Битва за профессионализм

21 сентября, 2012, 13:01 Распечатать Выпуск №33, 21 сентября-28 сентября

По мнению работодателей, наиболее важными качествами молодых работников являются практически-профессиональные навыки, умение решать проблемные ситуации и опыт работы с клиентами — и именно этого последним чаще всего не хватает.

Сегодня мало получить высшее образование — нужно отстоять свою профессию на рынке труда. Что общего между рынком образования и рынком труда? Общие «застойные явления»: отсутствие анализа и прогноза о численности и квалификации необходимых экономике работников, отсутствие гибкой системы определения квалификации, а также призрачная связь вузов с потенциальными работодателями для своих выпускников. Сейчас непонятно, каким образом устраиваются на работу молодые юристы и экономисты, коих в стране переизбыток, а также инженеры, на чьи специальности в университетах всегда недобор.

По данным Государственной службы занятости, в первом полугодии 2012 года у нее на учете состояло 31697 выпускников вузов (для сравнения, в 2011 году их было 55603). Учитывая то, что молодые люди в целом неохотно становятся на учет как безработные, спасаясь подработками и считая себя «самозанятыми», это внушительная цифра. Всего службой в первом полугодии 2012 года зарегистрировано 17022 профессионала в области архитектуры и инженерного дела, потребность в которых у работодателей составляет 10569 человек, смогли устроиться на работу 5086 человек, соответственно, на одно свободное рабочее место претендуют 2 человека. Незанятых профессионалов в сфере правоведения, прокурорского надзора, правосудия и правоохранительной деятельности оказалось 8831, потребность у работодателей в сотрудниках составила 2800 человек, смогли трудоустроиться 1757 человек, на одно свободное рабочее место претендуют 3 человека. Среди профессионалов в области компьютеризации встали на учет как незанятые 3604 человека, потребность среди работодателей в сотрудниках составила 2158 человек, устроились на работу 998 человек, на одно свободное рабочее место претендуют 2 человека. На этом фоне совсем не радужно выглядят трудовые перспективы выпускника вузов.

Недавно довелось услышать от одного социального психолога, что мы находимся в либеральной модели рынка, когда он сам себя регулирует, — мы выпускаем специалиста и полагаем, что несмотря на то, что мы не обеспечили его работой, он сам как-то справится… Так оно и происходит: люди устраиваются не в этой стране, так в другой, не по основной специальности, так по смежной. Поэтому нашему рынку нужна некая качественная модель саморегулирования… 

Примечательно, что на первом месте среди специальностей, наиболее популярных для новоиспеченных первокурсников, судя по результатам вступительной кампании (по данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта), оказалась… филология (в министерстве предполагают, что иностранные языки). На эту специальность поступило 101984 заявления от тех, кто хотел стать бакалавром и учиться на стационаре. На втором месте правоведение — 64393 заявления, на третьем менеджмент — 59857 заявлений. Далее следуют: финансы и кредит — 57381 заявление, экономика предприятия —44395 заявлений, учет и аудит — 41393 заявления, компьютерные науки — 30037 заявлений, туризм — 25924 заявления, маркетинг — 24383 заявления и компьютерная инженерия — 22796 заявлений. 

Среди наименее популярных направлений подготовки бакалавров: рыбоводство (60 заявлений), фотоискусство (61 заявление), эстрадно-цирковое искусство (71 заявление). На «почетном» пятом месте в этом списке химическая инженерия — на эту специальность поступило 136 заявлений абитуриентов.

И вряд ли стоит ждать «прорыва» от абитуриентов, даже самых «продвинутых», если в стране не развивается производство.

