Мы все склонны причислять себя к умным людям, но каждый из нас чаще или реже все-таки совершает неправильные поступки. Позволяем себя обмануть; не всегда способны отличить хорошего человека от плохого; становимся жертвами мошенников, женимся или выходим замуж за недостойных; совершаем непродуманные покупки, поверив недобросовестной рекламе или ловкому продавцу, голосуем за политика, который потом нас разочаровывает; даем затянуть себя в сомнительные предприятия; теряем деньги, поверив государству, банку или проходимцу; наносим ущерб своему здоровью, пристрастившись к вредным продуктам, алкоголю, табаку…
В том, чтобы мы не думали, заинтересованы мошенники всех сортов; представители тоталитарных сект и криминальных структур; бизнесмены, политики и государство в целом. Любому государству (не только нашему) вовсе не нужны сознательные граждане, способные трезво оценить действия того или иного президента, правительства, депутата, политика.
И было бы не столь страшно, если бы это касалось только нашей жизни. Все становится гораздо драматичнее, когда речь заходит о наших детях. Маломальский житейский опыт уже является некоторой защитой от непоправимых поступков. А молодой человек с его желанием доказать свою самостоятельность, взрослость, независимость от родителей и их мнения - это настоящая дичь для целой армии мошенников, проходимцев и преступников. Именно в то время, когда наши дети наиболее уязвимы, они в наименьшей мере готовы прислушаться к совету или мнению своих родителей. И хоть головой об стенку бейся, устраивай любые скандалы, в ответ скорее всего услышишь банальное: «Мама/папа, ты ничего не понимаешь». Что же делать, неужели все так фатально?
Кто научит этому наших детей?
В своей книге «Психология критического мышления» известный американский психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как инструмент для приобретения знаний. Подобное мышление предполагает применение множества конкретных инструментов, методов и техник, которым вполне можно научиться.
Критически мыслящий человек всегда имеет свою позицию, способен убедительно аргументировать свое мнение. Хорошо знает значение слов, умеет сформулировать свои мысли и отстаивать свои взгляды в процессе дискуссии. Умеет слушать и слышать собеседника, логически рассуждать и совершать правильные умозаключения; анализировать аргументацию оппонента, проверять гипотезы, обдумывать свои и чужие ошибки, делать на их основе правильные выводы. Такой человек понимает законы вероятности, умеет принимать обдуманные, взвешенные, разумные решения, оценивать желательные и нежелательные последствия определенных действий. Он способен четко ставить задачи, планировать свою деятельность, демонстрировать гибкость ума и готовность к восприятию новых идей.
Критически мыслящий человек постоянно приобретает новые знания, находясь в непрерывном поиске истины. Собирает важную информацию, осмысливает, анализирует и систематизирует ее. На основе полученной информации путем логических умозаключений приходит к важным и надежным знаниям о мире. Умеет связать с собственным опытом и творчески применить новые знания в различных областях практической деятельности, в общественной и повседневной жизни. Прекрасно ориентируется в информационных потоках, использует книги и Интернет как инструмент самообразования. Задает себе и другим вопросы, на которые всю жизнь ищет ответы, развивается и самосовершенствуется.
Умение критически мыслить нужно человеку, чтобы:
• осознанно воспринимать окружающую действительность;
• учиться отличать добро от зла;
• уметь сомневаться;
• не сотворить себе кумира;
• не стать объектом манипуляций и слепым орудием в чьих-то руках;
• самому не быть бессовестным манипулятором;
• как можно реже выступать в роли обманутого, простофили, лоха, биомассы, части толпы;
• не быть затянутым в сомнительные группы (компании, организации, структуры, объединения, секты и пр.), угрожающие потерей репутации, самоуважения, благосостояния, семьи, свободы и даже жизни;
• будучи во власти любви, совершить, тем не менее, осознанный выбор партнера;
• не стать жертвой мошенников от политики, религии или криминалитета;
• веруя в Бога, не быть слепым фанатиком;
• уметь отличить истинного пастыря душ человеческих от воцерковленного политика, попа-бизнесмена или просто чиновника от церкви;
• быть солдатом, верным своей Родине, но никогда не стать военным преступником;
• не быть во власти социально опасных стереотипов и предубеждений;
• думать собственной головой, уметь ставить и решать самые сложные жизненные вопросы;
• иметь собственное мнение, уметь его формулировать, аргументировать, обсуждать с другими, углублять, а возможно, и менять;
• учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках окружающих;
• уметь прогнозировать последствия своих поступков;
• трезво оценивать свои слабые и сильные качества;
• развиваться, самосовершенствоваться, становиться лучше, добрее, великодушнее;
• всю жизнь познавать истину, отдавая себе отчет в том, что это процесс бесконечный;
• обрести прекрасное и увлекательное хобби на всю жизнь - ДУМАТЬ!
