Академическая свобода — это право преподавателей, ученых и студентов свободно исследовать, учить и изучать. Но она имеет значение не только для академического сообщества. Если мы хотим, чтобы наши университеты стали не только средоточием знаний, но и центрами, где рождаются новые идеи, то должны обеспечить им свободу. Без этого невозможно развитие не только науки, но также демократии и общественного прогресса.
Принципы академической свободы закреплены в международных документах, в частности в Европейской хартии исследователей. Украинское законодательство в сфере высшего образования также обеспечивает права на академическую свободу, но оно нуждается в усовершенствовании, а отдельные его требования даже ограничивают реализацию принципов академической свободы. Бесспорно, война также является мощным фактором, который добавляет вызовы обеспечению академической свободы. Но многие факторы, негативно влияющие на ее обеспечение, были в нашей академической среде еще до войны. Какие именно?
Важно отметить, что полноценный анализ состояния академической свободы в Украине требует более широкой дискуссии и выходит за рамки этой статьи. Здесь мы рассмотрим только несколько примеров, которые сразу бросаются в глаза и побуждают к переосмыслению и диалогу.
Лицензионные требования
Преподавание в университете не может быть оторванным от науки. Когда преподаватель является исследователем, он не просто передает знания, но и создает их. Это позволяет учебному процессу быть живым, актуальным и гибким. Без реальной связи с научной практикой образование становится замкнутым кругом, где знания устаревают еще до того, как их успевают передать студентам. Поэтому участие преподавателей в научной деятельности — это залог того, что университеты останутся центрами прогресса и реальной интеллектуальной свободы. Эти фундаментальные академические принципы были заложены еще в университетской традиции времен Вильгельма фон Гумбольдта.
Но, к сожалению, сегодня научная работа в университетах часто сводится к выполнению формальных требований: публикациям для отчетов и участию в сомнительных конференциях с получением сертификатов. Это ограничивает академическую свободу, лишая преподавателей возможности реализовать себя через исследования, отвечающие их интересам и потенциалу. Основная проблема кроется в распространенном дискурсе, что преподавание превалирует над наукой, которая часто воспринимается как второстепенная.
Обязательная научная деятельность в университетах предусмотрена в Лицензионных условиях осуществления образовательной деятельности (пункт 38), которые вроде бы направлены на обеспечение качества образования. Но на самом деле они настолько заформализованы, что стимулируют гонку за количеством формальных достижений, а не за качеством. Это часто приводит к продуцированию публикаций сомнительного качества, которые публикуются в низкоуровневых изданиях без надлежащего рецензирования или влияния.
Закон «9600»
Частично это противоречие между наукой и преподаванием пытается урегулировать принятый Верховной Радой Закон №9600 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о поддержке научной работы в заведениях высшего образования». Хотя он все еще не подписан президентом, стоит обсудить его в свете академической свободы. Одно из новшеств этого закона — привлечение к преподаванию в университетах специалистов-практиков, не занимающихся наукой, а также предоставление преподавателям возможности выбора — сосредоточиться на преподавании (педагогический работник) или сочетать его с научной деятельностью (научно-педагогический работник).
На первый взгляд, это гибкий подход. Но не угрожает ли это «разделением на умных и красивых», где преподаватели, выбирающие только преподавание, рискуют утратить связь с современными научными тенденциями? Будут ли достаточные стимулы для тех, кто остается в науке, чтобы избежать ее формализации и механического выполнения требований? Особенно актуальны вопросы перехода между ролями. Если преподаватель решит вернуться к науке после периода преподавания, сможет ли он сделать это без административных барьеров?
Порядок присуждения степени доктора философии
Одним из самых дискуссионных аспектов порядка является формализация требований к членам разовых специализированных советов. Согласно действующему законодательству, компетентность членов определяется наличием не менее трех публикаций по тематике диссертации соискателя за последние пять лет, а также отсутствием совместных публикаций. Эти критерии, направленные на объективность, превращают формирование советов в сложную игру. В узких научных направлениях, где специалистов мало, поиск соответствующих экспертов часто напоминает акробатику с ее сложными трюками. Результат? Соискатели и университеты сталкиваются с невозможностью защиты из-за ограниченности кадрового разнообразия. Это нужно изменить и переосмыслить. Вместо создания ловушек с многочисленными ограничениями стоит сосредоточиться на реальной способности членов совета дать объективную и профессиональную оценку работы соискателя.