Власть не устранит дисбаланс

Понятно, что вопрос устранения дисбаланса между рынком образования и рынком труда решится не в чиновничьих кабинетах, а в среде ученых и работодателей. На вопрос, насколько система образования соответствует потребностям рынка трудовых ресурсов и существует ли на этом рынке дисбаланс, Министерство образования и науки, молодежи и спорта ответило сухо. По данным департамента высшего образования, современное состояние несоответствия выпуска специалистов реальным потребностям рынка труда и перепроизводство специалистов по отдельным направлениям обусловлено влиянием многих факторов: отсутствием четкого и финансово обоснованного плана развития экономики и стремительными изменениями на рынке труда; массовой приватизацией объектов государственной собственности; существованием сети вузов различных форм собственности. На сегодня не полностью задействованы рыночные механизмы, в стороне от этих процессов остаются большинство предприятий и предпринимателей, которые лишь эпизодически осуществляют заказ на выпускников вузов. В министерстве считают, что проблемы решаются тогда, когда усиливается властная вертикаль: проводится работа по оптимизации сети вузов, с постепенной передачей вузов в подчинение министерства, а централизация управления высшим образованием должна обеспечить экономическую эффективность функционирования системы высшего образования.

Но любая централизация чиновничьих усилий абсолютно не предполагает повышения качества образования, не правда ли?

— Система высшего образования в стране не развивается с советских времен, а мимикрирует, — говорит президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Сергей Квит. — Она остается советской. А за качество образования нужно бороться самим университетам, как и за качество обязательных научных исследований. Нам необходима реальная университетская автономия. Конечно же, система высшего образования сегодня не соответствует потребностям рынка труда. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно не погрязать в частностях, а эффективно менять систему. Законопроект «О высшем образовании», который разработала наша рабочая группа во главе с академиком, ректором НТУ «КПИ» Михаилом Згуровским, создаст для системы высшего образования новую реальность.

Законопроект действительно прогрессивный. Дорогого стоит идея о создании Национального агентства по качеству высшего образования как независимого постоянно действующего коллегиального органа. Оно должно формировать требования к системе обеспечения качества высшего образования, проводить лицензионную экспертизу на предмет выдачи вузам лицензий на осуществление образовательной деятельности, а также утверждать стандарты высшего образования, разработанные соответствующими отраслевыми экспертными советами агентства с привлечением вузов, работодателей и их объединений, научных учреждений, экспертов и т.д.

В стандартах-то все и дело. Будет выпускник вуза безработным или нет, зависит от качества образования, практики и способностей. Как выяснилось, профессиональные качества в мире измеряются и стандартизуются. 

Дефицит специалистов — отсутствие производства

Дисбаланс между потребностями рынка труда и качеством образования выпускников украинских вузов стал одной из тем исследования в рамках проекта «Рейтинг вузов «Компас-2012», инициированного и профинансированного компанией «Систем Кэпитал Менеджмент» при содействии благотворительного фонда Рината Ахметова «Развитие Украины».

О природе этого дисбаланса рассказывает координатор проектов Киевского международного института социологии Андрей Кашин.

— Судя по украинским данным, а также по данным бывшего советского пространства, существует некоторый дисбаланс между качеством образования тех специалистов, которых готовит система высшего и среднего специального образования, и потребностями рынка труда. Эта проблема актуальна и для всего мира, но там много усилий прилагается к тому, чтобы этот дисбаланс устранить: проводятся разнообразные исследования, существуют разноплановые краткосрочные и долгосрочные прогнозы: какие квалификации будут необходимы рынку в целом и определенным секторам этого рынка, — так, в Евросоюзе для всех двадцати семи стран существуют прогнозы относительно занятости тех или иных специалистов в экономике. Там также есть секторальные объединения работодателей, регулирующих ряд вопросов, связанных с высшим образованием.

В Украине работа в этом направлении пока не является систематической, а, в основном, развивается за счет частных инициатив отдельных представителей бизнес-сообщества. К примеру, компания СКМ не так давно реализовывала проект под названием «Дискуссионный клуб», целью которого было улучшение взаимодействия бизнеса и высших учебных заведений. В рамках этого проекта встречались представители бизнеса, вузов и местной власти — они пытались найти эффективные практики развития сотрудничества.

Несомненно, работодатели должны принимать участие в разработке профессиональных стандартов, интересоваться процессом подготовки специалистов для своей отрасли, и, возможно, принимать в нем участие. В таком случае их нарекания на систему образования и на ее «продукцию» будут вполне обоснованными. Пока что большинство работодателей (из совсем небольшого числа тех, кто предпринимает какие-то шаги навстречу) налаживают связи с конкретными вузами и договариваются о подготовке специалистов под требования конкретного предприятия, но эта работа не носит систематического, масштабного характера.

