В ИСКУССТВЕ ХОЖДЕНИЯ ПОД ПАРУСАМИ ПЕРВЫЕ — УКРАИНСКИЕ СПОРТСМЕНКИ

26 декабря, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 52, 26 декабря-4 января 1998г.
Отправить
Отправить

Нынешний год стал для наших яхтсменов «звездным часом», а Украина признана лучшей парусной державой года на европейском континенте...

Нынешний год стал для наших яхтсменов «звездным часом», а Украина признана лучшей парусной державой года на европейском континенте. Лучшие же яхтсменки мира этого года - Руслана Таран и Елена Пахольчик! Сейчас они пока еще не уехали на очередные сборы и регаты. Наше знакомство с экипажем началось со встречи с Еленой Пахольчик.

- Елена, пожалуйста, немного о себе.

- Родилась в Казахстане (родители в 50-х приехали на целину из Белоруссии). В школе увлекалась баскетболом, лыжами и стрельбой. После возвращения в Белоруссию поступила в спортинтернат олимпийского резерва на отделение баскетбола. Затем учеба в минском инфизе, специализация баскетбол, играла в дублирующем составе сборной республики. В конце третьего курса предложили попробовать себя в парусе. Потом призвалась в клуб СКА. В то время в олимпийскую программу летних игр уже включили класс «470». В 1987 году на сборах познакомилась с Виктором Коваленко и началась моя подготовка к Олимпиаде-92 в экипаже Ларисы Москаленко. В Барселоне мы были четвертыми. После рождения дочери два года не выступала, затем Руслана Таран предложила попробовать тренироваться вместе с ней. Так в 1995 году мы - бывшие соперницы - стали одной командой и смогли достичь определенных результатов.

- Сказано довольно скромно. На самом деле эти «определенные» результаты - золотые медали в чемпионатах Европы-95/96/97, бронзовые медали в Олимпийской регате-96, золотые в Евролимпе и чемпионате мира-97. А как распределяются ваши с Русланой роли на яхте?

- Современная гоночная яхта - это хорошо настроенная «парусная машина», оборудованная достаточно сложными средствами управления. Число «470» означает максимальную длину яхты по палубе. Наша «семидесятка» имеет систему подъема и спуска самого большого переднего паруса спинакера и систему трапеции. Трапеция позволяет шкотовому выносить свой вес как можно дальше за борт для откренивания на лавировке против ветра. Руслана в экипаже рулевая - она отвечает за выбор курса и управляет гротом. Я, как шкотовая, должна контролировать паруса, стоящие впереди мачты - стаксель и спинакер, и откренивать яхту на трапеции.

- Вы поначалу боялись пользоваться трапецией из-за опасения получить травму или лишний раз искупаться?

- Как неудивительно - нет, я постепенно входила в роль шкотовой, и боязни не было, к тому же у нас есть страховочные средства. Гонки проходят не только в теплых водах, мы встречаемся с любыми погодными условиями, поэтому для нас очень важна соответствующая экипировка. Яхты олимпийских классов минимально защищены от воды. Во время опрокидывания часто оказываемся за бортом, при этом иногда попадаем под паруса или под корпус яхты. Словом, так же тяжело, как и мужчинам. А вообще, любой вид спорта - это прежде всего тяжелый труд, достойный уважения.

- Как часто бывают общие зачеты с мужскими экипажами и есть ли смешанные экипажи?

- Раньше общие зачеты были довольно часто, в последнее же время - только «Весенний кубок». Теперь собирается очень большой флот. А если выступает смешанный экипаж, то результат идет в мужской зачет.

Для яхтсменок важна не столько атлетическая подготовка, сколько техничность действий в ежесекундно меняющихся условиях гонки. Те мгновенные расчеты, которые на больших крейсерских яхтах выполняет бортовой компьютер, мы должны делать сами, к тому же компьютер никогда не заменит интуицию. Раньше так и говорили - «искусство хождения под парусами». А в конечном итоге побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.

- Какие яхт-клубы больше всего понравились вам за рубежом?

- Кильский яхт-клуб. К тому же во время «Кильской недели» население воспринимает регату как народный праздник, на набережной повсюду отдыхающие, многие специально приезжают в отпуск, а в последние дни устраивается грандиозная ярмарка. Очень уютные и комфортабельные яхт-клубы в Иере, Кадисе и Барселоне. Все подчинено тому, чтобы было удобно приезжим, на вечера в рестораны приходят вместе с маленькими детьми, это считается нормальным. Хотелось бы видеть в Киеве такой парусный клуб.

- Елена, впереди новые соревнования. Где именно?

- Так как по календарю 1998 года чемпионат мира, проводимый Международной парусной федерацией (ISAF) в нашем классе, состоится необычно рано - в марте, то и подготовку начинаем пораньше. Поэтому в январе планируем поездку в Австралию на регату «Sail Meulborne». Затем со 2 февраля в Окленде (Новая Зеландия) регата «Royal Sun Alliance Regatta». И уже в марте - чемпионат мира в Дубае (ОАЭ).

- В каких классах могут участвовать наши украинские яхтсмены на чемпионате мира, и где сейчас ваша яхта?

- Их восьми классов мы участвуем в четырех - «Лейзер», «Лейзер-радиал», «470» и на килевой яхте «J-22». Нам с Русланой самим хотелось бы погоняться на такой яхте. А нашу «470» пока решили оставить в Германии на фирме-изготовителе «Зигельмайер», так как на всех этих регатах яхты предоставляют организаторы.

- Финансовый вопрос на следующий год уже решен?

- Средства пока выделены только на чемпионаты мира и Европы. Остальные, возможно, за свой счет.

- Кто ваши спонсоры?

- В последнее время - немецкая фирма BMS из Гамбурга. Был предоставлен катер для тренера и яхтенная экипировка. Недавно прислали нам поздравление по поводу присвоения звания «Лучший яхтсмен-97». Отечественных спонсоров нет.

- И все-таки, чего больше в вашей спортивной карьере - того, что уже позади, или того, что еще впереди?

- Все регаты этого года прошли с ощущением «глиссирования» - когда яхта как бы взлетает на собственной носовой волне. Конечно, хотя это и очень трудно, но мы все постараемся сделать так, чтобы наш общий парусник под названием «Украина» продолжал бы свое «глиссирование» и на дальнейших регатах. Да, наша мечта - выиграть золотые медали в Сиднее-2000.

- Удачи вам и - семь футов под килем!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК