Ядерная энергетика Украины после президентских выборов: вектор северный

12 февраля, 2010, 17:27 Распечатать

Еще до окончания выборов вероятный победитель в схватке за президентский пост В.Янукович сделал несколько заявлений, касающихся ядерной энергетики и атомно-промышленного комплекса Украины...

Еще до окончания выборов вероятный победитель в схватке за президентский пост В.Янукович сделал несколько заявлений, касающихся ядерной энергетики и атомно-промышленного комплекса Украины. Ссылаясь на протокол о намерениях, подписанный с главой «Росатома» С.Кириенко во времена своего премьерства при президенте В.Ющенко (январь 2007 года), он сказал: «…стороны ставят перед собой задачу по строительству на территории Украины завода, производящего топливо для атомных электростанций. Вот по этому пути нам и нужно идти. Я с этим предложением поеду в Россию и уверен в том, что мы найдем здесь общий язык и будем строить завод по производству топлива для наших атомных электростанций… Нас интересует строительство как минимум двух, а то и трех атомных энергоблоков, и мы их не можем построить только на украинских комплектующих. Мы построили два атомных энергоблока по миллиарду долларов каждый — на Ривненской и Хмельницкой АЭС. Мы начали это строительство в 2003 году, а закончили в 2004-м. Практически за год! И сейчас я хотел бы с Россией говорить о том, чтобы мы на партнерских условиях начали снова строить еще три атомных энергоблока».

Как говорится, задачи ясны, цели определены. Выходит, что объявленный Минтопэнерго 27 января 2010 года конкурсный отбор технологии производства ядерного топлива для украинских реакторов ВВЭР-1000 теряет смысл, потому как технология уже выбрана командой Януковича. А ведь Минтопэнерго сообщает, что приглашение участвовать в конкурсе и документация то ли будут направлены, то ли уже направлены российской компании «ТВЭЛ» и американской Westinghouse Electric…

История с выбором партнера для строительства завода по производству ядерного топлива активно развивалась в течение 2009 года. При этом выбор в качестве партнера российского монополиста по поставкам ядерного топлива для украинских АЭС — компании «ТВЭЛ» — подразумевался в рамках пакетных договоренностей Ю.Тимошенко и В.Путина, оформленных во время поездки нашего премьер-министра в Москву в конце апреля, что не вызывало энтузиазма у экспертов и президентской стороны («ЗН», №38—39 от 10 октября 2009 г.). И именно под давлением президента В.Ющенко, которому в своем августовском указе о введении в действие решения СНБОУ от 5 июня 2009 года «О развитии рынков топливно-энергетических ресурсов в рамках реализации Энергетической стратегии Украины до 2030 года» пришлось прописать специальный пункт о необходимости проведения конкурса по строительству завода по фабрикации ядерного топлива в Украине, правительство вынуждено было осуществить формальные шаги по его организации.

Приказом Минтопэнерго от 28 октября 2009 года №571 была создана межведомственная комиссия, разработаны Порядок проведения процедуры отбора и Методика оценки предложений участников конкурса по проведению отбора технологии для создания в Украине предприятия по изготовлению ядерного топлива для реакторных установок типа ВВЭР-1000, утвержденные декабрьским протоколом заседания комиссии. При этом ни широкая общественность, ни эксперты не имеют возможности ознакомиться ни с составом комиссии, ни с текстами упомянутых документов — их нет на сайте Минтопэнерго. А, казалось бы, конкурс для того и проводится, чтобы выбор осуществлялся прозрачно и по ясным критериям.

Энергетическую стратегию Украины до 2030 года пока еще никто не отменял, как и недавно принятую государственную целевую экономическую программу «Ядерное топливо Украины», и два указа президента Украины (от 27 декабря 2005 г. №1863 и от 25 февраля 2008 г. №156). Именно в этих документах говорится о необходимости создания на территории Украины производства ядерного топлива для отечественных АЭС и диверсификации его поставок от иностранных производителей.

