Евроизмерение как костюм на вырост для украинского образования

Поделиться
Последние полгода мне приходилось принимать участие в нескольких публичных мероприятиях (семина...

Последние полгода мне приходилось принимать участие в нескольких публичных мероприятиях (семинарах, круглых столах, конференциях) с красноречивыми названиями типа: «Зміст шкільної освіти у контексті європейської та євроатлантичної інтеграції», «Європейські студії в школах України», «Європейський вимір в освіті» и тому подобное. Со временем, анализируя «сухой остаток» от потока слов о будущем «евроремонте» украинской школы, понял, что на этих собраниях меня охватывали два ощущения.

Первое: я попал в круг людей, пораженных одной болезнью — ностальгией по будущему, по той Европе, которую мы так и не построили в собственном доме. Людей, понимающих, что, возможно, тот костюм, который мы шьем по европейским меркам для украинской системы образования, будет пока великоват и в нем сначала будет ощущаться определенный дискомфорт, но нужно иметь в виду — он заказывается «на вырост». Это значительно лучше, чем находиться в нынешней ситуации, когда перед нами открылись широкие горизонты современного образования, а большинство из нас только беспомощно разводит руками, повторяя поговорку: «Что с того, что мир такой широкий, когда тесен собственный ботинок?!»

Второе: мы ищем европейское измерение образования примерно так, как описано в восточной притче о слепых, ощупывавших слона. Кто-то из них ощупывал хвост и делал вывод, что слон тонкий, кто-то ощупывал хобот, кто-то ноги...

Мы тоже изучаем то западноевропейский опыт экономического образования, то сосредоточиваемся на гражданском образовании, то пробуем обогатить программы по географии... Правда, мы продолжаем двигаться дальше в осмыслении евростандартов образования и постепенно находим способ увидеть «слона» в целом.

Где взять проевропейски настроенного учителя?

Главным преимуществом эры глобализации является то, что после падения «железного занавеса» у нас появились дети, которых интересует весь мир и они не равнодушны к тому, что в нем происходит. Они, например, готовы разделить свою радость по поводу победы Русланы на конкурсе «Евровидения». Они путают Святого Николая, Деда Мороза и Санта Клауса, не имеют никаких предубеждений по поводу НАТО... Такими они стали благодаря Интернету, Голливуду, МТV или собственным родителям, имеющим теперь возможность повезти свое чадо в Западную Европу тогда, когда едут «в Париж по делу, срочно».

Но, к сожалению, абсолютное большинство наших педагогов имеют отдаленное представление о Европе. Сугубо экономические факторы делают для них Европу почти столь же недосягаемой, как Марс. По крайней мере для учительницы истории из Куцеволовской школы вероятность путешествия по Западной Европе во время летних каникул все еще почти такая же, как и вероятность межпланетных контактов.

Поэтому имеется проблема — где нам взять проевропейского, глобально ориентированного учителя, дабы не вышло так, что, преподавая курс «Європейські студії», они, по точному выражению М.Жванецкого, будут «спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел».

Растим украинца
и гражданина мира

Вряд ли у кого-то вызовет возражение банальная истина: закономерностью нашего времени является переход от национальных моделей образования к транснациональным. В системе высшего образования это проявляется в Болонском процессе, который должен доходить и до уровня среднего образования.

В среднем образовании европейских стран менее громко, но не менее последовательно проходит подобный процесс. Его необходимость могу проиллюстрировать на примере своей дочки Яны, которой после окончания гимназии в Украине пришлось доучиваться в Германии, чтобы сдать абитур, предоставляющий ей право вступления в университет.

Мы являемся первопроходцами нового образования, которое отныне и навеки становится глобальным.

Это означает, мы должны найти собственные ответы на вызовы времени для того, чтобы:

— растить украинца и гражданина мира;

— содействовать появлению у учеников такого типа навыков, как, например, умение работать в многоязычном контексте;

— способствовать появлению так называемого «зеленого мировоззрения» и т.д.

Причем нам следует нарабатывать такие образовательные технологии и обогащать содержание образования таким образом, чтобы находить адекватный ответ сразу на два вызова времени — вызов глобализации и вызов индивидуализации.

Конечно, не стоит «изобретать велосипед» в случае, когда можно импортировать передовые образовательные технологии с Запада. В отличие от нас, там еще в 70-е годы прошлого века появились как теоретическая концепция глобального образования (Роберт Хенви и др.), так и практический опыт функционирования глобально ориентированной школы.

Есть такой
интегрированный курс!

Одним из двух новых направлений деятельности образовательных программ Международного фонда «Відродження» на 2005—2006 гг. является инициатива «Європейський вимір у школі».

Вскоре школы Украины смогут ввести преподавание нового интегрированного курса «Європейські студії». Кстати, это я настаивал на таком названии, что подчеркивает неформальную (студийную) форму учебных занятий (по данному принципу построено мое пособие по риторике «Мистецтво живого слова»).

Авторы этого проекта констатируют: «Современная школа должна содействовать развитию демократической культуры, формированию необходимых для проживания в европейском сообществе компетентностей, политико-правовых и социально-экономических знаний. Приоритеты общеевропейского образования состоят в предоставлении молодому поколению знаний об общем европейском наследии и практических навыков: адаптироваться к жизни и учебе в разных странах Европы, быть мобильными, способными к коммуникации и защите своих прав».

Содействовать решению этих важных задач и призван предлагаемый курс.

Интегрированный курс «Європейські студії» на модульной основе может преподаваться как отдельный факультативный курс для учеников 8—12 классов, рассчитан на 34 часа. Модули курса могут быть использованы во время преподавания таких предметов и курсов, как «История», «География», «Обществоведение», «Гражданское образование», «Человек и мир», «Иностранный язык», «Основы экономики».

Данный курс разработан в рамках общего проекта Международного фонда «Відродження» и Ассоциации руководителей школ г. Киева. На базе ассоциации создан ресурсно-информационный центр «Європейські студії в школі» (веб-сайт проекта www.euro.lecos.org).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме