ЛУЧШЕ ЯХТ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЯХТЫ

30 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 22, 30 мая-6 июня 1997г.
Отправить
Отправить

В 1887 году был создан первый Киевский речной яхт-клуб. Идея его основания, как говорилось в отчете «...

В 1887 году был создан первый Киевский речной яхт-клуб. Идея его основания, как говорилось в отчете «Первое десятилетие» секретаря клуба Н.Домбровского, «...зародилась еще при бывшем киевском, подольском и волынском генерал-губернаторе князе А.Дондукове-Корсакове, большом поклоннике водного спорта. Но только во второй половине 80-х годов, при генерал-губернаторе А.Дрентельне, идея эта получила надлежащее осуществление. Ближайшими инициаторами учреждения Киевского яхт-клуба были доктор медицины, профессор Университета св.Владимира Ринек Александр Христианович и инженер Киевского округа путей сообщения Максимович Николай Иванович, к которым примкнуло еще до 30 человек членов-учредителей, преимущественно из мира ученого, инженерного и промышленного.

Устав яхт-клуба был утвержден министром внутренних дел 6 марта 1887 года». Газеты не обошли вниманием это событие. Из пресс-релиза 11-летней давности, помещенного в «Киевлянине» 15 апреля накануне учредительного собрания: «В отношении речного спорта Киев, несмотря на прекрасное местоположение и все благоприятные условия, отстал от многих губернских городов, не говоря уже о Петербурге, Москве и Варшаве, где давно существуют яхт-клубы. Таким образом, состав летних развлечений киевлян имеет восполниться новым полезным учреждением. Возникающий в Киеве яхт-клуб имеет своей целью не только собрать под своим флагом всех любителей речных катаний и гонок, но и вообще приохотить местное население к плаванию по реке на хороших лодках, как гребных, так и парусных. Для достижения этой цели яхт-клуб, согласно уставу, будет приобретать, а также строить в своей мастерской гребные и парусные суда, в том числе спасательные шлюпки, и устраивать гонки на реке. Кроме того, клуб имеет в виду, как полезное вспомогательное средство при своих занятиях, изучение плавания, гимнастических игр и катания на коньках».

Существовала и определенная ежегодная программа «занятий и увеселений членов яхт-клуба: между 28 апреля и 7 мая - поднятие флага, спуск на воду судов и парусная гонка; 30 мая в честь дня рождения Петра I - прогулка всех членов общества на гребных и парусных судах и детский праздник; в остальные месяцы - парусные и гребные гонки; спуск флага - между 1 и 15 октября».

Просматривая газетные публикации за весь дореволюционный период существования яхт-клуба, можно было убедиться, что все именно так и происходило.

1904 год: «30 мая, день рождения первого навигатора России, всегда отмечался клубом как праздник...

Сначала пускались бумажные воздушные шары, а при закате солнца публика, оркестр военной музыки и матросы собрались около украшенной флагами расцвечивания мачты; после пушечного выстрела боцман дал сигнал свистком, оркестр заиграл Петровский марш, все обнажили голову и под звуки оркестра адмиральский флаг величаво-медленно был приспущен со стеньги мачты. После этого был устроен факельцуг, во главе которого поставлен оркестр, а за ним дети с разноцветными фонариками на палках в руках. После обхода усадьбы по главным аллеям шествие направилось к гавани, где под наблюдением членов - распорядителей вечера дети со своими зажженными фонариками были посажены на суда, потом эта эскадра из двенадцати судов двинулась на реку, а затем вокруг острова в кильватере одно другому. Сумерки к этому времени стали значительно сгущаться: зажглись электрические фонари и лампионы, светлыми линиями окаймлявшие аллеи; разноцветными огнями, колеблемыми в такт гребле, светились фонарики на шлюпках... После катания дети были собраны около стола, где получили легкую закуску и чай, во время которого был сожжен фейерверк, а засим маленькие гости были безжалостно уведены на пароход и отправились домой».

Да, тот большой пароход с музыкой уже навсегда отошел от нашей пристани, но хочется напомнить о тех людях, которые стояли у истоков парусного движения в Киеве. Это были весьма известные и почтенные граждане, внесшие достаточно весомый вклад в развитие города: члены Императорского русского технического общества инженеры А.Абрагамсон, А.Струве, А. и О.Страус, архитекторы В.Николаев и Г.Шлейфер, издатель С.Кульженко.