— Интересно, кто из выпускников вузов с наибольшим трудом находит себе работу? Наверняка инженеры.

— Примечательно, что людям с техническим образованием легче найти работу, чем гуманитариям. Объективно для специалистов инженерно-технического направления у нас немного рабочих мест, а соответственно, нет особых перспектив, однако занятых среди них больше. Но в то же время специалисты инженерно-технического направления меньше работают по специальности. А это значит, что среди них должно быть много тех, кто устраивается на смежные должности или переквалифицируется — был инженером, стал программистом. Кроме того, востребованы на рынке труда IТ-специалисты.

— Почему мало людей поступает на инженерно-технические специальности?

— Они не особо престижны, и государством не проводится комплексной политики повышения их престижа. С одной стороны, используется такой инструмент, как госзаказ, — уменьшается государственное финансирование обучения на популярных сегодня юридических и экономических специальностях и увеличивается госзаказ для технических направлений подготовки. Если вести речь о высшем образовании, то, по данным МОНМС, в 2012 году существенно — по сравнению с
2011 годом — увеличен объем приема по госзаказу на такие направления подготовки, как электроника (почти на 34%), энергетика и энергетическое машиностроение (на 14,5%), радиотехника, радиоэлектронные аппараты, связь (почти на 25%), металлургия и материаловедение (на 64%), машиностроение и металлообработка (почти на 28%), химические технологии и инженерия (на 46%), авиационная и ракетно-космическая техника (на 44%), транспорт и транспортная инфраструктура (на 32%). Государство посредством этого механизма повышает заинтересованность к техническим специальностям. Но не проводится информационной кампании по увеличению престижа технического образования. К тому же, учиться на технических специальностях весьма сложно, нужно иметь соответствующую математическую подготовку.

— Какая перспектива открывается сегодня перед выпускниками вузов? Вынужденная переквалификация или все же «переучивание» профессии на практике?

— По результатам опроса выпускников, который проводится в рамках ежегодного проекта «Рейтинг вузов «Компас-2012» (опрашиваются выпускники пяти направлений: юридического, IТ, бизнес-экономического, инженерно-технического и архитектурно-строительного), в 2011 году постоянную работу на момент опроса имели 77% выпускников и у 17% никогда не было постоянной работы продолжительностью более шести месяцев. 6% опрошенных имели опыт работы, но на момент опроса не работали. Наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди молодых специалистов архитектурно-строительных специальностей: среди них у 26% никогда не было постоянной работы, 6% когда-то имели работу, но на момент опроса не работали, и 67% на момент опроса располагали постоянной работой. Интересно, что среди специалистов инженерно-технического направления 82% выпускников имели постоянную работу, 4% имели работу в прошлом и 14% никогда не имели постоянной работы. Кроме того, часто эти выпускники устраиваются на работу не по специальности, что свидетельствует об их высокой профессиональной мобильности. Можно предположить также, что в их профессиональной среде меньше конкуренция, поскольку при поступлении в вузы часто наблюдается недобор, и для этих специальностей характерен высокий показатель отчисляемости.

Около трети (32%) молодых специалистов, закончивших учебу в вузах приблизительно за полгода до опроса, никогда не имели постоянной работы, 60% были трудоустроены на постоянной основе. Уже среди выпускников 2009 года обнаружилось только 14% тех, кто никогда не имел постоянной работы. А те, кто окончил обучение более двух лет назад, на момент опроса были трудоустроены в абсолютном большинстве.

В 2011 году по специальности работали немногим более половины (53%) опрошенных выпускников по исследуемым нами направлениям. Больше всего трудоустроенных по специальности среди юристов (64%), несколько меньше — среди специалистов бизнес-экономического (50%), инженерно-технического (48%) и архитектурно-строительного (44%) направлений.

Современный рынок труда отличается повышенной профессиональной мобильностью, поскольку в условиях динамичной экономики некоторые специальности исчезают, другие появляются. Одним из ответов на постоянно изменяющийся рынок труда являются «программы обучения на протяжении всей жизни», которые активно развиваются в странах ЕС. В Украине также имеется ряд нормативных документов для внедрения такого образования, но пока это на уровне деклараций.

