УКРАИНА — ПОЛЬША: ТРАНЗИТНЫЙ ИНТЕРЕС

20 июня, 2003, 00:00 Распечатать

После недавно состоявшегося референдума в Польше, в ходе которого граждане этого государства бо...

Генеральный консул Украины в Гданьске Зиновий Куравский (слева), воевода Поморья Ян Курильчик и глава «Укртранснафти» Александр Тодийчук (справа) едины в том, что от разговоров о Евро-Азиатском нефтетранспортном коридоре пора переходить к делу
Генеральный консул Украины в Гданьске Зиновий Куравский (слева), воевода Поморья Ян Курильчик и глава «Укртранснафти» Александр Тодийчук (справа) едины в том, что от разговоров о Евро-Азиатском нефтетранспортном коридоре пора переходить к делу
 

После недавно состоявшегося референдума в Польше, в ходе которого граждане этого государства большинство голосов отдали за вступление в Евросоюз, эта страна уже одной ногой твердо переступила порог европейского сообщества. Соответственно и все последующие шаги Польши сориентированы на общеевропейские интересы. В том числе на развитие системы экономической и энергетической безопасности государств-членов ЕС, диверсификацию источников и путей транспортировки энергоносителей. И если до сих пор, будучи занятыми своим вступлением в ЕС, поляки выражали лишь поддержку проекту Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и, в частности, идее продолжения украинского нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и далее, то теперь они решительно перешли к действиям. Воевода Поморья (прибалтийской части Польши, где расположен и Гданьск, и нефтяной порт) Ян Курильчик так и заявил 17 июня в Гданьске на встрече с украинской делегацией: «Хватит разговаривать, пора работать». Воевода Поморья (этот пост сродни областному губернатору) в интервью «ЗН» сообщил, что намерен серьезно обсудить участие Польши, а также Поморского воеводства и Украины в создании шестого европейского транспортного коридора в ходе назначенной на понедельник встречи в Одессе президентов Украины и Польши. А это не только продолжение нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши, но и создание и реконструкция автомобильных, железнодорожных и иных магистралей, на что ЕС выделяет крупные инвестиции. Для Украины участие в создании шестого транспортного коридора может означать реальную интеграцию в европейское сообщество.

В нескольких сотнях метров от места, где когда-то с высадки фашистских десантников на балтийское побережье Польши, по сути, началась Вторая мировая война, сегодня расположен один из крупнейших торговых портов Балтики. Весомой составляющей порта в Гданьске является нефтяной терминал и вся сопутствующая инфраструктура, именуемые нефтяным портом. Если смотреть с так называемой вышки, в которой расположен диспетчерский пункт, гданьский нефтяной терминал – практически копия украинского, расположенного в черноморском порту Южный. Впрочем, это естественно, ведь построены они практически по одной технологии. Разница пока что в возможностях перевалки нефти: польский терминал способен отгрузить 34 млн. тонн нефти в год, украинский пока рассчитан на 9 млн. тонн с возможностью быстрого увеличения пропускной способности до 14,5 млн. тонн. Правда, после полного завершения строительства терминал «Південний» сможет обеспечить перевалку 40 млн. тонн нефти в год. А пока что нефтяной порт в Гданьске считается одним из самых современных и перспективных глубоководных портов на Балтике, который способен обслуживать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн. И хотя нефтяной порт является акционерным обществом, по сути он государственный, так как государство является его крупнейшим акционером. Единственная неприятность в том, что в настоящее время задействована лишь треть мощностей по перевалке нефти, в основном российской. Большая часть нефтетранспортной инфраструктуры порта не задействована. Поляков это удручает, но они рассчитывают на скорое изменение ситуации на рынке нефти и соответственно на увеличение объемов перевалки, причем не только российской нефти. Можно сказать, что рассчитывают они и на каспийскую нефть, и на иракскую.

К слову, Польша получит непосредственный доступ к нефтяным залежам Ирака и приглашает Украину поучаствовать в их освоении и обустройстве. Тем более что Украина внесла свой вклад в борьбу с режимом Хусейна. Тут впору придется и нефтепровод Одесса—Броды. Поэтому поляки в последнее время, особенно после международной конференции в Брюсселе 27 мая, форсируют подготовительную работу по сооружению нефтепровода Броды—Плоцк, а затем и на Гданьск. Как рассказал воевода Курильчик, уже прорабатывается маршрут этого нефтепровода, заканчивается разработка его технико-экономического обоснования.

Специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК и председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук по случаю напомнил, что до сооружения нефтепровода от Брод по территории Польши до Гданьска для доставки, например, иракской нефти можно воспользоваться нефтепроводом Кирку—Джейхан—Самсун (через территорию Турции). На первом этапе, по словам А.Тодийчука, это могло бы быть замещение нефти, на втором этапе – экспорт нефти по этому маршруту.

