-четвертых, проектом закона одним из основных направлений государственной политики в туристической отрасли декларируется «создание льготных условий для организации туристической и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения». Фактически же необходимость возмещения извлеченных из оборота значительных средств приведет к «вымыванию» из ассортимента субъектов туристической деятельности недорогих и малорентабельных туристических услуг.
Участники общественных слушаний, состоявшихся в Крыму, считают также, что в проекте закона необходимо предусмотреть: во-первых, возможность льготного налогообложения туристических услуг для детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения, а также льготное налогообложение экскурсионной деятельности; во-вторых, с целью более прогрессивного развития туристической отрасли в Украине целесообразно освободить от налога на прибыль средства, которые направляются субъектом туристической отрасли на строительство и реконструкцию туристических учреждений, а также на развитие туристических ресурсов.
Представители туристических организаций Крыма считают, что законы страны в области курортов и туризма должны быть двигателями отрасли, которые бы не тормозили ее развитие, а способствовали быстрейшему выведению ее на мировой уровень.