Всё более отчаянные попытки России задушить украинскую экономику начинают затрагивать интересы Турции, вновь разжигая многовековое соперничество между двумя историческими противниками, пишет Politico.
Еще в 2016 году президент Турции Реджеп Эрдоган ворчал, что Черное море становится «российским озером», и выступал за создание совместного румынско-болгарско-турецкого флота НАТО, чтобы сбалансировать мощь России. Сейчас эти опасения только усилились.
Стратегический водный путь является жизненно важным связующим звеном для торговли энергетикой и сельхозпродукцией, обеспечивая снабжение большей части мира нефтью, газом и зерном.
Отношения Путина и Эрдогана усложняются разными темами: от прав крымских татар до войны в Сирии. Изначально Турция стремилась выступить в роли посредника в переговорах между Украиной и РФ, чтобы помочь россиянам сохранить открытыми их торговые пути, но теперь агрессия Путина становится все большей головной болью для Анкары.
Непосредственные проблемы Анкары двояки. Во-первых, война влияет на ее собственные корабли и линии снабжения, что вряд ли идеально подходит для страны, борющейся с сильной инфляцией. Во-вторых, российское зерновое эмбарго бросает тень на попытки Эрдогана представить себя лидером антизападного альянса стран Африки и Азии (особенно мусульманских), в то время как Москва оказывает влияние на глобальные цепочки поставок товаров.
В качестве возможного признака разочарования в Кремле Эрдоган теперь открыто поддерживает членство Украины в НАТО и, по-видимому, нарушил соглашение с Путиным в июле, позволив пяти высокопоставленным украинским командирам «Азова» вернуться домой.
В то время как бои бушуют в грязных окопах и заваленных руинами городах на востоке Украины, силы Москвы расширяют свои усилия по нанесению ударов по морской инфраструктуре Киева и даже прибегают к преследованию гражданских судов в международных водах.
В середине августа российские войска произвели предупредительные выстрелы и взяли на абордаж принадлежащее Турции грузовое судно «Шюкрю Окан», направлявшееся в турецкие воды, опубликовав видеоролик, на котором экипаж под дулом пистолета заставляют встать на колени. "Все суда, следующие по Черному морю в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов", - предупредили в российском Минобороны.
Этот шаг был предпринят через несколько недель после одностороннего выхода Кремля из зерновой сделки при посредничестве ООН, которая восстановила поток морских перевозок через Черное море и помогла снизить заоблачные цены на сельскохозяйственную продукцию. Соглашение, подписанное Турцией, гарантировало, что почти 33 миллиона тонн продуктов питания смогут покинуть заблокированные порты Украины, сопровождаемые через заминированные морские пути в Стамбул, прежде чем отправиться на важные развивающиеся рынки.
Ожидается, что оказание давления на Путина, чтобы тот вернулся за стол переговоров и возобновил соглашение о зерне, будет главным пунктом повестки дня Эрдогана на саммите в понедельник, при этом Омер Челик, представитель правящей партии Турции, намекает, что этот визит может вывести вопрос на новый уровень.
За разговорами о консенсусе и компромиссе скрываются два конкурирующих видения Черного моря.
«Черное море было объектом амбиций России на протяжении веков, и в ходе ее имперской экспансии у него не было конца столкновениям с Османской империей. Настолько, что до сих пор существуют националистические фантазии о том, что это «русское озеро», - сказал Сергей Радченко, профессор Школы перспективных международных исследований Джонса Хопкинса.
Но Турция контролирует стратегические проливы Босфор и Дарданеллы, которые соединяют Черное и Средиземное моря, и эту географию она намерена использовать в своих интересах.
«Турция позаботилась о том, чтобы у нее были хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной», - сказал Райан Гингерас, профессор кафедры национальной безопасности Школы последипломного образования ВМС США, отметив, что Анкара получила выгоду как от зерновой сделки, так и от «пособничества краденым партиям зерна», которое продает Москва.
Тем временем Турция отказалась последовать примеру своих союзников по НАТО и ввести санкции в отношении российской нефти. Вместо этого она воспользовалась скидками, чтобы увеличить импорт нефтепродуктов до 25,5 млн баррелей в июле - по сравнению со всего лишь 11,6 млн баррелей за тот же период в 2021 году, по данным аналитической компании Kpler.