Когда я спросила генерала Коломийца о том, как давно он общался с кем-то из инспекторов дорожно-патрульной службы, которые, прячась «в бузине», довели до нервного срыва президента, Сергей Геннадиевич скромно заметил, что в кресло руководителя департамента ГАИ тоже не с неба свалился. Однако то ли времени с того славного момента прошло слишком много, то ли еще какие особые обстоятельства на память большого начальника подействовали, только в вопросе ликвидации (реформирования) украинской автомобильной инспекции сегодня представлены сразу две правды. Первая — хозяйничает в министерских кабинетах, обличает с экранов телевизоров, формирует общественное мнение на страницах газет и, похоже, греет насиженные места. Вторая, по обыкновению, прячется на трассах, бранится в оружейках, отмалчивается в забитых досками постах ДПС. Возможно, в точке их пересечения и могла бы состояться некая глубинная переплавка службы ГАИ, однако позиция, на которой сегодня, с легкой руки гаранта, удобно закрепились высшие милицейские чины, похоже, и этому государственному проекту не оставляет больших шансов.
«Кто крайний? Сержант Пэтрэнко»
Если образцовый постовой «дядя Степа» не брал, потому что тогда не давали, а киношный инспектор Зыкин — потому что был идейный и социализм строил, то деморализованный сержант Пэтрэнко в условиях развалившегося экономического чуда берет, ибо — дают. Вот, в принципе, и весь до боли простой месседж об инспекторе ГАИ, который и вошел в массовое употребление на территории постсоветского пространства. Именно его продолжила активно эксплуатировать и вновь избранная украинская власть.
На заре своего президентства Виктор Ющенко, по-видимому, почувствовал в новом министре МВД какие-то особые для противостояния коррупции задатки. Так и вышло. Чего только стоил облетевший всю страну перл главного милиционера в адрес того же сержанта Пэтрэнко, взявшего с него 20 гривен за превышение скорости на полтавской трассе. «Сколько тебе еще, собака, надо, чтобы ты народ перестал грабить?!» — спросил тогда министр, накинув накануне стражу порядка 300 гривен к окладу. Страж, конечно, обиделся, но, соблюдая субординацию, корректно промолчал. Не стали коллективно протестовать по поводу игнорирования бравым министром элементарных норм общественной и профессиональной этики и представители украинских СМИ. Позднее, своя рубашка окажется ближе к телу — на президента и его сына мы все-таки обидимся. Но это другая история. Как, впрочем, и история о показательной борьбе власти с коррупцией на объектах реприватизации, где законы все еще попирают, однако не за «червонец» в кармане, а за валютный счет в оффшоре. Здесь — точка.
О дальнейшей же судьбе крупного взяточника с большой дороги сегодня мало что известно. Сам Луценко вроде бы намекал на увольнение нерадивого. Сержант — на судебный иск за публичное оскорбление. Кстати, тогда же департамент ГАИ отдал распоряжение об изъятии у инспекторов так называемых «фар» — приборов для измерения скорости, дабы меньше раздражать водителей, министров и «самого президента», который не раз публично благодарил Юрия Витальевича «за успешную борьбу с коррупцией на дорогах». И это была первая ласточка предстоящего блиц-крига в отношении украинского ГАИ. Позже Виктор Ющенко заявил о необходимости убрать с трасс не только лишние приборы, но и тех, кто в силу служебных полномочий ими пользовался. Внутренние рекомендации милицейского ведомства на тот момент повергли в шок как рядовой, так и офицерский состав. «Работайте. Но так, чтобы вас не было видно», — сказали начальники. При этом от загнанных «в бузину» инспекторов потребовали не снижать показателей, продолжать предотвращать ДТП и раскрывать преступления. Не получилось... Президент три раза указал министру МВД на неудовлетворительную маскировку его подопечных, на четвертый — страна в ходе возмущенной речи Виктора Андреевича узнала о предстоящей ликвидации за сутки (!) Государственной автомобильной инспекции.
Не вывела ситуацию из состояния опасного политического трюка и либеральная формулировка президентского указа, вышедшего на следующий день. Там гарант, очевидно уже после профессиональных консультаций, заявил только о целесообразности ликвидировать ГАИ и не за сутки, как потребовал вчера, а в трехмесячный срок, при передаче функций обеспечения безопасности движения ведомству Луценко. Однако в тот же день 12 тысяч украинских «пэтрэнко» успели сдать нагрудные знаки, жетоны, оставшиеся «фары», запастись семечками и бесследно исчезнуть с украинских дорог. Результат — в ежедневных выпусках новостей телевизионных каналов. Количество погибших после 18 июля растет в геометрической прогрессии: если 1 июля 2004 в Украине погибло 19 человек, то тот же день 2005-го — унес 50 жизней. При этом показатели количества зафиксированных грубых нарушений ПДД (скорость, обгон, перекресток, пешеходный переход, красный свет и «пьяный за рулем») в милицейских сводках практически не значатся. Высшие же чины в погонах, отвечая на вопросы, «как с цепи сорвавшихся» журналистов, продолжают сетовать на жару и характеризовать ситуацию на дорогах как «объективный процесс», «результат перегруппировки сил», «важный толчок». Указывают генералы и на новый Админкодекс, который еще в 2001-м урезал полномочия инспектора и расслабил водителя. Тем самым хоть и задним числом, но обеспечивается алиби в очередной раз погоревшего на собственных эмоциях президента (читать — работодателя). Но это только с одной стороны. С другой, тем же попавшим в психологическую ловушку начальникам приходится не только правильно трактовать официальные государственные документы, но и регулярно присматриваться к настроению гаранта, прислушиваться к его устным командам, дабы не пропустить чего важного. Трудное это дело, говорят, зависеть от подобных вещей. Это еще хуже, чем от закона. Потому, по сути, проигнорирован официальный президентский указ. Потому претензии руководителей ГАИ к своим подчиненным в части несения службы снижены до минимума. Потому общественности приходится глотать очередные перлы типа «Наши люди теперь там, где нужна помощь, а не наказание» или «Через три месяца в Украине не будет инспекции, призванной карать, а будет служба — обязанная служить народу» Красиво, черт возьми! Демократично. И что самое главное — удобно! Если исходить из желания — сохранить кресло, к примеру, и звание. Или сберечь систему, если хотите. В то же время ни министр Луценко, ни генерал Коломиец и сотоварищи, рисуя в СМИ радужные картинки будущей жизни новой государственной службы безопасности дорожного движения (ГСБДД), так и не удосужились обнародовать некоторые деликатные подробности из жизни старой.
Картинка 1-я: провокационная
Рассмотреть ее вариации можно практически на любом участке украинской дороги. Стоит только захотеть и взять, к примеру, путевой лист первого встречного инспектора и сравнить показатель пробега автомобиля за смену с количеством выданного бензина. Генерал — проснитесь! В тот момент, когда ваш подчиненный сержант Пэтрэнко получает наряд на достойное несение службы, вы же и заливаете в бак его автомобиля аж 0,0 литра бензина. Максимум 5 — и то в отдельных особо продвинутых городах и весях. Вопрос: на какие средства Пэтрэнко купит бензин, для того чтобы обеспечить план показателей? На те, которые министр добавил к его зарплате? Или на те, которые возьмет на дороге? Дошло до абсурда. Так, норма пробега одного патрульного автомобиля составляет 10 тысяч километров в месяц. При круглосуточной работе. При этом расход бензина автомобиля отечественной марки — тонна. При нынешней цене это где-то 3 тысячи 700 гривен. Разбросаем на три смены и получим по 1200 — на патруль из двух инспекторов ДПС. То есть по 600 гривен — на душу. При зарплате в 800 гривен. Спрашиваю одного инспектора: на свои, что ли, покупаете? Смеется. Может, ездить меньше стали? Снова смеется.
В то же время, начальник департамента ГАИ, согласившись с тем, что служба «только на половину» обеспечена ГСМ, на полном серьезе продолжает утверждать, что если бензин у инспектора ДПС вдруг заканчивается, то его автомобиль просто останавливается. А может, он в таком случае вообще на работу не ездит? Да и как тогда быть с качеством несения службы? До 18 июля в том числе. Однако, согласно сводкам того же департамента — конвейер-то не сбоил. И выезжали, и выявляли, и догоняли, и на медэкспертизу пьяных за 100 километров доставляли… И милицию транспортом по первому звонку обеспечивали, и машины за свой счет ремонтировали, и колонны автобусов в летние лагеря сопровождали и еще много каких специальных команд вышестоящего руководства выполняли.
Вот и получается, что все эти годы дорога кормила и инспектора ГАИ, и его начальника, и само государство. Последнее, к тому же, не только провоцировало и без того деморализованного Пэтрэнко к взятке, действуя, что называется, его руками, но еще и публично отказалось разделить с ним ответственность за сей нелицеприятный факт. Вот и служи при таких подходах родной державе. Подставит и глазом не моргнет. Но это, скорее, школьникам на заметку. Можно даже в рамках очередного спецкурса о том, что такое государственное лицемерие и как с ним бороться?
Картинка 2-я: особо секретная
Не знаю, но, похоже, информацию об источниках доходов ГАИ кто-то когда-то отнес к разряду государственной тайны. По-видимому, исходя из этих соображений, генерал Коломиец и отказался обсуждать с автором крайне щепетильную тему финансов вверенной ему службы. Признаюсь, не удалось выяснить у Сергея Геннадиевича — ни сколько составляет бюджет госавтоинспекции, ни сколько она зарабатывает на предоставлении так называемых платных услуг, ни как полученные средства потом распределяет.
Секрет этот еще более интригует в контексте принятого в первом чтении закона Украины «О транспорте», где кровожадный Минтранс взял да и оторвал этот платный кусок у МВД. Коломиец говорит, что второго чтения не будет. В Раде активно работает группа специалистов-лоббистов от ГАИ и МВД. Пункт о переподчинении системы регистрации автомобилей и техосмотров ведомству Червоненко был внесен без обсуждения на профильных комитетах. К тому же, по словам Сергея Геннадиевича, уже заболевших выборами депутатов, сейчас мало интересуют такие мелочи, как ситуация на дорогах. Потому проголосовали в первом чтении, по обыкновению, не вникнув в суть.
А суть, которую так и не пожелали разъяснить в кабинетах департамента в том, что такие ценные функции государственного контроля, как регистрация автомобилей, техосмотры и прочие платные услуги в сфере организации дорожного движения, практически содержат украинскую милицию. И не только. Согласно неофициальным источникам, через МРЭО небольшой области в день проходит более 150 тысяч гривен. В месяц — 4,5 миллиона. В год — почти 50. В Украине пока еще 24 области. Считайте. 20 процентов средств якобы уходят в департамент, столько же в МВД, остальные остаются в областных управлениях ГАИ. Вот так и хочется кого-нибудь спросить: почему при таких доходах службы вечно крайний украинский инспектор продолжает сидеть на «нулях»? А?
Картинка 3-я: инновационная
Похоже, уже к середине октября к сержанту Пэтрэнко может вернуться былая слава. Шо я для того маю зробити? Не волнуйтесь, — обо всем уже позаботились ваши руководители! Во-первых, вам предстоит пройти систему тестов, которая подтвердит квалификацию. Во-вторых, ваше личное дело и родословную досконально изучит специальная комиссия, дабы убедиться, что вы, сержант, не совсем еще потерянный для общества индивид. В-третьих, вам предстоит купить новое более вместительное портмоне, а также проститься с родной «шахой», пересев в современный патрульный автомобиль. Затем освоить приемы оперативного реагирования на сигналы камер слежения, оборудованных, кстати, не только на особо опасных участках дорог и постах, а и в салоне вашего нового железного друга. А это еще зачем? Чтобы вы, уважаемый инспектор, ни на минуту не забывали о чести вашего, заметим, только что сшитого мундира работника ГСБДД (!). Теперь получите жетон, жезл, печать для вашего начальника и благословение руководителя той державы, на которую вам предстоит хорошо поработать. Идите, идите сержант… Главное — не подведите…
И это, знаете ли, не сон очумевшего Пэтрэнко. Это всего-навсего проект, который собирается явить 1 сентября Верховной Раде Кабмин в лице милицейской элиты.