А что в наших силах?
Трудно определить, насколько эффективно всему этому учат наших детей в школах и вузах. Но многое и в наших силах. Что касается маленьких детей, то особое внимание следует уделять развивающим играм, головоломкам, задачам на логику. Кроме этого, разговаривайте с маленькими детьми о том, что хорошо и что плохо; правильно ли поступил герой сказки, фильма или кто-то из знакомых людей. Не осуждайте окружающих, а просто обсуждайте конкретные поступки и их последствия. Приучайте детей прогнозировать результаты своих действий. Прививайте им умение распознавать намерения окружающих (в том числе и нехорошие). При этом важно привить осторожность, но не трусость; здоровый скептицизм, но не цинизм; умение критически мыслить, но не критиканствовать. Это нелегко, но вместе с тем очень интересно - вместе с детьми размышлять, анализировать, делать выводы...
Не менее важно разговаривать о разных житейских историях и с детьми постарше. Полезно также обсуждать книги и фильмы в том плане, насколько правдиво они отражают жизнь. Это не только будет готовить детей к взрослой жизни, но и поможет сформировать с ними теплые доверительные отношения. Но для этого важно самим дружить со здравым смыслом, критически осмысливать окружающую действительность.
Научить детей можно только тому, что мы умеем сами
Один из важных аспектов критического мышления - умение противостоять манипуляциям. В этой связи - буквально несколько советов.
Ничего не принимайте на веру. Всегда старайтесь понять, в чем именно вас хотят убедить. Любите людей, верьте им, но не доверяйте никому, если дело связано с деньгами, документами, судьбой вашей семьи.
Никогда не принимайте поспешных, непродуманных решений, сразу говорите твердое «нет», если на вас оказывают давление. Если у вас высокая внушаемость, просто не идите на контакт с незнакомыми людьми, разного рода распространителями и пр. Прислушивайтесь к тем, кто хочет вас предостеречь от опрометчивого шага.
Интересуйтесь другими людьми, их внутренним миром, судьбами и повседневной жизнью. Тех, кто постарше, расспрашивайте о пережитом. Но и в этом случае не принимайте на веру все, что вам рассказывают. Многие склонны приукрашивать, фантазировать, подавать прошлые события в свете нынешних социально-политических реалий. Всегда перепроверяйте услышанное, расспрашивая других, читая книги, смотря документальные фильмы. Научитесь сравнивать информацию, представленную СМИ, со своей собственной жизнью, с тем, что вы видите и слышите от окружающих.
Процесс познания истины бесконечен. Думайте, слушайте, запоминайте, сравнивайте - и со временем у вас начнет вырисовываться достаточно объективная картина окружающего мира, нашего прошлого и настоящего.
Если вы будете так жить сами, то без труда научите такому образу мыслей и своих детей. Помните: для подростка навыки критического мышления жизненно необходимы, чтобы выжить в непростом взрослом мире, полном коварных ловушек и профессиональных «ловцов душ».
Дает ли все это гарантию того, что человек никогда не обманется и не станет объектом манипуляций? Конечно нет. Это было бы слишком просто. Именно об этом гласит народная мудрость. На всякого мудреца довольно простоты. И на старуху бывает проруха. Любовь зла... От ошибок не застрахован никто и никогда. Мы рады обманываться, охотно закрываем глаза на неприятное, нам хочется верить хоть во что-то и хоть кому-то. Весь вопрос - в какой мере. Никто не застрахован от ошибок, но нельзя, чтобы ошибкой стала вся жизнь. А именно это может случиться, если мы не будем учить наших детей жить осмысленно и с открытыми глазами. И если мы сами не будем этому учиться в течение всей своей жизни.