Оппоненты проекта ЕАНТК утверждают: ни Польша, ни Европа не нуждаются в каспийской нефти, и этой нефти нет. Мол, строят избыточные нефтетранспортные мощности – и только. Уверяют, что нефтеперерабатывающие заводы Центральной и Восточной Европы технологически рассчитаны на переработку не легкой малосернистой каспийской нефти, а исключительно на российскую экспортную смесь Urals. Действительно, так сложилось еще со времен бывшего СССР, который стремился экспортировать максимум нефти. Соответственно странам-участницам Варшавского договора деться было некуда, да и после распада Союза, когда российские нефтяные компании активно отвоевывали себе место на рынке, страны так называемого дальнего зарубежья вполне устраивали условия, на которых они приобретали российскую экспортную смесь. Более того, в последние годы те же российские экспортеры нефти преуспели настолько, что приобрели многие нефтеперерабатывающие заводы, куда они прежде лишь поставляли свою нефть.

Тем не менее это не значит, что в Европе и в Польше иная, кроме российской, нефть не нужна. В этом украинская делегация могла убедиться во время переговоров с руководством группы Lotos, куда входит нефтеперерабатывающий завод Rafineria Gdanska SA. Завод способен перерабатывать 4,5 млн. тонн нефти в год, но после реконструкции его перерабатывающие мощности увеличатся до 6 млн. тонн в год. Разумеется, это не сравнимо с такими НПЗ в Украине, как ЛиНОС или «Укртатнефть» (проблема в том, что эти заводы нам уже не принадлежат). Но нефтеперерабатывающий завод в Гданьске прочно занимает свою нишу на польском рынке.

Заместитель председателя правления АО Grupa Lotos и финансовый директор Войцех Ковальчик рассказал в интервью «ЗН», что нефтеперерабатывающий завод может перерабатывать любую нефть – технология производства это позволяет. Просто сегодня до 90% поступающего на предприятие сырья – российская экспортная смесь. Но как только появится возможность получать нефть из других источников, гданьский НПЗ готов закупать ее как для своего производства, так и для экспорта (благо, предприятие расположено рядом с нефтяным портом Гданьска). Правда, это требует немалых средств. Но после окончания технического переоснащения завод сможет изыскать их. Поэтому уже сегодня группа Lotos готова сотрудничать с «Укртранснафтою». И также намерена поучаствовать в польском десанте в Одессу.

К слову сказать, 85% оборудования группы Lotos (прежде всего резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов) окрашено специальными так называемыми тяжелыми красками производства польской компании Olivia. Свои услуги Olivia предлагает и «Укротранснафті», гарантируя качество покраски не менее чем на 15 лет. Это подтвердили и менеджеры группы Lotos. Компания эта на рынке подобных услуг занимает вполне достойное положение и стремится расширять географию своего бизнеса. И хотя она не настолько знаменита, как гранды этого рынка производства и услуг, высокое качество ее продукции и сравнительно доступные цены привлекают внимание клиентов компании Olivia далеко за пределами Польши. Так что вполне возможно, что и в Украине эта марка станет известной.

Относительно дальнейшего развития проекта ЕАНТК, стоит заметить и некоторые организационные подвижки. Например, правительство Польши определило координатором проекта со своей стороны компанию «Перн» («Дружба»). В Украине, как известно, эти функции возложены на ОАО «Укртранснафта» и специального уполномоченного по вопросам ЕАНТК А.Тодийчука. Еврокомиссия до недавних пор оказывала через проект INOGATE консультационное и техническое содействие Украине в реализации проекта ЕАНТК. Теперь же руководитель регионального офиса программы INOGATE в Киеве Татьяна Деревянкина является координатором проекта ЕАНТК со стороны выше названной программы Еврокомиссии. По ее словам, после успешной для Украины международной конференции в Брюсселе интерес к проекту ЕАНТК максимально возрос, и это способствовало активизации и польской стороны. Тем более что Еврокомиссия в мае официально заявила об общеевропейском значении проекта ЕАНТК и, в частности, нефтепровода Одесса — Броды и далее по территории Польши. Для Польши как завтрашнего члена ЕС это послужило сигналом к действию. И нельзя было не заметить, как изменилось отношение и настроение поляков со времени, когда в конце декабря 2002 года в Варшаве было открыто представительство «Укртранснафти». Теперь очевидно, что второе представительство украинской компании потребуется открывать и в Гданьске.

Кроме того, 14 июля в Гданьске запланировано провести «круглый стол», чтобы предметно обсудить детали сотрудничества с компаниями, высказавшимися за участие в этом международном проекте. Сейчас координаторы проекта рассылают приглашения будущим участникам этой международной встречи.

А в Украине оппоненты проекта продолжают его «бомбить». И чем активнее действует «Укртранснафта», тем громче голоса оппонентов. Случайность или все-таки закономерность? Одно очевидно, если сейчас Украина сбавит активность в этом направлении, нефтепровод Одесса—Броды действительно останется без нефти. Зато не пострадают бизнес-интересы компаний, для которых этот нефтепровод как кость в горле…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно