Конечно, их там никто не делает, да и не может делать, потому что задача этой уважаемой организации совершенно иная. Но, как это ни странно, в Кировограде появился документ, который свидетельствует о противоположном…
Весной этого года, вдохновившись победой регионалов и откровенно сориентированной на «старшего» брата политикой, которую те начали проводить буквально с первых дней пребывания у власти, пророссийские общественные организации Кировоградщины и веряне Украинской православной церкви Московского патриархата (хотя последние два слова официально и не употребляются в названии, но факт остается фактом), направляемые священством, осуществили очередную волну инициатив относительно возвращения городу первоначального названия — Елизаветград. Тем более что и состав городского совета подобрался такой, что без проблем мог бы одобрить соответствующее решение. А там оставалось всего ничего — Верховная Рада Украины утвердила бы решение городской власти.
Вопрос этот не впервые поднимается перед городской общиной. Еще в начале 2000-х, воспользовавшись случаем — печально известным кучмовским референдумом, — приверженцы названия Елизаветград инициировали проведение городского опроса. Его результаты вспомнили в прессе, но особого внимания на них не акцентировали. Возможно потому, что свидетельствовали они не в пользу инициаторов. Хотя сама постановка вопросов не предусматривала другого варианта, кроме как поддержки названия Елизаветград, за это высказались немногим меньше 35% горожан. Почти 71% тех, кто принял участие в референдуме, считают, что название областного центра надо изменить. Очевидно, за прошедшее время количество этих людей увеличилось. Понятно и то, что большинство жителей города понимают: областной центр в сердце Украины должен носить новое — украинское — название, не связанное ни с коммунистическим, ни с имперским прошлым.
К чести депутатов городского совета, они не стали принимать решение сгоряча, а назначили открытые общественные слушания. Была избрана комиссия, которая их готовила. Конечно, в ее состав вновь попали приверженцы имперского названия города. Ожидалось, что собрание одобрит подготовленное заранее решение о возврате городу названия Елизаветград, на основе которого и вынесет свой вердикт городской совет.
Но вышло по-другому. На общественных слушаниях так и не пришли к согласию: большинство выступавших склонялись к тому, что вопрос требует более тщательной подготовки. Следующая сессия городского совета вообще не вынесла этот вопрос на рассмотрение. Возможно, определенную роль сыграло и то, что премьер-министр Украины Николай Азаров предупредил: средств из Государственного бюджета на потребности, связанные с переименованием, город не получит.
На этом можно было бы пока поставить точку (хотя вопрос названия рано или поздно все же придется решать). Если бы не один странный документ. Его еще накануне слушаний во время дебатов на одном из местных телеканалов обнародовал отец Боголип, священник одного из храмов УПЦ (МП). Дело в том, что приверженцы названия Елизаветград утверждают, что речь идет, дескать, не о царице, а исключительно о святой Елисавете. А назвать город именем святой — значит, получить высшее, небесное покровительство.
Этот аргумент оппонентов не убеждает, но многим, кто мало сведущ в истории вопроса, может показаться стоящим внимания. Поэтому, очевидно, чтобы усилить собственную позицию, отец Боголип продемонстрировал письмо Института истории Украины НАНУ, которое якобы подтверждает, что город назван именно в честь святой.
Это ответ главе Кировоградского областного благотворительного фонда «Первосвет» В.Глухому на его запрос: с какого времени и в течение какого периода город носил разные названия. Удивительно уже то, что человек обращается с таким вопросом в академический институт, ведь есть множество хорошо известных и доступных источников, где все зафиксировано. Но 30 марта прошлого года В.Глухой получил ответ (исходный номер 123/354), в котором, кроме общеизвестных фактов, есть и такой абзац: «Историческим названием современного Кировограда считается Елисаветград. Это название часто выводят от имени дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Это не совсем корректно, поскольку название городу дала крепость, названная именем Святой Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Память Святой Елисаветы почитается 18 (5) сентября, и к этой дате приурочивается в Кировограде день города».
Человека компетентного сразу настораживают некоторые нюансы изложения (порядок написания даты старого и нового стиля, например). Но этот документ готовился явно не для компетентных людей, хотя и подписан заместителем директора Института истории Украины НАНУ доктором исторических наук, профессором Г.Боряком. Еще и указано, что справку готовил доктор исторических наук, руководитель центра теоретико-методологических проблем истории регионалистики Я.Верменич.
Компетентные же люди были просто шокированы. Журналист, десятки лет проработавший в областной прессе, известный краевед Юрий Мативос, в ответ на «откровения» отца Боголипа, якобы нашедшие такую авторитетную поддержку украинских историков, в своей публикации в газете «Кіровоградська правда» подсказывает им точный источник: «Обратитесь к публикации в газете («КП») за 18 августа и 26 сентября 1989 года. Там вы найдете заметки с заседания расширенного штаба организации проведения Дня города, которое было учреждено в том же году по инициативе городского комитета Компартии Украины. Скажите, господа, можно ли даже допустить, чтобы во времена правления КПСС в СССР кому-то в голову могла прийти мысль отмечать день Святой Елисаветы? С 1987 года, когда впервые День города отметила Москва, подобные мероприятия начали проводить все населенные пункты «від океану до Карпатських гір». Не дни ли святых чествовали в атеистическом Союзе?»
В нашей области тогда было решено отмечать День города в последние выходные сентября, чтобы объединить его с традиционным уже для нашего края (проводится с 1971 года) фестивалем театрального искусства «Сентябрьские самоцветы». Так и было до 1998 года. В том же году новоизбранный голова города, не нашедший общего языка с руководством облгосадминистрации, захотел иметь «свой» праздник и впервые провел его за неделю до традиционных «Сентябрьских самоцветов». Но и тогда он не совпал с днем святой Елисаветы. За все годы это случилось только однажды — в 2004 году. Так о каких святых идет речь? Все имеет очень конкретное земное и очень далекое от возвышенных небесных, тем более святых, мотиваций объяснение.
Все стало еще понятнее после частного разговора с одним из местных краеведов, который поддерживает и отстаивает точку зрения пророссийского священства. Он заявил, что это письмо написали сами «патриотически» настроенные священники, а подпись научных сотрудников и титульный листок с названием авторитетного учреждения получили, дескать, за небольшую плату.
Конечно, доказательств, что это именно так, нет. Поэтому Юрий Мативос, человек, преданный исторической науке, для которого авторитет Института истории Украины НАНУ всю жизнь очень многое значил, обратился в сам институт с просьбой объяснить ситуацию. Его первое письмо — директору института Валерию Смолию датировано еще 15 мая. Ответа нет до сих пор. Не дождавшись его, Юрий Николаевич решил обратиться к президенту НАНУ Б.Патону, что и сделал 25 июня. И снова в ответ тишина... Почему же в Институте истории Украины находят возможность отвечать одним гражданам (тому же
В.Глухому) и абсолютно игнорируют других?
Если же это действительно фальшивка, то это не может быть безразлично научным сотрудникам, чьими именами она прикрыта. Да и самому Институту истории Украины НАНУ. Ведь над его авторитетом, преследуя свои антиукраинские цели, просто издеваются…
P.S. На День Независимости Украины Кировоградская облгосадминистрация наградила отца Боголипа Почетной грамотой.