Наблюдательные советы назначают ректора
Эксперимент по назначению ректоров наблюдательными советами выглядит как попытка адаптации западных подходов к управлению университетами в украинских реалиях. Привлечение внешних экспертов и установление KPI эффективности работы ректора могут повысить прозрачность и эффективность управления, а разработка стратегий развития — стать инструментом модернизации высшего образования. Но передача выборов ректора внешним советам ограничивает право университетского сообщества избирать своего лидера и нарушает автономию университетов, ставя их в зависимость от решений внешних органов. Академическая свобода заключается в том, чтобы университеты самостоятельно определяли свои приоритеты и лидеров.
Советские рудименты или стены у нас в головах
Сколько бы мы ни критиковали власть, МОН, университетский менеджмент, нормы законов и политики, в первую очередь стоит посмотреть на себя. Мы строим барьеры, которые передаем дальше, обучая аспирантов работать по формальным шаблонам и ограничивать свои идеи. Например, традиция добавлять в профессиональные статьи «иконостас» авторитетов — список всех, кто когда-то работал над темой, вместо четкого понимания вклада каждого. Формальные упоминания «Иванов, Петренко, Сидорович» часто не объясняют, что именно сделано и, главное, почему проблема остается нерешенной.
Еще одной замалчиваемой проблемой является «пассажирское авторство», когда в списках авторов оказываются люди, фактически не принимавшие участия в работе. Но об этом не здесь, да и нужно ли еще раз? В вопросах отчетности ситуация аналогичная: вместо оценки качества исследования или его влияния внимание сосредоточивается на точках, запятых и соответствии ДСТУ. Такое формализованное мышление убивает саму идею научной работы, превращая ее в бюрократический ритуал.
Академическая свобода начинается с осознания собственных ограничений. Если мы будем молчать об очевидных проблемах и следовать устаревшим традициям, можем ли говорить о настоящей свободе в науке?
Академическая свобода в условиях войны
Актуален ли вопрос академической свободы в условиях войны, когда некоторые университеты разрушены, научные сообщества разбросаны по миру, а некоторые преподаватели и студенты находятся в оккупации? Но именно сейчас он стоит особенно остро, ведь отсутствие культуры академической свободы ограничивает наше мышление и лишает нас голоса, который должен звучать на весь мир.
Не является ли ограничением академической свободы ситуация, в которой университеты вынуждены работать без физической инфраструктуры, а преподаватели — преподавать из убежищ или при отсутствии стабильной связи? Сложно обеспечить мобильность и свободу исследований, когда у преподавателей-мужчин ограниченное право выезжать из страны или они теряют недели на очереди в ТЦК.
Сложная ситуация в университетах, перемещенных с оккупированных территорий. Натан Гринфилд в статье Where universities face emerging threats and crises для University World News детально рассмотрел эти вопросы, в частности на примере Бердянского государственного педагогического университета. Он освещает, как параллельно на оккупированных территориях был создан клон университета, спекулирующий репутацией настоящего. Подобные ситуации не только разрушают ценности академической свободы, но и являются очередным преступлением агрессора.
Поэтому сейчас как никогда необходимо культивировать академическую свободу в университетах. Это должно быть основой университетских ценностей и маркером нашей борьбы за свободу в широком смысле. И если мы этого не сделаем, кто тогда будет говорить за нас?
Что делать?
Я убеждена, что работа над восстановлением и укреплением академической свободы должна вестись на всех уровнях: от государственной политики до ежедневных действий каждого члена академического сообщества. Это не может быть односторонним процессом или ответственностью только одной из сторон.
На государственном уровне важно обеспечить гибкость и готовность слышать голоса ученых. Прозрачные и понятные правила, отсутствие лишней бюрократии, поддержка инициатив станут ключом к построению доверия.
Университеты должны стать платформами для диалога и поддержки не только опытных ученых, но и молодых исследователей. Им нужно отойти от устаревших традиций и формализма, ограничивающих новые идеи.
И, конечно, все начинается с нас, членов академического сообщества. Мы должны оторваться от диванной критики и роли «экспертов» только в комментариях соцсетей. В то же время мы должны направлять энергию на диалог, формулировать конструктивные предложения и принимать участие в их реализации.
Академическая свобода не существует сама по себе — она зависит от нашей готовности ее отвоевывать в борьбе и отстаивать. Каждый из нас может внести свой вклад, поддерживая свободу мнений. Главное — стремиться к диалогу, который объединяет, а не разъединяет. Только так мы сможем создать условия для развития науки, образования и общества, где академическая свобода станет не просто лозунгом, а реальностью. Здесь я хочу напомнить слова нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «Свобода — это нормально». Если мы хотим общественного прогресса, наши университеты должны стать кузницами идей, а не фабриками дипломов и заложниками отчетов.