— И во сколько ж обойдется это европейское счастье? — спрашиваю у уже известного читателю, генерала.
— Всего в 12 миллионов из резервного фонда Кабмина на атрибутику новой службы, — парирует тот.
А остальное? Камеры слежения, портмоне там и пр…? Это все из внутренних резервов службы. А где ж, простите, эти резервы раньше лежали?! Ну не забывайте, что количество работников новой ГСБДД и Патрульной службы, в которую войдут работники ДПС и ППС, будет сокращено. (Про скрытые резервы платных услуг — снова молчок, как и о том, кто и сколько заработает на изготовлении всех этих «необходимых» деталей реформирования). Государственная служба безопасности дорожного движения займется обеспечением порядка на стратегических трассах, сопровождением, а также регистрацией автомобилей. Патрули же будут обеспечивать порядок на улицах и дорогах в специально закрепленных за каждым экипажем квадратах, на которые будут поделены украинские города. А показатели? Никаких. Разве что главные: проезжаемость, аварийность и общественное мнение. Плюс система высоких штрафов за грубые нарушения правил дорожного движения. Плюс возвращение полномочий инспектору, который, в отличие от судов, за четыре года действия нового админкодекса, взыскавших с нарушителей только 20 процентов от всей суммы оформленных штрафов, не только приносил доход казне, а и олицетворял принцип неотвратимости наказания. Реформе быть. И новый комплексный закон о дорожном движении, который сегодня готовят аналитики департамента и МВД, представит парламенту сам президент.
Картинка 4-я: правовая
…Черный джип последней модели резко затормозил на участке житомирской трассы.
— Инспектор Пэтрэнко, — взял под козырек наш герой, — превышаете?
— Народный депутат Пупкин, — выстрелило в ответ.
— Счастливого пути!..
Это свеженькое наблюдение из последней командировки. Однако как не уговаривала инспектора назвать фамилию водителя джипа — стена! Даже приказ рядом стоящего командира отдельной роты ДПС управления ГАИ в Житомирской области Александра Перина силы не возымел. Простите, говорит, прочитать ее окаянную не успел. Но отпустил. Без протокола и объяснений. А почему? Потому что не хочет связываться. Потому что все равно — крайний. Потому как знает, что сегодня защиты ему нет ни от власти, ни от собственных руководителей. Гражданин же, избранный эту самую защиту организовывать, дал газу — и поминай как звали... Эх, сержант Пэтрэнко…
…Не так давно «ЗН» писало об одном довольно показательном исследовании зарубежных социологов. Как оказалось, 10 процентов граждан любой страны нарушать законы будут всегда и при любой власти. Еще десять наделены гипертрофированной порядочностью по умолчанию, что в любой ситуации позволит им остаться на высоте. Остальные 80 процентов будут поступать так же, как властная политическая элита.
Итак, что имеем? Во-первых, инициативу президента навести порядок на украинских дорогах. Во-вторых, причины беспорядка, в которых замешан не столько рядовой сержант, сколько само государство, которому он служит. В-третьих, нежелание власти это признать. В-четвертых, желание исполнить волю своего президента.
Разорвать круг можно, только признав второе. В противном случае реформу уже на стадии ее подготовки можно считать обычной профанацией в рамках предвыборного, личного и еще Бог знает какого пиара. Но готовы ли к такому шагу генералы МВД, министры Кабмина, депутаты парламента и сам президент?! Вопрос остается открытым.