Стефан Джексон - один из ведущих британских экспертов в области оценки качества образования, заместитель директора по международным программам Агентства по оценке качества высшего образования (The Quality Assurance Agency for Higher Education - QAA). Мы записали это интервью в перерыве между сессиями семинара "Внедрение и поддержка образовательных стандартов в высшем образовании", прошедшего несколько дней назад в Киеве при поддержке Британского совета в Украине.
- Давайте начнем разговор с организации, которую вы представляете. Расскажите, пожалуйста, об истории и основных направлениях деятельности Агентства по оценке качества высшего образования?
- Большое спасибо за вопрос. Прежде всего, я хочу сказать, что очень рад находиться здесь, в Киеве, и участвовать в столь интересной и полезной дискуссии о путях развития высшего образования в Украине. Моя профессиональная деятельность достаточно давно связана с QAA, я начал сотрудничать с ними в конце 90-х прошлого века в качестве независимого эксперта - тогда я работал в одном из университетов Ливерпуля. А в 2002-м я стал директором по международным программам QAA и проработал в этой должности до выхода на пенсию в 2014-м, и теперь продолжаю работать на нынешней должности. Наше агентство было основано в 1997 г. До этого качество высшего образования в стране оценивал Совет по качеству высшего образования (Higher Education Quality Council), созданный потому, что у правительства возникла потребность в профессиональной и независимой оценке качества высшего образования для адекватного распределения бюджетных средств. Поскольку до этого подобная практика существовала в среднем образовании, правительство сначала хотело воспользоваться услугами соответствующих инспекторов, но ректоры университетов решительно воспротивились этому, и в результате возникла данная институция. То есть британская практика независимой оценки качества высшего образования насчитывает уже почти три десятилетия.
- Какие главные изменения произошли в системе высшего образования Великобритании за последние два десятилетия?
- Главное изменение в нашей сфере - это интенсивное увеличение степени вовлечения студентов в процесс оценки высшего образования. Выросли ожидания студентов от высшего образования: они нацелены на то, чтобы получать качественные образовательные услуги - ведь учеба связана со значительными материальными затратами, поэтому студенты вполне закономерно хотят получить максимум информации о качественном уровне данных услуг. Кроме того, мы наблюдаем активное развитие системы высшего образования, значительное увеличение числа студентов, которые учатся как в Великобритании, так и за ее пределами. Также университеты стали более "чувствительными" к требованиям работодателей и правительства относительно собственной деятельности.
- Ваше Агентство оценивает как элитные британские университеты, которые признаны во всем мире и имеют многовековую историю, так и массовые высшие образовательные учреждения. С каким типом вузов вам легче работать?
- О, это интересный вопрос! Действительно, в Великобритании - чрезвычайно дифференцированный сектор высшего образования. С одной стороны, это знаменитые университеты мирового класса с высочайшей репутацией, с другой - небольшие частные институты, предоставляющие отдельные образовательные услуги в контексте высшего образования. Но у нас в QAA есть железное правило - наши принципы и стандарты должны быть одинаковыми для всех. Думаю, представители университетов хотели бы более дифференцированных подходов, которые учитывали бы конкретный тип и специфику образовательного учреждения. Мы же считаем, что студенты должны получать определенный уровень образования в любом заведении высшего образования, и несем ответственность за признание его соответствия данным принципам и стандартам.
- Уже больше десяти лет вы профессионально оцениваете качество британского высшего образования. Какие сложности при осуществлении этого процесса возникали лично у вас, какие особые случаи запомнились?
