Изменение ситуации безопасности в Украине, вокруг нее и в мире в целом, произошедшие из-за российской агрессии и ставшие ее последствием, наделили Украину императивным моральным и политическим правом инициировать новый Хельсинский процесс и проведение консультаций в соответствии с Будапештским меморандумом для обсуждения способов не только разрешения российско-украинского конфликта, но и нейтрализации новых угроз распространения ядерного оружия.
Таким мнением поделился в своей статье для ZN.UA доктор политических наук Виктор Котигоренко.
"Вопрос национальной безопасности Украины и восстановление полноты ее суверенитета, нарушенных российской агрессией, могут быть решены исключительно в координатах геополитической безопасности, но уж никак не в рамках "Трехсторонней контактной группы плюс 2". На европейском пространстве эти координаты были согласованы в процессе подготовки и по результатам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и зафиксированы Заключительным Актом Совещания, который подписали главы 35 государств 1 августа 1975 г", - говорится в статье.
Как отмечает Котигоренко, базовым параметрам Акта соответствовали заключенные после распада Советского Союза двусторонние договоры между Украиной и Россией, а также "Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия" от 5 декабря 1994 г.
"Вместе с Россией его подписали Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а также Соединенные Штаты Америки. Меморандум вступал в силу "с момента подписания". Китай и Франция Меморандум не подписывали. Гарантии безопасности Украины они огласили Заявлением правительства КНР от 4 декабря 1994 г. и Декларацией Франции с сопроводительным письмом президента Ф.Миттерана от 5 декабря 1994 г. Особенностью текстов двух последних документов, по сравнению с текстом Меморандума, является отсутствие в них положения, что эти две страны "будут проводить консультации в случае возникновения ситуации, вследствие которой возникает вопрос относительно этих обязательств", - говорится в статье.
По мнению Котигоренко, ныне в публичном дискурсе отсутствует информация о том, инициировала ли власть Украины проведение консультаций с государствами, подписавшими Будапештский меморандум, в связи с российской агрессией и фактами экономического давления, совершенными Россией относительно Украины ранее и совершаемыми до сих пор.
"Какие-либо попытки оправдать отсутствие соответствующих инициатив, в том числе не мотивированными по сути объяснениями, что Меморандум якобы не является международным договором и поэтому не имеет юридически обязующей силы, не могут быть убедительными. Столь же неубедительными будут и ссылки на англоязычную версию названия документа, где употреблено словосочетание security assurances, а не security guarantees. Первое в переводе ближе к украиноязычному "запевнення щодо безпеки", в отличие от второго, которое переводится именно как "гарантии безопасности", или "безпекові гарантії". Какими бы ни были тонкости перевода, они никоим образом не опровергают обязательств подписантов Меморандума проводить консультации относительно взятых ими на себя обязательств", - говорится в статье.
Напомним, что первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко заявляла, что Украина выполнила обязательства, предусмотренные Минскими соглашениями, в части предоставления особого статуса Донбассу. Закон об особенном статусе Донбасса не может вступить в силу до тех пор, пока на оккупированных территориях находятся российские войска, техника и самое главное – каждый день стреляют. Пока не отпущены заложники, а миссия ОБСЕ не имеет доступа на всю оккупированную территорию, подчеркивала она.
Отметим, что согласно Минских договоренностей, для предоставления Донбассу "особого статуса"предусматривается принятие изменений в Конституцию. В предложенном президентом Петром Порошенко проекте есть положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. (Как сообщало ZN.UA, сегодня принятие законов по ОРДЛО интересуют Кремль больше, чем конституционные изменения. По информации источников, Москва готова пойти на отсрочку конституционного процесса в Украине, но выдвигает свои условия).
Ранее сообщалось, что лишь 21% украинцев поддерживают внесение в Конституцию положения о том, что "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом", тогда как 49,1% выступают против.
Подробнее о выполнении Минских соглашений читайте в статье "Возможна ли жизнь вне Минска?" Виктора Котигоренко в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".