— Я знаю, что вы проводили опрос среди выпускников вузов и представителей компаний-работодателей на тему опыта трудоустройства, профессиональных навыков и компетенций выпускников. В 2012 году были опрошены представители 845 крупных и средних компаний-работодателей и 1156 выпускников из 232 вузов Украины. Какие требования к выпускникам предъявляют работодатели?

— Прежде всего они отмечают, что вряд ли в Украине найдется хотя бы один работодатель, который был бы полностью удовлетворен качеством подготовки выпускников. Как правило, наняв на работу, работодатель еще пару лет учит молодого специалиста, вкладывая в эту «доработку» время и средства. По оценкам и работодателей, и выпускников, лучшим свидетельством эффективности работы университета является практическая ценность и соответствие образовательных услуг потребностям рынка труда, а показатели научной деятельности и влияния на общественную жизнь отходят на второй план. Действительно, работодатели ощущают необходимость в прикладных знаниях выпускников, в то время как вузы делают упор на их теоретическую подготовку, — и отрыв практики от теории здесь огромен.

По мнению работодателей, наиболее важными качествами молодых работников являются практически-профессиональные навыки, умение решать проблемные ситуации и опыт работы с клиентами — и именно этого последним чаще всего не хватает. На нехватку у нынешних выпускников практических навыков жаловались 61% всех работодателей, на отсутствие умения решать проблемные ситуации указали 38%, 32% опрошенных ответили, что молодым специалистам не хватает навыков работы с клиентами. Помимо этого, четверть работодателей считает недостаточным у молодых специалистов уровень знания иностранных языков, опыта письменного и устного общения, менеджерских и аналитических навыков, а также теоретических знаний по специальности. Причем недостаточную компетентность молодых специалистов острее всего чувствуют крупные предприятия.

Около четверти работодателей (26%) указали, что за последние пять лет качество подготовки выпускников в украинских вузах ухудшилось, 30% полагают, что не изменилось, и 20% отметили улучшение качества их подготовки.

Характерно, что сами выпускники не всегда адекватно оценивают, каких навыков им не хватает. Так, наибольшее количество (46%) выпускников считают, что им не хватает знания иностранных языков. Четверть (25%) ощущают нехватку практических профессиональных навыков, 13% — менеджерских навыков и опыта работы с клиентами, 9% — аналитических навыков. Только 8% выпускников признают, что им не хватает умения решать проблемные ситуации (хотя на нехватку таких навыков у выпускников указали 38% работодателей). Еще меньше выпускников осознают, что им не хватает теоретических знаний, опыта письменного и устного общения, хотя каждый пятый работодатель указывает на дефицит этих качеств у выпускников. В то же время выпускники имеют свое мнение о том, какие наиболее важные навыки нужны работодателям. Их три: практические профессиональные навыки (их указали 51% опрошенных), работы с компьютером (39%), работы с клиентами (35%) и знание иностранных языков (33%). Тем временем работодатели демонстрируют иные приоритеты: от молодых специалистов они прежде всего требуют, помимо важных для 60% опрошенных профессиональных навыков, умения решать проблемные ситуации (39%) и навыков работы с людьми (28%). При приеме на работу работодатели прежде всего обращают внимание на креативность молодого специалиста, его способность анализировать информацию, системность мышления, способность к самообразованию (54%), стрессоустойчивость, гибкость, инициативность, ответственность (51%), уровень развития практических навыков по специальности (47%) и уровень развития коммуникативных навыков (37%).

К недостаткам современного образования работодатели относят отсутствие у самих преподавателей практического опыта работы, доступа к новинкам рынка в их сфере, а также формальный подход к прохождению студентами практики и устаревшее оборудование в вузах. Поэтому необходимые изменения, которые должны прийти в сферу высшего образования в стране, — это увеличение практической составляющей в образовательном процессе и обновление материально-технической базы вузов. Необходимо углублять сотрудничество между вузами и бизнесом, а это привлечение сотрудников компаний к проведению лекций и семинаров, студенческие и преподавательские практики на базе компаний.

