Есть много рекомендаций о том, как подготовиться к блэкаутам дома: пауэрбанки, «экофлоу», генераторы. А что делать школе? Дети проводят здесь полдня, а кое-кто и весь день. И за это время их надо не только учить (следовательно, нужно качественное освещение для чтения-письма и работы разной техники вроде проекторов или интерактивных досок), но еще и кормить.
Да, в школах есть генераторы, но они не потянут освещение всей школы. Поэтому директора каждое утро смотрят графики отключений и решают, что прежде всего подсоединить к питанию. Например, сегодня в нашей школе не было света утром, и это значит, что столовой было сложно приготовить завтрак, даже на генераторе. Поэтому мы выбрали блюда, которые будут питательны и полезны, но не потребуют значительных затрат электроэнергии. И подобные решения каждому директору приходится принимать постоянно.
Недавно Министерство образования и науки Украины опубликовало письмо №1/24197-25 «Об организации образовательного процесса в условиях возможных масштабных отключений электроснабжения». Суть этих рекомендаций сводится к следующему: обеспечить школы источниками питания (только не указано, где взять на это средства) и организовать при необходимости разные форматы обучения (дистанционное, смешанное, асинхронное — видеозаписи уроков). Также, чтобы максимально использовать световой день и иметь возможность подстраиваться под графики отключения света, школам предлагают рассмотреть как вариант шестидневную рабочую неделю и обучение в две смены. Такое письмо нужно было на вчера, до того, как начался период блэкаутов. В таком случае школы могли бы лучше подготовиться к работе в сложных условиях.
Вообще документы МОН слишком часто появляются с опозданием, и это не единственный их недостаток. Нередко их принимают без предварительных консультаций с теми, кто ежедневно работает в учебных заведениях, и без тестирования новых идей. В итоге министерские инструкции и рекомендации иногда оказываются непрактичными или неприемлемыми для реальных условий во время войны, и их неоднозначно воспринимают педагоги и родители. Министерству нужно осознавать: каждое его письмо влияет не только на школу, но и на семьи, которые и так находятся в состоянии постоянного психологического напряжения из-за войны. Поэтому они нуждаются во взвешенной коммуникации.
Так что, письмо МОН, которое должно было помочь школам, послужило причиной волны вопросов и тревоги. Особенно остро восприняли родители и учителя рекомендации о возможном переходе на шестидневную рабочую неделю и пролонгацию учебного года до конца июня. Ведь эти изменения нарушают обычный ритм жизни семей, и без того привязанный к блэкаутам и воздушным тревогам, а также создают дополнительную нагрузку и усиливают чувство неопределенности.
Что предлагает Ассоциация руководителей школ Украины
В этой ситуации нужно не просто обсуждать ее, а принимать конкретные управленческие решения. Ассоциация руководителей школ Украины предлагает такие шаги.
- Создать экспертную рабочую группу при МОН для обработки вышеуказанного письма министерства и будущих документов. Рекомендации, приказы и постановления о работе школ во время блэкаутов без реальной экспертизы нежизнеспособны. В группу должны войти директора школ, представители департаментов образования, специалисты по гражданской обороне.
- Ввести механизм оперативной обратной связи для руководителей образовательных заведений: онлайн-форму, круглосуточную горячу линию и т.п. Это позволит быстро исправлять ошибочные решения и реагировать на вызовы. Как говорят сами педагоги: «Была бы горячая линия, мы бы за один час объяснили, почему половина пунктов письма МОН нереалистичны в наших условиях».
- Школам необходим инструмент, который поможет правильно реагировать в сложных ситуациях. Вместо общих деклараций и громоздких 12-страничных документов нужно создать четкие инструкции в виде практических чек-листов. Например, семь необходимых шагов, которые должна сделать школа, чтобы подготовиться к блэкауту; пять ключевых действий — во время блэкаута, четыре процедуры — после восстановления питания.
- Распространять лучший опыт — реальные, жизнеспособные модели адаптации и рекомендации для разных типов школ: больших городских и малых сельских, с укрытиями и без них. Одним из таких кейсов может стать, например, «киевский алгоритм».
Столичная система образования еще до осенних каникул разработала и внедрила четкий план действий на случай блэкаутов. Он содержит конкретные инструкции для школ. Этот документ утвердили педсоветы школ, и он уже работает. Более того, другие громады начали его перенимать при поддержке Ассоциации директоров школ. Так, вместе с полтавскими коллегами киевляне организовали «Образовательные диалоги», где директор столичного лицея № 34 Алевтина Багинская представила пошаговую модель реагирования на отключение электроснабжения, согласованную педагогическим коллективом и внедренную в школе. Этот пример еще раз показал: качественный менеджмент на местах часто опережает централизованные разъяснения.
Материальная база — вопрос, который уже нельзя откладывать
Но настоящая проблема готовности школ к работе во время блэкаутов — не в отсутствии алгоритмов (этот вопрос решают). Проблема в материально-техническом обеспечении, которое нуждается в финансировании, а следовательно в системном государственном подходе.
Украине нужна Государственная программа энергоутойчивых школ, по которой в учебных заведениях появятся:
- мощные генераторы;
- системы бесперебойного питания;
- аккумуляторные батареи длительного действия;
- альтернативные источники энергии, в частности солнечные панели на крышах школ;
- утепление, энергоэффективное освещение и модернизированные электросети.
Школа — это критическая инфраструктура. От ее стабильной работы зависит не только непрерывность обучения, но и психологическая безопасность детей и их семей. Ведь «освіта» происходит от слова «свет».