1918 годом заканчивается первый этап истории существования первого Киевского яхт-клуба и начинается следующий, полный противоречий и превращений. Из воспоминаний Петра Лукьяновича Белозоренко, одного из членов яхт-клуба, владельца построенной вместе со своим другом Бродским-Погребняком яхты «Бриз», многократного победителя гребных и парусных гонок периода 1904-1918 гг., обладателя многих высших наград яхт-клуба - командорских серебряных и золотых жетонов (эти записи были любезно предоставлены его сыном Игорем Петровичем Белозоренко): «В 1919 году усадьба со всем имуществом перешла в ведение военизированного отряда всеобуча, потом усадьба принадлежала клубу совработников. В результате преступной халатности главное строение яхт-клуба сгорело. Погибло много спортивных судов красного дерева, полученных из Англии и Франции (не говоря уже о построенных в своей мастерской). Красивая 100-футовая грот-мачта, служившая лучшим украшением яхт-клуба, подгнила и упала. Колеса старинной сигнальной пушки, пожалованной в свое время почетным членом генерал-адъютантом М.Драгомировым, куда-то исчезли, сама же пушка оказалась заброшенной в песок. А прекрасная гавань и островок перед яхт-клубом, где во время соревнований размещались гоночная комиссия, зрители и оркестр, погибли еще раньше. Причиной их гибели стала пристань бывшего польского общества «Огниво», которую поставили на зимнюю стоянку поперек гавани. По недосмотру пристань затонула, весной во время паводка гавань занесло песком, а островок с деревьями размыло течением. Таким образом все многолетние старания первого вице-командора Н.Максимовича и последующих распорядителей клуба пошли прахом».

С 1924 года яхт-клуб перешел в ведение водной станции киевского Дворца пионеров и школьников, где с 1936 года и до самой войны успешно и плодотворно работал директором и тренером по гребле и парусу П.Белозоренко. Но это уже совсем другая история, в которой принимает самое непосредственное участие его сын И.Белозоренко. Именно благодаря ему и его супруге Вере Ивановне мы имели возможность ознакомиться с записями отца и увидеть одну из уцелевших после 1935 года семейных реликвий - командорский серебряный жетон за 1906 год.

Теперь на месте старого яхт-клуба - летний оздоровительный лагерь «Дніпро», где еще до недавнего времени находился Музей истории Труханова острова.

«Княжа регата-III»

В День Киева «Княжей регатой-Бош» открылся новый парусный сезон. С ним совпадают две памятные даты: 110-летие основания первого Киевского речного яхт-клуба и 100-летие Киевского речного порта.

В «Княжей регате» участвовали 29 экипажей из яхт-клубов Киева, Славутича, Переяслав-Хмельницкого и Кременчуга. На ее открытии прозвучали теплые слова приветствия ветеранов парусного движения - Игоря Петровича и Веры Ивановны Белозоренко, которые высказали пожелания учредить переходящий приз памяти Петра Лукьяновича Белозоренко, действительного члена первого Киевского яхт-клуба, а в довоенное время - директора яхт-клуба Дворца пионеров.

По словам большинства участников соревнований, в этот раз гонки прошли без тех драматических моментов и столкновений под пешеходным Парковым мостом, которые были в прошлом году из-за сильного встречного течения. Ночное безветрие тоже было кратковременным, всего лишь полтора часа, что дало возможность почти непрерывного движения под парусами.

На дистанции по нескольку часов в день находились и воспитанники флотилии «Юниор», причем детишки зорко контролировали расхождения на правом-левом галсах, заставляя взрослых дядей менять курс и уступать им место при огибании поворотного знака, чем не раз вызывали понимающе-одобрительный смех судейской коллегии.

Абсолютный победитель «Княжей регаты» (15 полных кругов) и обладатель генерального приза «24 часа Киева с концерном «Бош» - экипаж новой яхты «Гетьман» (капитан Юрий Власенко). Затем по остальным четырем номинациям в каждой зачетной группе были определены свои победители: «Мадонна» (капитан Е.Рудомино), «Оксамит України» (капитан В.Колобов), «Гетьман», «Галатея» (капитан М.Огиенко), «Томато» (капитан О.Яменко), «Кроха» (капитан Д.Заставнюк), «Викинг» (капитан С.Мендрюков), «Дукат» (капитан В.Сидоренко).

Призовой фонд «Княжей регаты» был сформирован при участии как своих давних партнеров, так и фирм, недавно присоединившихся к нашему проекту, чью продукцию можно было увидеть на двухдневной выставке-продаже на набережной вблизи речного вокзала.

В рамках береговой программы «Княжей регаты-Бош» были и лотерея среди покупателей товаров фирм-спонсоров, и выставка детского рисунка на морскую тематику, и демонстрация в вечернее время видеофильмов о парусных гонках Whitbread, в которых участвовали киевские яхтсмены и сюжет «Княжей регаты-96».

С наступлением сумерек и до глубокой ночи на склонах Днепра таинственно мерцали лазерные узоры, созданные расположившейся на крыше речного вокзала установкой Абрис. А официальную церемонию закрытия регаты оживил шуточный конкурс капитанов на приз Харьковского пивзавода «Рогань».

Серия гонок «Княжа регата-97» продолжается. Следующие соревнования - матч-рейс «Купальские игры» состоятся 21-22 июня там же, на «парусном стадионе» между Рыбальским полуостровом и мостом метро.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК