Достаточно известен факт, что о землях Северного Причерноморья упоминается в эпических поэмах Гомера. Несмотря на фрагментарный характер, они все же свидетельствуют об интересе прославленного древнегреческого поэта к этим землям. И как бы фантастически это ни звучало, не исключено, что Гомер был родом именно отсюда. По крайней мере некоторые опосредствованные данные дают нам основания так утверждать.
Еще в Древней Греции велись дискуссии о месте рождения поэта. За честь считаться его родиной соревновались Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Родос, Аргос, Афины и т.п.
И все же есть основания связывать Гомера и его эпические произведения, прежде всего «Илиаду», с территорией Северного Причерноморья. Как известно, главный герой «Илиады» — Ахилл, культ которого был распространен именно на этих землях.
В гимне лесбосского поэта Алкея (конец VІІ — начало VІ ст.до н.э.) Ахилла называют «владыкой скифской земли». Святилище в честь этого героя находилось на острове Левка (ныне остров Змеиный в Черном море, принадлежащий Украине).
У древних греков существовал миф о возникновении этого острова. В нем рассказывается, что по просьбе Фетиды Зевс приказал Посейдону поднять со дна морского чистый, ничем не запятнанный остров специально для того, чтобы поселить на нем Ахилла с женой Еленой. Именно он является единственным властителем острова, и никто из смертных не имел права поселиться на нем.
Культ Ахилла существовал на Тендровской косе (близ Ольвии). В честь этого божественного героя здесь проводили праздники, спортивные (конные) соревнования, находился здесь также Ахиллов храм и алтарь. Письменные источники свидетельствуют, что имя Ахилла было неразрывно связано с Ольвией и ее окраиной до конца их существования. Именно в последний период истории Ольвии Ахилл становится верховным божеством этого полиса.
Второй, не менее важный момент, дающий основания считать, что Гомер родом из Северного Причерноморья, — необычайная популярность поэта в этом регионе. Даже когда слава Гомера в материнской Греции уменьшилась, в Северном Причерноморье, в частности в Ольвии, она оставалась чрезвычайно большой. Об этом говорит Дион из Прусы (Хризостом) в своей «Борисфенитской речи». Он, в частности, описывает свое общение с одним из ольвополитов — Каллистратом. «Зная, — пишет он, — что Каллистрат — почитатель Гомера, я сразу заговорил о нем. Почти все борисфениты с упоением читают этого поэта, наверное потому, что они и сейчас еще воинственны, а может, в результате любви к Ахиллу: они чрезвычайно уважают его... и кроме Гомера ни о ком другом не хотят и слушать. Хотя они на греческом говорят не совсем уж чисто благодаря тому, что живут среди варваров, но все-таки «Илиаду» почти все знают на память. Я в шутку сказал Каллистрату: «Как ты думаешь, Каллистрат, какой поэт лучше, Гомер или Фокилид?» — «Да я не знаю и имени другого поэта, — с улыбкой ответил Каллистрат, — да и, наверное, и никто из присутствующих: мы не признаем никакого другого поэта, кроме Гомера, зато его знает почти каждый». И действительно, их поэты вспоминают только о Гомере в своих стихах...» В «Борисфенитской речи» Диона Хризостома встречаем и другие свидетельства в пользу того, что в Ольвии авторитет Гомера был чрезвычайно высок.
Закономерно возникает вопрос, почему именно в Северном Причерноморье сохранялись такие сильные гомеровские традиции? Неужели из-за периферийности этого региона? А может, здесь определенную роль сыграла историческая память, связывающая Гомера с Северным Причерноморьем?
Наконец, третий момент, опосредствованно подтверждающий нашу гипотезу. По традиции Гомер считается слепым поэтом-песенником. Именно так его представляют в древнегреческих источниках. Но в Древней Греции мы не встречаем, кроме Гомера, известных незрячих поэтов-песенников. Как правило, отсутствует такой феномен и в других европейских культурах. Правда, по свидетельству Диона Хризостома, слепые поэты-песенники были именно в Ольвии.
И все же среди европейских народов есть один, у которого слепые поэты-песенники занимали видное место в культуре. Это украинцы. У них вплоть до начала XX в. сохранялся довольно специфический институт кобзарей. Последние, как и Гомер, были странствующими незрячими певцами, которые не только исполняли чужие песни, а нередко и сами их создавали или, по крайней мере, дополняли. Как Гомер стал символом древнегреческой поэзии, так и обобщенный образ кобзаря воспринимался украинцами как символ поэтического творчества. Недаром Тарас Шевченко свой знаменитый сборник стихов назвал «Кобзарем». Случайно ли такое совпадение? По-видимому, нет. И вообще было бы интересно, если бы литературоведы провели сравнительный анализ гомеровских поэм и украинских дум. Насколько нам известно, такого сравнительного анализа никто не делал. А жаль!
Был ли Гомер родом из Северного Причерноморья, был ли связан с этим регионом — неизвестно, но несомненно то, что на этой земле его творчество хорошо знали, уважали. В Северном Причерноморье сложилась довольна сильная гомеровская традиция, просуществовавшая много веков.