Продолжается проект квалификации ядерного топлива производства компании Westinghouse Electric. 5 февраля 2010 года энергоблок №3 Южно-Украинской АЭС был остановлен для проведения планового капитального ремонта, который продлится 80 дней. НАЭК «Энергоатом» информировала, что во время ремонта в активную зону будут загружены 42 тепловыделяющие сборки (ТВС) производства компании Westinghouse Electric в рамках продолжения проекта квалификации топлива.

А вот как интерпретирует данную ситуацию интернет-ресурс «Версии», принадлежащий экс-главе «Энергоатома», народному депутату от Партии регионов А.Деркачу. В материале «Быдлодром» от 5 февраля сообщается: «Пошла утечка информации о готовящейся в «Энергоатоме» ядерной провокации. Сегодня ночью третий блок «Южки» (Южно-Украинской АЭС) отключен для проведения загрузки в активную зону реактора 42 тепловыделяющих сборок производства американской компании Westinghousе. Это ядерное топливо не сертифицировано для применения в Украине. Более того, были многочисленные случаи сбоев в работе реакторов, в которые загружались тепловыделяющие сборки. Не приспособлены украинские ядерные блоки для подобных экспериментов. Даже программное обеспечение, с помощью которого контролируется работа ТВЭЛов, конфликтует с базовой программой, что приводит к аварийной остановке реактора. К чему это я все рассказываю? Да к тому, что в день выборов может быть объявлена радиационная тревога. «Бютовское» руководство «Энергоатома» в лице господина Недашковского получило указание имитировать аварию на блоке. Проблема заключается в том, что игры с атомом обычно плохо заканчиваются. Ситуация может развиваться совершенно непредсказуемо».

Ну, как вам такое предположение? Это ж какая буйная и, вдобавок, не вполне здоровая фантазия у автора и его патрона! Ядерная провокация — это что-то новое в мировой практике. Да, топливо производства Westinghouse пока еще не лицензировано в Украине. Именно для завершения этого процесса и осуществляется проект его квалификации. В 2005 году шесть ТВС производства Westinghouse уже были загружены по разрешению Госкомитета ядерного регулирования, который провел госэкспертизу по ядерной и радиационной безопасности документов по обоснованию безопасности эксплуатации «смешанной» зоны (в которую загружены и российские сборки производства компании «ТВЭЛ»). Работы по лицензированию эксплуатации опытных ТВС проводятся в соответствии с документом госкомитета «Подходы к регулированию ядерной безопасности в рамках проектов внедрения в Украине новых модификаций ядерного топлива». Положения этого документа распространяются в том числе и на модификации российского топлива.

При внедрении российских модифицированных сборок ТВСА также были «смешанные» зоны (из ТВС старой конструкции и ТВСА), которые почему-то не пугали противников сотрудничества с американцами. Несмотря на проблемы, возникавшие при опытной эксплуатации первых партий ТВСА, — и отказы, и «посторонние предметы» в них. А от модифицированных российских сборок ТВС-М, которые внедрялись на украинских АЭС в 1999—2000 годах, Украина вообще отказалась из-за недостатков в их конструкции. Но при этом никто не пугал народ радиационными и ядерными авариями. За четыре топливные кампании эксплуатация шести ТВС производства Westinghouse Electric в активной зоне третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС не вызвала замечаний у специалистов «Энергоатома», наоборот. В ином случае Госатомрегулирования не разрешил бы загрузку 42 сборок.

В период второго премьерства В.Януковича предпринимались попытки переписать часть энергостратегии Украины, касающуюся ядерной энергетики. Андрей Деркач, возглавлявший в то время «Энергоатом», не считал необходимым для Украины строительство завода по фабрикации ядерного топлива. Он считал более предпочтительным вариант вхождения в Новосибирский завод химических концентратов. Команда его соратников носилась с идеей корпоратизации НАЭК «Энергоатом» и предприятий атомно-промышленного комплекса Украины (подробнее см. в «ЗН» №25 от 30 июня 2007 года, «Бойцы невидимого фронта на атомной передовой», №29 от 11 августа 2007 года, «Стратегия стратегии, или Ноу-хау от НАЭК «Энергоатом», №30 от 18 августа 2007 года, «Родовые травмы «Укратомпрома»), а также производства урана из руды с Новоконстантиновского рудника, в которое Украина уже вложила около 800 млн. долл. бюджетных средств и которое готово к эксплуатации, исключительно с россиянами. Полагаю, что даже если Стратегия и не будет формально переписана, то будет изменена фактически в пользу российских компаний.

Никто не возражает против исторически сложившегося сотрудничества в этой сфере с Российской Федерацией. Просто прагматичные государства создают у себя конкурентные условия на рынке товаров и услуг в ядерной сфере, поэтому выстраивают партнерские отношения с компаниями из разных стран, что приносит им ощутимую выгоду.

Бывшие соперники по президентской гонке демонстрируют удивительное единодушие в своих взглядах относительно глубины сотрудничества с РФ в ядерной сфере. И если команда В.Януковича всегда была последовательна в этом вопросе, то команда Ю.Тимошенко во второй половине прошлого года сменила свою точку зрения на противоположную.

А еще раньше, в апреле 2008 года, после подписания контракта между «Энергоатомом» и Westinghouse Electric о поставке ядерного топлива с 2011 года, советник премьер-министра по энергетическим вопросам, народный депутат от БЮТ А.Гудыма так комментировал вопрос строительства завода: «Это записано в Программе создания неполного ядерного цикла, составленной еще в 2001 году, когда Юлия Владимировна была вице-премьером по вопросам ТЭК, а я был председателем парламентского комитета по вопросам ТЭК. Пока мы не будем иметь свой завод ядерного топлива — будем зависеть от России. На 100%! Задача очень простая — построить завод. Неважно, кто нам его построит, русские или американцы, важно, чтобы он был построен».

А вот его же комментарий от 22 апреля 2008 года относительно контакта «Энергоатома» с Westinghouse: «Россияне шесть лет водили Украину за нос. Мы хотели через совместное российско-украинско-казахстанское предприятие построить на нашей территории завод. Если бы он по российским технологиям был построен, то мы производили бы сегодня из своего урана, из своего циркония свои ядерные сборки. Завод не построен по одной причине: Россия думала, что будет нас держать до конца. А мы оказались мудрее. Мы сказали: если Россия не хочет, мы сделаем заказ американской фирме Westinghouse, которая начала разрабатывать то самое ядерное топливо. Она это делала в Чехословакии — вот перед вами бывший советский специалист, который работал на атомных электростанциях в Чехословакии. Они, чтобы уменьшить свою зависимость от России, уже в 1985—1995 годах имели ядерное топливо фирмы Westinghouse на своих ядерных реакторах ВВЭР-1000. То есть Украина не является пионером. Она повторяет то, что уже сделала Чехия».

В конце января 2010 года, комментируя информацию об объявлении конкурса по строительству завода по фабрикации ядерного топлива в Украине, А.Гудыма с уверенностью сообщил газете «Коммерсант», что с экономической точки зрения, учитывая условия тендера, наибольшие шансы выиграть его имеет компания «ТВЭЛ». «Топливо этой компании почти на 20% дешевле, чем сборки Westinghouse, и, главное, более эффективно и безопасно. Поэтому, если исходить из прагматичного подхода, а не политического, у российской корпорации, я бы сказал, стопроцентные шансы победить», — отмечает господин Гудыма.

А вот в апреле 2008-го на вопрос журналиста о ценовых параметрах на топливо производства двух компаний-соперников реакция А.Гудымы была иной: «Некорректно сравнивать. Речь идет об экономической независимости. При чем здесь, сколько оно стоит? Если мы будем и дальше полностью зависеть от России, то до лампочки наша условная независимость. Свобода, энергетическая безопасность не измеряются в миллионах. Они измеряются в процентах зависимости или независимости. Мы на 100% зависим от России. О чем еще говорить? О каких сотнях миллионов, о каких миллиардах?..»