- Сложности, увы, возникают достаточно регулярно - ведь результаты оценки далеко не всегда совпадают с ожиданиями руководства высших учебных заведений. Работать с университетами нам достаточно просто, так как они имеют собственную систему оценки качества, и мы лишь подтверждаем ее соответствие существующим стандартам. А вот ситуация с образовательными учреждениями, которые хотят получить право присуждать академические степени, - не столь однозначна. Такие вузы очень трепетно относятся и к процессу, и, особенно, к результатам нашей деятельности, поэтому я могу вспомнить несколько напряженных и сложных разговоров с их руководителями по результатам нашей оценки. Хочу при этом отметить, что мы лишь оцениваем образовательные учреждения и, в случае негативной оценки, никак не распространяем информацию о ней. То есть спустя некоторое время образовательное учреждение может устранить недостатки, пройти оценку и в конечном итоге получить право присуждать академические степени. Но руководство таких учреждений часто бывает слишком нетерпеливым и хочет немедленно получить позитивный ответ от QAA.
- Во время семинара вы упоминали о международной деятельности QAA. Не могли бы рассказать о ней более подробно?
- Да, я говорил о нашем нынешнем совместном проекте с министерством образования Албании. Мы хотим помочь создать в этой стране эффективную систему оценки качества высшего образования. Причем это не оценка нами албанской системы высшего образования, а лишь поддержка в разработке методологии оценки и поддержании контактов с высокопрофессиональными экспертами. Надеюсь, в результате этого проекта Албанское агентство оценки качества высшего образования сможет успешно осуществлять свои функции. А наш самый последний международный проект связан с оценкой качества высшего образования в Макао - автономной территории в составе КНР и бывшей португальской колонии. У них вообще нет организации, которая бы оценивала качество образования. Поэтому руководство Макао решило привлечь нас к данной работе и поручило оценить качество образования в двух высших учебных заведениях. Причем мы не навязываем им британские принципы и практики, а руководствуемся универсальными подходами и стандартами в области высшего образования.
- В течение последнего десятилетия университетские рейтинги стали влиятельным инструментом образовательной политики. Причем два ведущих международных рейтинга (Таймс-Томсон Рейтерс и QS) являются британскими продуктами. Как рост популярности университетских рейтингов влияет на традиционные системы оценки качества высшего образования?
- Да, конечно, сейчас университетские рейтинги вызывают большой интерес средств массовой информации и широкой общественности. Многие хотят разобраться, насколько хорош тот или иной университет по сравнению с другими. Хорошая репутация чрезвычайно важна для высших учебных заведений. Родители хотят, чтобы их дети учились в лучших университетах, посему им интересен именно сравнительный аспект. Мы же просто оцениваем соответствие университета неким определяющим стандартам. Поэтому мы не сравниваем высшие учебные заведения, каждое из которых, по нашему мнению, должно отвечать единым принципам и стандартам.
- Вы уже второй раз приезжаете в Украину. Не могли бы дать оценку системы высшего образования нашей страны и перспектив ее интеграции в европейское образовательное пространство?
- Начну с того, что в европейском образовательном пространстве существуют согласованные образовательные стандарты и формы университетской деятельности, и украинские университеты достаточно близки к ним. Я вижу, как серьезно вы относитесь к процессам реформирования образования и интеграции его в европейский контекст. Меня впечатляет масштаб трансформаций, с которыми сталкивается украинское высшее образование. Переход от советской системы образования к европейской - это сложный процесс, требующий длительного времени и значительных усилий. Это не просто некие формальные изменения, это культурная трансформация и битва за умы и сердца людей. В этой связи наличие организации, занимающейся оценкой качества высшего образования, - чрезвычайно важно. Причем эта организация должна быть независимой от министерства образования и прочих государственных органов. Я не вижу никаких серьезных препятствий для того, чтобы система высшего образования Украины стала частью европейского образовательного пространства. Тем более принципы, на которых основано ваше образование, аналогичны европейским. И еще - здесь, в Киеве, меня очень впечатляет оптимизм украинцев, их желание позитивных перемен и создания новых возможностей для дальнейшего развития.
- Что бы вы хотели посоветовать украинским коллегам, чтобы сделать эту интеграцию максимально быстрой и успешной?
- Прежде всего, нужно активно сотрудничать с европейскими университетами, изучать их опыт поддержки стандартов высшего образования и внедрять соответствующие практики. Ведь это наша общая задача - обеспечить студентам качественное образование европейского уровня.