Среди вузов, чьи выпускники чаще всего принимаются на работу в опрошенные компании, большинство представляют Киев — это НаУКМА, Киевский национальный университет  им. Т.Шевченко, НТУ «КПИ», КНЭУ, НАУ. А по результатам «Рейтинга вузов «Компас-2012», первое место среди наиболее успешных вузов стабильно удерживает Национальный технический университет «Киевский политехнический институт», далее идут: Киевский национальный университет им. Т.Г.Шевченко, Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Национальный университет «Львівська політехніка», Киевский национальный университет строительства и архитектуры. 

Как объединить рынок образования с рынком труда

В сфере высшего образования сегодня не обойтись без разработки профессиональных стандартов — они являются основой для разработки квалификаций на рынке труда. Рассказывает менеджер проектов компании «Систем Кэпитал Менеджмент» Наталья Гнилицкая:

— Большинство действующих в Украине характеристик профессий, перечень требований к их представителям утверждались еще в советские времена. Разрабатывали их методисты системы образования — люди, как правило, недостаточно знакомые с быстро меняющимися потребностями реального сектора экономики. Сегодня, по моему мнению, главная роль в формировании требований к квалификации работников должна принадлежать бизнесу, поскольку в этой сфере четче понимают, на каких его лучших практиках должны быть основаны профессиональные стандарты. Более того, по целому ряду специальностей сегодня может обеспечить подготовку преподавателей только бизнес.

Именно поэтому СКМ совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта, Конфедерацией работодателей Украины и Британским советом в Украине инициировала в 2011 году проект по созданию современных профессиональных стандартов — своего рода паспортов профессий. В этих паспортах будет четко написано, что должен знать и уметь специалист в определенной профессии, чтобы работодатель был готов принять его на работу, обеспечив достойную зарплату и возможности для карьерного роста. На сегодня нами разработаны профессиональные стандарты по таким профессиям: металлургия (инженер конвертерного производства, мастер конвертерного производства, сталевар конвертера, подручный сталевара конвертера), энергетика (инженер-электрик в энергетической сфере, инженер-электромеханик горный), журналистика (журналист мультимедийных изданий средств массовой информации, редактор мультимедийных изданий средств массовой информации). На основании этих паспортов профессий Министерство образования при поддержке работодателей будет формировать систему квалификаций, а вузы и ПТУ — учебные программы.

— Каким образом разрабатывались эти стандарты и кто будет внедрять их наряду с новыми образовательными стандартами в вузах?

— Для разработки паспортов профессий были созданы рабочие группы на предприятиях — они проанализировали, что делает успешный работник на реальном предприятии, какими навыками и знаниями он обладает. Потом из них выбрали самые важные и сформировали паспорт профессии или профстандарт. Для того, чтобы этот стандарт устраивал всю отрасль, он был представлен крупнейшим работодателям отрасли, и они внесли в него изменения. После отраслевого согласования профстандарты были переданы рабочей группе вузов, которую создало Министерство образования и науки, молодежи и спорта. Самой сложной частью работы является трансформация требований бизнеса в программы обучения, которые дадут выпускникам необходимые знания и навыки. Это не значит, что высшее образование сузится до потребностей производства, но выпускникам все же легче будет найти себе применение на реальном рынке труда. Новые образовательные стандарты как раз и формируются с учетом его потребностей. А внедрять их будут преподаватели. В тех случаях, когда для модернизации учебной программы потребуется стажировка преподавателя на предприятии, это будет обеспечено в рамках проекта. В будущем вузы смогут находить заказы на прикладные научные исследования для предприятий-партнеров.

Однако просто разработать отраслевые профстандарты недостаточно, со временем они будут нуждаться в обновлении. Успех проекта будет зависеть не только от усилий партнеров, но и от готовности преподавателей пилотных вузов учиться самим и по-новому обучать своих студентов.

Роль заказчика и партнера на рынке образования должны играть работодатели, поскольку сейчас бизнес за свой счет доучивает молодых сотрудников. В Европе работодатели участвуют в формировании образовательных стандартов, в работе системы контроля качества высшего образования, участвуют в преподавании, читая лекции, предоставляя студентам возможность пройти практику или провести исследование по заказу предприятия.