Политика, конечно, дело грязное…

Вернемся к высказыванию В.Януковича о рекордно коротких сроках строительства двух энергоблоков в 2003—2004 годах. Его слова можно отнести к очередным ляпам из серии «украинский поэт Чехов», «генофонд-геноцид», правда, в данном случае это будет понятно только узкому кругу людей. Энергоблоки не строились, а достраивались (при готовности строительных конструкций каждого более 80%), а основное дорогостоящее оборудование было завезено еще до объявления моратория на строительство АЭС в Украине. Строить блок с нуля и достраивать почти готовый — огромная разница. Россияне строили в китайском Тяньване два энергоблока с нуля общей стоимостью порядка 3 млрд., еще и понеся убытки в виде
200 млн. долл. штрафных санкций со стороны Китая за срыв сроков поставок оборудования.

А вот свежая новость: Россия построит вторую очередь Тяньваньской АЭС (два блока ВВЭР-1000) в 2,5 раза дешевле, чем хотела, — за 1,7 млрд. долл. каждый. Поэтому по 1 млрд. долл. на достройку каждого блока в почти готовом состоянии — это «хорошее освоение» денег, осуществленное соратниками по партии В.Януковича во главе с С.Тулубом, который одновременно был министром топлива и энергетики и возглавлял государственную коммерческую компанию НАЭК «Энергоатом» в нарушение Конституции и законов Украины. К тому же вот уже пять лет новые энергоблоки не работают на полную мощность, а только по очереди по банальной причине: до сих пор не построены линии электропередачи для снятия с них мощностей. Но так велико было желание «освоить» огромные деньги, получить звания героев Украины, ордена и медали и сдать блоки ко дню рождения тогдашнего гаранта Конституции и дню Конституции, что каких-то 300—500 млн. долл. на такую мелочь, как ЛЭП, почему-то запланировать забыли, как и заказать разработку соответствующего проекта.

Судя по всему, те же лица после переформатирования правительства возглавят ядерную отрасль, и опыт «освоения» огромных кредитных средств, вероятнее всего, российского происхождения, будет успешно применен при строительстве новых энергоблоков. Только суммы увеличатся в четыре-пять раз минимум.

Вопрос в том, нужно ли именно сейчас их строительство, тем более с использованием полностью иностранных кредитных ресурсов? Весь мир идет по пути модернизации действующих энергоблоков с целью увеличения их установленной мощности, что требует на порядок меньших затрат. Так, в США за 2008 год мощность действующих энергоблоков была увеличена на 2,18 ГВт, что равносильно введению в эксплуатацию двух новых энергоблоков-миллионников. Есть резервы и в увеличении коэффициента использования установленных мощностей (КИУМ), который по итогам прошлого года в Украине был рекордно низок: 68,4% против 73,9% в 2008-м.

Для сравнения: по итогам работы АЭС «Ловииза» (Финляндия) с реакторами ВВЭР-440 советской конструкции КИУМ составил 95,6%.

И вообще, нужны ли Украине такие мощные энергоблоки в будущем, ведь не существует на государственном уровне стратегической программы развития экономики до 2030 года, поэтому нет и представления о том, какова будет структура нашей промышленности к тому времени? Если мы и до 2030 года собираемся торговать преимущественно металлом и сырьем, тогда, конечно, строить надо. А если будем модернизировать экономику…

Впрочем, противоборствующим сторонам не до стратегических планов, ведь каждый год — выборы, и надо решать сегодняшние тактические задачи.

Ядерная отрасль в очередной раз оказалась на пороге кадровых изменений. Есть слабая надежда, что приказ Минтопэнерго от 30 ноября 2009 года №673 «О порядке проверки знаний по ядерной и радиационной безопасности у руководителей эксплуатирующих организаций, других предприятий, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии», принятый во исполнение соответствующего постановления правительства о квалификационных требованиях к руководителям и их заместителям органов госуправления в сфере использования ядерной энергии и органов госрегулирования ядерной и радиационной безопасности (к принятию которого значительные усилия приложил Госатомрегулирования Украины), станет барьером для непрофессионалов. А именно — «юристов-спецслужбовцев», шахтеров широкого профиля, как это было совсем недавно. Но надежда совсем слабая, потому как живем мы в государственно-олигархической стране, и решения правительство принимает исключительно в пользу собственников заводов-пароходов, которые в данный момент времени находятся в стане победившей политической силы. Все это лишает Украину цивилизованного будущего и дает возможность нашей северной соседке прирасти нашими ресурсами. С чем ее и можно поздравить.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно