Тысячи украинских моряков брошены в чужих портах
на произвол судьбы
Почти треть флота - 80 из 120 теплоходов крупной судоходной компании Черноморского морского пароходства арестована в иностранных портах за просроченные долги инофирмам-партнерам. Поистине трудно найти факт, более красноречиво характеризующий уровень руководства морской отраслью Украины. Ладно бы ржавели и гнили в чужих гаванях суда, но вместе с ними, на борту, теряют здоровье, последние надежды, а иногда и жизнь первоклассные украинские торговые моряки. Причем не только экипажи теплоходов, «обездвиженных» у причалов и на рейдах вердиктами судей, назначивших их продажу с аукциона.
Вот факс, полученный из далекой Калькутты. «Пятую неделю судно обесточено, - сообщают моряки теплохода «Тойво Антикайнен» руководству ГСК «ЧМП» и Объединенного комитета морского профсоюза. - В условиях тропической жары, мусонных дождей экипаж живет под тентом на крыше трюма №4, палубах мостика, лишенный возможности нормально питаться, мыться, пользоваться туалетом. Основное питание: рис, макароны, чай - варим на костре. Для растопки используется все, что может гореть. Люди моются под дождем, на судне полная антисанитария, по жилым и служебным помещениям разгуливают крысы. Переведенные 35 000 долларов США до нас дошли в виде 100 тонн пресной воды… Агент фрахтователя на судне не появляется более месяца. Протектинг-агент фирмы Чиной Чалбани деньги, пересланные на зарплату экипажу в долларах, не выдает, постоянно сталкиваемся с обманом со стороны агентов, шипчандлера. Экипаж доведен до крайности. Настоящее послание является последним криком о помощи…»
Увы - не расслышали его ни в пароходстве, ни в его менеджментской компании «Укртрамп». Неделю спустя, в конце июля, ситуация ухудшилась. «Восемь членов экипажа, - сообщает капитан Макеев, - переболели малярией, гриппом. Сейчас четверо болеют лихорадкой. Возникает опасность эпидемобстановки. Мягкая мебель в каютах покрывается плесенью, гниет…»
Однако на все просьбы из Одессы один ответ: «нет денег». С таким же безразличием руководства ЧМП сталкиваются десятки других экипажей. «23 апреля закончилось дизтопливо, судно обесточено, 3 мая была подтверждена бункеровка, затем отменена, перспективы никем не сообщаются, - радирует из Роттердама капитан теплохода «Мед Скай» Субин. - Это абсолютное игнорирование наших нужд, жизненных потребностей. Многократно прошу подтвердить оплату командировочных экипажу за период отсутствия топлива на борту». Не получив ответа, капитан арестованного два года назад судна уточняет в следующей радиограмме: «По причине отсутствия дизтоплива… не работают камбуз, отопление, умывальники, туалеты, душевые. В коридорах темно, опасно ходить по трапам, не работает вентиляция… Убедительно прошу дать рекомендации по выживанию в свете вашей инструкции 1271 от 24.04.97 г. «не обращаться за защитой своих прав в адвокатские фирмы». Что же делать? Капитан Субин».
С ответом Одесса не торопится. В адрес пароходства и Минтранса подобные послания идут потоком. «С 26 апреля арестован в порту Мерсин (Турция) теплоход «Сочи». Находится на внешнем рейде. Экипаж без воды, без еды, без зарплаты. Судно находится в рейсе с 26 августа 1996 г. Обстановка тяжелейшая… Сроки смены экипажа и выплаты зарплаты, указанные в контракте, нарушены, законодательство - тоже». В подобных условиях оказался на рейде порта Сингапур и экипаж теплохода «Андриан Гончаров»: «на судне сложилась экстремальная ситуация, тяжелая психологическая обстановка в связи с пребыванием экипажа на внешнем рейде… С 30 сентября 1996 года экипаж не имел выхода на берег…» И та же просьба «незамедлительно принять решение в отношении зарплаты и смены экипажа, так как сроки, указанные в контракте, нарушены».
А содержание радиограммы капитана теплохода «Петр Дутов» Науменко вообще потрясает безысходностью: «Двадцать восьмые сутки обесточены, четвертые сутки нет воды, продуктов, подошли к последней черте, дальше - мучительная смерть. Воду выдаем по 200 граммов в сутки. Судно стоит… в тропической зоне».
В подобных условиях оказался недавно и экипаж проданного с аукциона теплохода «Дмитрий Полуян», вынужденный обратиться в Объединенный комитет морских профсоюзов, поскольку при продаже судна руководство ЧМП просто-напросто «забыло» 29 членов экипажа в мальтийском порту Ла-Валетта «без воды, продовольствия и зарплаты за последний год работы». Уже Объединенный профком потребовал «немедленного принятия экстренных мер по разрешению катастрофической ситуации» от Кабмина и Минтранса Украины с учетом отсутствия «гарантий, что иски экипажа будут удовлетворены. Вплоть до мер, предусмотренных статьей 55 Кодекса торгового мореплавания, которая гласит: «Если судовладелец не может организовать репатриацию и оплатить расходы, эти обязанности выполняют уполномоченные на это Кабинетом министров Украины органы с дальнейшим взысканием ими с судовладельца затрат в безакцептном порядке».
Возникает вопрос: почему правовой беспредел становится неотъемлемой частью жизни? Почему украинские моряки оказались в положении настолько бесправных, что нагло обидеть и обобрать их может любой: от агента до фрахтователя и судовладельца? Ответ очевиден: украинские мореходы стали заложниками бездарной политики как руководства судоходной компании, так и чиновников Минтранса, действия которых в условиях продолжающейся кадровой чехарды меньше всего свидетельствуют о поисках реальных путей выхода морской отрасли из затянувшегося кризиса. Наоборот! Скорее всего напоминают неуклюжие попытки агентов по распродаже имущества побыстрее избавиться от порученного товара - десятков судов. Разве вспомнишь тут о судьбах «забытых» в инопортах экипажей, а тем более отдельных моряков? Не потому ли даже экстраординарный случай - самоубийство моториста «Мед Ская» Богданова, выбросившегося 30 мая текущего года с 25-метровой высоты за борт судна в порту Роттердам, - не «всколыхнул» руководство пароходства? Труп моряка с арестованного теплохода пришлось отправлять из Голландии в Одессу - в долг. А затем вновь возникла совершенно «отечественная» постановка проблемы: кто же должен долг возвратить, коль пароходство не торопится?
Впрочем, возможно, последние кадровые изменения на флагманском мостике ЧМП и штабе отрасли в конце концов изменят ситуацию в лучшую сторону. На это очень надеются тысячи украинских моряков.