Для того, чтобы успешно вписаться в профессию, современным выпускникам вузов нужно обладать не просто необходимыми профессиональными навыками, а такими, которые работодатель сможет «взвесить» и «измерить». Подобная открытая и гибкая система оценки класса профессионала давно и успешно действует в Великобритании.

Рассказывает менеджер по проектам и партнерским связям Британского совета в Украине Елена Горшенева:

— Прежде всего на рынке образования и труда в Британии действуют отраслевые советы (Sector Skills Councils), всего их сегодня насчитывается 21. Это экспертно-аналитические центры, созданные работодателями для построения такой национальной системы профессиональных умений, которая максимально соответствовала бы потребностям рынка труда. Они осуществляют связь отрасли с государством, социальными партнерами и системой профессионального образования. Лицензированные правительством, отраслевые советы ведут серьезные исследования рынка труда и прогнозируют его развитие с точки зрения потребностей в профессиональных умениях. Они помогают производствам в поиске новых решений для обеспечения их квалифицированными кадрами, стимулируют инвестиции со стороны государства и работодателя в обучение персонала и создание новых рабочих мест. Работа над улучшением качества трудового потенциала имеет стратегическое значение, поскольку способствует экономическому росту отдельных предприятий и отраслей в целом.

Важнейшей сферой деятельности отраслевых советов является создание и обновление национальных профессиональных стандартов. На основе профстандартов происходит прием на работу, аттестация персонала, планирование повышения квалификации и карьерного роста, построение учебных модулей и новых квалификаций. Отраслевые советы предлагают свободный доступ к базе данных по профстандартам, а также предоставляют информацию о карьерных позициях в отрасли, их квалификационном уровне и возможностях, которые предлагает существующая система образования для получения необходимой квалификации.

Интересно, что в создании профессиональных квалификаций всех уровней сложности, от первого до восьмого в терминах Европейской рамки квалификаций, участвуют работодатели. Они либо создают и присуждают квалификации сами (при наличии права на такую деятельность), либо тесно сотрудничают с квалификационными центрами, занимающися созданием и присвоением профессиональных квалификаций разного профиля и уровня сложности. Несмотря на то, что университеты обладают правом присваивать степени своим выпускникам (пятый-восьмой уровни квалификаций по Европейской рамке квалификаций), в последнее время заметно усиливается взаимодействие академической университетской среды с работодателями, поскольку все стороны осознают необходимость для выпускников обладать такой квалификацией, которая позволит им найти достойную работу.

Как британцы оценивают квалификации потенциальных работников? Квалификационная программа обычно состоит из нескольких обучающих модулей, которые отличаются по характеру деятельности, а также по уровню ее сложности. Стандартизированное оценивание достигнутых результатов по каждому из модулей помогает увидеть профиль владения специальностью каждым отдельным индивидом. Например, если программа подготовки инженера не обеспечивает достаточной производственной практики, то это будет четко отражено в заявленных результатах обучения и, следовательно, в присвоенной квалификации. 

В Великобритании действует новая общенациональная рамка квалификаций, построенная в соответствии с принципами Европейской рамки и учитывающая как национальные особенности образовательных систем четырех составляющих Соединенного Королевства, так и различия академического и профессионального образования. Качество образования определяется тем, какую среду обучения и опыт предлагает образовательная программа соискателю квалификации или степени.

У нас в вузах с советских времен существуют образовательно-квалификационные характеристики и программы, но нет средств диагностики, то есть инструментов оценивания, и «живых» профессиональных стандартов, которые изменялись бы во времени и четко реагировали на технологические и сущностные изменения на рынке труда. Технологически образование должно быть прозрачным и надежным. С другой стороны, работодатели должны хорошо знать свои нынешние и будущие потребности: какие виды производства уходят, какие возникают, какие умения у персонала позволят производству быть гибким и конкурентоспособным. Нам нужны новые институции и специалисты, которые обеспечивали бы такие важные функции, как исследование рынка труда, построение квалификаций на основе профессиональных стандартов, стандартизированное оценивание результатов учения как обязательное условие для присвоения квалификации. Пока у нас этого нет, как и понятных механизмов взаимодействия рынка труда, образования и государства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно